5 принципов учёбы для знаний, а не оценок
Анна Булгакова, ведущий методист онлайн-сервиса Яндекс.Учебник, рассказывает, почему оценки — не лучший способ мотивировать детей учиться, зачем нужно соревнование с самим собой и какие эффективные способы ориентации на учебный процесс может использовать учитель в начальной школе
Что такое оценки и для чего они нужны? Кажется, что это очень простой вопрос с известным всем ответом: чтобы оценить учебную деятельность ребенка, дать ему обратную связь по выполненной работе, учителю — проанализировать степень освоения учебного материала. Но на практике оказывается, что часто оценки используются не по назначению, становятся источником конфликтов, психологического дискомфорта и могут даже свести на нет учебную мотивацию.
Если использовать оценки как стимул, то быстро оказывается, что учеба не так интересна сама по себе: внимание ребенка фокусируется на «зарабатывании» оценок, он старается «угодить» учителю, «быть хорошим».
Давление со стороны родителей, основанное на формальном подходе, только усугубляет ситуацию. Дети, которые не получают «пятёрки» в силу возрастных особенностей, незрелости когнитивных или регуляторных функций, начинают искать способы выхода из дискомфортной ситуации. И если старание не дает должных результатов или оказывается непосильным, то формируется стойкое негативное отношение и к оценкам, и к самой учебе.
В такой ситуации, обычно к концу начальной школы, намечается разделение по полу: девочки стремятся получить одобрение и рыдают, потому что не получили пятёрку (заметим, им не так важно, как они на самом деле ответили), а мальчики уходят в глухую защиту: «Что мне ваши двойки!».
Когда отношения с учителем, родителями и одноклассниками строятся вокруг отметок, они перестают иметь отношение к сути учебного процесса. Формальное выходит на первый план, заслоняя собой содержательную и познавательную стороны.
Сколько раз мы слышали: «Да, у меня всегда двойки по математике», «Выше тройки по русскому я ни в жизнь не получу». Нелюбимые предметы, заниженная самооценка, отсутствие познавательного интереса: заложив такую основу в младшей школе, рассчитывать на успешное освоение программы в средней уже не приходится.
Ещё, конечно, в отметки заложен элемент сравнения детей между собой, в то время как в начальной школе конкуренция скорее вредна. Она убивает стремление сотрудничать и работать в команде — один из главных навыков будущего.
Как же тогда учиться? Без привычного многим из нас «заработай пятёрку», без «кто быстрее, лучше, сильнее»? Оказывается, учеба, в основу которой заложена внутренняя мотивация, оказывается не только стабильнее, но и эффективнее, чем давно изживший себя «метод кнута и пряника».
Давайте попробуем сформулировать некоторые простые приёмы, которые помогут учителю укрепить внутреннюю мотивацию учеников и повысить их заинтересованность в учебе.
1. Важно учитывать возрастные и личностные особенности ученика. Изучайте свой класс, помните про конкретных детей, у которых может не хватать умения сосредоточиться даже на 5 минут. «Быстрые» и «медленные» дети, «внимательные» и «невнимательные» — позаботьтесь о каждом, найдите элемент учебного процесса, в котором каждый будет чувствовать себя комфортно и успешно.
Чередуйте разные виды активности, сочетайте двигательную и интеллектуальную нагрузку в рамках одного урока, уделяйте внимание мелкой и крупной моторике, не пренебрегайте игровыми заданиями. Гармонично построенный урок помогает детям сохранять внимание и брать от занятий максимум.
Хорошим помощником могут стать онлайн-сервисы, которые позволяют разнообразить занятия. Например, с помощью Яндекс.Учебника можно чередовать индивидуальные задания с групповой работой, буквально за считанные минуты создавать подборки, подготовленные специально для конкретного ученика с учетом его уровня и потребностей. Интересные и современные тексты, думаю, понравятся и ученикам, и учителям.
2. Не нужно думать, что все получится сразу и легко. Главный ваш помощник — это последовательность, а не скорость. Не стоит предъявлять ученикам завышенные требования, но и расхлябанность поощрять нельзя. Попробуйте так называемый «прием зелёной ручки»: отмечайте то, что получилось хорошо. Пусть ребенок видит, где у него получилось, к чему стремиться. А то, что требует корректировок, отмечайте у себя, пусть это послужит основой для анализа и модерирования учебного процесса.
3. Формулируйте понятные требования, давайте ясные инструкции — не академическим, а понятным маленькому ребёнку языком. Чтобы успешно выполнить задание, ученик должен чётко представлять себе, что нужно делать и что будет считаться хорошо выполненной работой. Для работы с детьми требуется хорошо владеть словом: уметь сказать достаточно, но не слишком много. Долгие тирады дети не воспринимают, как и повышенные интонации.
4. Для того чтобы ученик был не просто субъектом учебной деятельности, но ее активным участником, обращайте его внимание на пройденный путь. Учите ребёнка видеть свой прогресс. Даже небольшой успех значим и заслуживает внимания. Ставьте разные задачи в зависимости от уровня и состояния учеников, но следите за тем, чтобы было движение вперед.
5. Для развития нужна нагрузка, но не перегрузка. Стресс — физиологическая реакция, которая оказывает влияние на все системы организма. Находящийся в стрессе человек может только выживать, а вот учится новому – нет. Что может стать стрессообразующим фактором для учеников начальной школы? Прежде всего, это недружелюбная атмосфера в классе, отсутствие режима дня, недостаточная двигательная активность или сон.
Если ребёнок живёт в цейтноте — уроки, задания, занятия, и так по кругу — его внутренние усилия будут, в конце концов, направлены на защиту от стресса, а не на освоение нового. Старайтесь оставить детям свободное время, чтобы спокойно поесть, вдоволь поиграть, побегать, заняться любимым делом.
Работа учителя — одна из самых сложных. Она требует не только высокой квалификации, но и огромных психологических, интеллектуальных и эмоциональных затрат. Не забывайте о себе: продумывайте свой отдых, свои способы восстановления и пополнения ресурсов. Кто-то любит рисовать, кто-то петь, для кого-то источником вдохновения являются книги, кулинария или наблюдение за птицами… Не бойтесь пробовать новое! Если есть ситуация, где вы оказываетесь учеником, то в работе вам будет проще понять своих учеников, оценить их старания, порадоваться успехам.