Выход из зоны комфорта

Не обучать по шаблону, а ломать рамки

Парта, стулья, учительский стол, доска, шкаф — обычный кабинет необычного педагога — учителя биологии автономного образовательного учреждения «Лицей» Екатерины Анатольевны Бушуевой из маленького сибирского города Тобольска Тюменской области.

— Как не дать потухнуть искре в глазах будущих Пушкиных и Ломоносовых, Менделеевых и Павловых, Алябьевых и Перовых? Где ученики помогут увидеть разноцветный мир? Где помогут обрести себя и радость познания? — спрашивает Екатерина Анатольевна. И сама отвечает: «В школе радости, конечно. Так что есть только один выход для педагога — из зоны комфорта. Не обучать детей по установленному шаблону, а ломать рамки, позволяя ребенку развиваться во всех направлениях.

Школу радости реализовал великий педагог Василий Сухомлинский, фактически воплотив в жизнь мечту другого гуманиста — Яна Коменского, выраженную в его книге «Дидактика», о школе как «цветущем саде и мастерской гуманности». «Я представляю себе детские годы как школу мышления, а учителя — как человека, заботливо формирующего организм и духовный мир своих воспитанников», — писал Василий Александрович Сухомлинский. Его книга «Сердце отдаю детям», по мнению Бушуевой, удивительно актуальна сейчас, в нашем цифровом мире: так много кругом агрессии — и в жизни, и Интернете. Противостоять этому может только доброта друг к другу и к миру.

Уже седьмой год после Тобольской государственной педагогической академии имени Д.И. Менделеева, входя по утрам в класс, она говорит ребятам: «Доброе утро, я рада вас видеть». Дети отзываются охотно, отвечая молодому педагогу взаимностью. Но желания познавать она поначалу не видела. Именно это и заставило искать какие-то иные инструменты, не те, которым учили в академии. Говорит, что выданные вместе с дипломом «крестовые отвертки» не подходили для «винтов с прямым шлицем». Улыбается:

— Французы говорят: «Шерше ля фам», а педагоги: «Шерше ля интерес». Согласитесь, если ребенку интересно, он будет думать, искать, спорить, сомневаться… Поэтому нужны условия, которые мотивируют ребенка на познавательную деятельность. Я как молодой учитель ищу свои подходы, инновационные технологии, ресурсы образовательной среды. Это не только запрос общества, но и изменившегося ребенка, который сегодня рождается с гаджетами в руках, живет и развивается в постоянно обновляемом информационном мире.

Такой инструмент — игра. В ней ребенок осваивает новый тип взаимоотношений мысли и слова. «Цветы жизни», независимо от возраста, расцветают в игре, по наблюдениям Екатерины Анатольевны.

— Не важно, с кем играть — с малышами или выпускниками, главное, что дети, сами того не замечая, усваивают материал, — говорит она. — Ведь игра — это модель реальности, та самая безопасная среда, где ребенок может пробовать себя, не боясь последствий. Именно этого я и добиваюсь: чтобы дети на моих уроках почувствовали свои крылья, захотели воспарить над буднями, стали творить. Пополняя свою игровую базу, обращаю внимание в первую очередь на игры, которые нравятся мне. Ведь обучение в сотворчестве с учителем способствует развитию любых компетенций в сопровождаемой деятельности. Нет деятельности — нет развития компетенций.

Пятиклассники, знакомясь с биологическими понятиями, устанавливают правила, тем самым закладывая фундамент норм, принятых в коллективе. Самые артистичные — шестиклассники — распределяют роли, прорабатывая образы до мельчайших деталей. Примеряя образы, они учатся принимать разные точки зрения, часто противоречащие своим.

Семиклассников в игре Екатерина Анатольевна узнает с трудом: подростки, стремящиеся к единоличному лидерству, активно формируются в команды, где выдают неожиданные результаты. Самые эмоциональные — восьмиклассники, игра помогает им справиться со своими переживаниями по поводу и без, взять под контроль свои чувства, помочь друг другу в их осмыслении.

Девятиклассники, по ее словам, похожи на пятиклашек: с таким же нетерпением ждут игру, только у них она другая, в ней ребята не боятся представить свои идеи, смело продвигают креативные варианты решений. Творчески самовыражаясь, дети позволяют самовыражаться друг другу — с интересом слушают, подхватывают идеи.

— Бывает, старшеклассники спрашивают, зачем им, практически взрослым, нужно играть. Да затем, что так легче понять сложнейшие механизмы окружающего мира, — объясняет Екатерина Анатольевна. — Как писал Анатоль Франс, чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.

Опираясь на работы отечественных педагогов, которые представляют разное понимание термина «эдьютейнмент», что в переводе с английского языка означает «обучение через развлечение», Бушуева постаралась объединить их идеи в своей практике. Она использовала современные средства обучения на основе принципа последовательности: развлечение с помощью игры, затем привлечение к самому предмету, которое рождает увлечение — устойчивый и целенаправленный интерес к образовательному предмету. Моделирование образовательного пространства позволяет использовать ресурсы интеграции, что соответствует требованиям федеральных государственных стандартов и достижению метапредметных и личностных результатов. «Поле самовыражения», как называл игру на уроке Даниил Борисович Эльконин, складывается из нескольких составляющих.

— Мы вместе с ребятами определяем цели учебных игровых ситуаций, — объясняет молодой педагог. — Для учащихся, например: найти решение. Для меня: помочь освоить способы деятельности, сформулировать критерии выбора и оценки. Содержательный компонент складывается из предметных и межпредметных знаний. Важно освоение игровых правил. А игровые ситуации возможны на разных этапах учебного процесса. Например, на этапе мотивации и целеполагания мы используем «Лобстер»: нужно отгадать личность ученого, задавая друг другу односложные вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Для освоения в 7 классе, например, проходим квест «Царство растений». Для закрепления подходит «Третий лишний». Для контроля результатов образовательной деятельности — «Слепой ботаник». За время работы у меня накопилась подборка игр, которыми я делюсь с коллегами на сайте, методобъединениях, курсах, конференциях.

Но игра требует изменения образовательного пространства. Поэтому следующим шагом Екатерины Анатольевны стал выход из стен кабинета. «Сегодня наш урок пройдет на улице», — сказала она однажды пятиклашкам, и они немедленно побежали одеваться. Чистое весеннее небо, свежий воздух, распускающиеся листочки — не заметили, как пробежало время. Встретившись с ребятами через неделю, увидела, что «дворовый» урок дал потрясающий результат — детей удалось вдохновить на творчество. Маша и Полина изобразили один пейзаж в разных техниках, Алексей увлекся изучением редкого вида жуков, одного из которых обнаружил на лавочке, Егор начал разучивать сложнейшее музыкальное произведение Николая Римского-Корсакова «Полет шмеля». Она поняла, что стала на шаг ближе к школе радости и… расширила образовательное пространство за счет природных, социокультурных и производственных объектов, прежде всего региональных. Если нет возможности выйти из школы, то использует виртуальные экскурсии онлайн.

— Наш комитет по образованию поддерживает поиск новых форматов работы на уроке, трансформирующееся пространство — одна из актуальных на сегодня тенденций, — говорит молодой педагог. — У нас сильная команда, которая включает и комитет по образованию администрации города, и моих преподавателей из пединститута, и лицейских наставников. С их помощью мне удается зажечь в детях живой интерес к познанию и творчеству.

Невозможно и неразумно, сидя в кабинете, изучать закономерности, происходящие в природе. Знакомясь с многообразием животного мира, нужно подталкивать детей к стремлению его сохранить, умению брать ответственность за свои поступки. Слушать звонкий щебет краснокнижных птиц в природоохранной зоне, видеть простейшие организмы в микроскоп прямо на берегу лесного пруда, выпускать мальков осетра в Иртыш — это гораздо интереснее, чем смотреть, как это делают другие. Применение знаний на практике и их интеграция, которая оживляет образовательный процесс, помогают формированию у детей целостного представления о мире, развитию логического мышления и творческих способностей, устраняют дублирование в изучении материала и тем самым экономят учебное время, избавляя от утомляемости.

В ходе работы над проектом «Исследование особенностей шумовых нагрузок» дети составили рекомендации, которые заинтересовали отдел охраны окружающей среды компании «СИБУР». И другие результаты таких «распахнутых миру» уроков не заставили себя ждать: лицеисты начали активно участвовать в олимпиадах и конкурсах, а биология теперь пользуется популярностью как экзамен по выбору на ГИА. Продолжением уроков стал кружок «Арлекин», где вместе с педагогом ребята создают пантомимы об актуальных проблемах экологии. Например, проектная работа «Исследование пищевых добавок» превратилась в постановку «Холодильник».

— Детям интересно, а значит, как говорил Владимир Маяковский, «и стоит жить, и работать стоит!» — говорит Екатерина Бушуева. — Мне хочется, чтобы в непростом и наполненном одноцветными красками мире появилось как можно больше креативных и смелых людей. Ведь творчество ведет к рождению новых идей, дает возможность человеку ощутить все краски жизни. Активно внедряя игру в урочную и внеурочную деятельность, вижу, как меняются мои воспитанники — от закрытых, неэмоциональных, неактивных до эмпатичных и жизнерадостных почемучек. Возможно, в мире скоро станет больше на одного великого биолога! Потому что я лишь приоткрываю завесы природных тайн, а открытия они делают сами. Пока маленькие, но надеюсь, что большие у них еще впереди.

Наталья Яковлева