Перспективы развития дефектологического образования и работы с детьми с особыми образовательными потребностями

В Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) прошла рабочая встреча представителей экспертного сообщества со студентами вуза и членами Совета молодых ученых Института коррекционной педагогики. 

Участники круглого стола обсудили перспективы развития дефектологического образования и работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Фальковская рассказала будущим педагогам о современной нормативно-правовой базе, охватывающей различные области работы с детьми, которые нуждаются в особой защите.

«Важно не упустить время и обеспечить своевременную поддержку ребенка и его семьи. Это дает возможность сформировать жизненные навыки и знания, стать полноценным гражданином страны, работать, приносить пользу обществу и чувствовать себя счастливым. И дети, и родители должны быть уверены в том, что эти ребята будут жить в социуме», – подчеркнула Лариса Фальковская.

Она информировала, что инклюзивное образование находится в сфере особого внимания Минпросвещения России и всего педагогического сообщества. Кроме того, несколько месяцев назад был утвержден профессиональный стандарт для педагогов-дефектологов, включающий новые, ранее нигде не учтенные компетенции, например работу с детьми раннего возраста или с расстройствами аутистического спектра. В работе над этим стандартом принимали участие специалисты МПГУ. В настоящее время разрабатываются новые образовательные программы на его основе.

Лариса Фальковская обратила внимание на важность подготовки квалифицированных специалистов, которые будут работать с детьми с особыми образовательными потребностями.

«Мы делаем все для того, чтобы абитуриенты выбирали эту специальность, проходили практику и эта практика заканчивалась бы трудоустройством. Надо, чтобы преподаватели работали с интересом и энтузиазмом, чтобы каждый ребенок получал поддержку и сопровождение. В эту работу важный вклад вносят молодые ученые, будущие кандидаты наук, занимающиеся специальной педагогикой, психологией и дефектологией, – члены Совета молодых ученых Института коррекционной педагогики», – отметила Лариса Фальковская.

Она рассказала про мотивационные и профориентационные проекты выездной студенческой практики в Республике Башкортостан, Ямало-Ненецком автономном округе и Республике Татарстан. Такая практика позволяет получать практический опыт работы с детьми и налаживать сотрудничество между вузом и школой.

Ректор МПГУ Алексей Лубков напомнил о том, что подготовка учителей-дефектологов была и остается в числе ключевых задач современной педагогической науки. Эта подготовка должна в оптимальном соотношении сочетать практические навыки и теоретические фундаментальные знания.

«Вопросы подготовки кадров сегодня стоят очень остро, и наш университет возвращается к национальной системе подготовки кадров и апробирует современные подходы к работе на основе научных разработок и экспериментальных решений специалистов вуза. Мы стараемся учесть современные потребности образовательных организаций и с особым вниманием прислушиваемся к мнению будущих педагогов – наших сегодняшних студентов», – сообщил Алексей Лубков.

К участниками встречи также обратились заместитель директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Сергей Антонов и директор Института коррекционной педагогики Татьяна Соловьева.

«Студенты смогли увидеть своими глазами ту уникальную среду и подход к помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в регионах. Я рада, что этот проект стал возможен при поддержке Министерства просвещения и Московского педагогического государственного университета», – отметила Татьяна Соловьева.

Студенты дефектологического факультета Института детства представили свой опыт выездной педагогической практики, которая состоялась с 17 по 30 апреля 2023 года в образовательных организациях Республики Башкортостан, Республики Татарстан и Ямало-Ненецкого автономного округа. В своих сообщениях они проанализировали методики обучения детей с ОВЗ, которые применяют в своей работе специалисты регионов. Также будущие дефектологи выделили особенности взаимодействия с детьми при проведении занятий урочной и внеурочной деятельности с учетом региональных особенностей, рассказали о трудностях, с которыми столкнулись, и о тех знаниях, которые они получили благодаря совместной работе с более опытными коллегами.

Участниками мероприятия стали также представители органов государственной власти в сфере образования регионов, в которых проходила практика студентов. Все они выразили желание продолжить сотрудничество в заданном формате.

Специалисты Института детства МПГУ рассказали о новых направлениях развития научно-исследовательской практики в образовательных программах, межуниверситетском академическом и научном сотрудничестве студентов и молодых ученых в области специального дефектологического образования.

Члены Совета молодых ученых Института коррекционной педагогики представили новые проекты и инициативы Совета, в том числе III Всероссийский конкурс молодых исследователей в области коррекционной педагогики и специальной психологии, адаптированную программу дополнительного образования обучающихся с ОВЗ 8–11-х классов в рамках проекта «Код будущего».

 

Источник