Кодекс Родителей

Времена изменяются, духовные ценности остаются.

Человечество переживает эпоху великих перемен. Мир динамично меняется, создавая иллюзию неустойчивости и приближения краха. Изменяясь внешне и обучаясь жить в условиях непрекращающегося кризиса, мы сохраняем внутренние неизменные ориентиры, вечные духовные ценности. И тогда крах оборачивается движением вперед, а неустойчивость – подвижностью и гибкостью.

Семья – это вечная ценность, образ будущего человечества в земных условиях настоящего. Без её сохранения невозможно развитие человечества.

Родители – колыбель будущего, отраженная в личностях конкретных людей: мам и пап, дедушек и бабушек.

Дети – Души, которые Творец дает нам на хранение, чтобы мы создали условия для раскрытия их даров на земле.

Мы, будущие или настоящие родители, понимаем, что духовный смысл этих понятий выступает для нас идеальным образом, путь к которому займет всю жизнь, но сознательное движение в этом направлении создает ту реальность, в которой возможно семейное счастье и счастье наших детей.

Итог размышлений предлагаем как Кодекс Родителей, не регламентирующий, а только намечающий основные направления в становлении и развитии семьи.

  1. Девушки и юноши, стоящие на пороге влюбленности, помните, что нравственная чистота и бережное отношение друг к другу создают условия для прихода будущих поколений вашего рода, а духовная близость – основу прочности и благополучия семьи.
  2. В ваших генах ничто не исчезло бесследно. Все победы, поражения, достижения и испытания рода остались в вас. Узнавайте больше о тех, кто ушел в прошлое, и дал расцвести вашей жизни. Относитесь к себе не только как к конкретной личности, а еще как к носителю всех приобретений рода с бережностью и благодарностью.
  3. Образование семьи – это принятие на себя ответственности перед Творцом за мужа, жену, детей. Ответственность не будет обузой, если муж и жена любят друг друга. Любовь не есть дар от рождения, иногда любви учатся всю жизнь. В этом смысле семья – школа любви.
  4. Женщины и мужчины отличаются друг от друга по способу восприятия мира. Семья – это союз двух разных миров, его сила в единстве, а не в противостоянии. Учитесь творящему терпению. Воздерживайтесь от злословия и осуждения в адрес мужа, жены, детей. Молитвенно обращайтесь за помощью к Творцу.
  5. Семья имеет свои взлеты и падения, все это закономерности развития, поэтому будьте готовы не только к совместному переживанию радостей, но и невзгод. Поддерживайте друг друга и восхищайтесь друг другом. Вместе стойко переживайте как бессонные ночи у колыбели малыша, так и утрату близких людей. Берегите свою семью от публичности. Пусть жена, муж, дети всегда будут вечной ценностью для вас, не зависимо от их достижений.
  6. Готовьтесь к приходу будущего ребенка задолго до его появления. Зовите его и думайте о нем. Только не ждите, что ваш ребенок будет таким, как вы.
  7. Многие дети, приходящие в мир, отличаются от нас. Они несут в себе новые задатки, способные изменить мир взрослых. Их отличает открытость, дружелюбие, умение противостоять жизненным трудностям и сознательное стремление к своему предназначению на Земле. Таких детей называют Детьми Света.
  8. Детям Света нужны родители Света. Никто вам не скажет, кем является ваш ребенок, но относится к нему нужно как к Ребенку Света.
  9. Не превращайте ребенка в заложника ваших не исполненных желаний и не реализованных амбиций. Не заставляйте ребенка проживать вашу жизнь, найдите в себе мужество помочь ему стать не вами, а собой.
  10. Проживите в ребенке свое детство так, чтобы вместе с ним впервые увидеть полет стрижей и солнечные лучи в реке, открыть для себя тайны детских мечтаний и, взрослея вместе с ним, не потерять веру в человека.
  11. Не старайтесь научить ребенка взрослой жизни, старайтесь не предавать его тогда, когда ребенок окажется в трудной жизненной ситуации и будет нуждаться в вашей вере в него.
  12. Оставляйте ребенку личное пространство, в котором он имеет право изучать мир, и не требуйте от него только правильных поступков, иначе как он узнает, какие поступки неправильные. Не осуждайте и не требуйте немедленной расплаты за содеянное от ребенка. Объясняйте ему самого себя. Называйте чувства и переживания, которым он пока не может дать название, но ваш опыт уже знает, как это сделать, не возвышаясь и не подавляя.
  13. Помните, что ребенок – это отражение ваших потаенных чувств и глубинных переживаний. Все, в чем вы боитесь или не хотите признаться себе, что вас мучает и заставляет страдать, проявится в ребенке в увеличенном виде. В семье встречаются люди для взаимного исправления друг друга. Поэтому как вы нужны ребенку для его воспитания, так и он вам – для самовоспитания. Откажитесь от двойных стандартов — и ребенок перестанет лгать, храните супружескую верность — и ребенок сохранить нравственную чистоту, будет защищен от соблазнов, сохраняйте человеческое достоинство в любых ситуациях — и ребенок перестанет грубить.
  14. Не используйте безнравственных методов воздействия на ребенка, не унижайте его и не лгите, даже во имя добрых, как вам кажется, целей. Ребенок запомнит это на всю жизнь и будет применять подобные методы к своим детям и к вам, когда уйдут ваши молодость и сила.
  15. Делайте для ребенка все, что можете, пусть в семье будет детоцентризм, но не обслуживайте страсти ребенка, не превращайте его в деспота, который сам попал в плен своего деспотизма. Поддерживайте его желание что-то делать для других: замечать усталость мамы, слезы сестренки и болезнь бабушки.
  16. Любите ребенка в любых обстоятельствах не за что-то, а просто так. Учитесь любить чужих детей, это поможет сохранить истинную любовь к вашему ребенку и не даст ей превратиться в ублажение собственного тщеславия.
  17. Пусть ребенок растет в окружении Красоты: красивых вещей, поступков, чувств, но не навязывайте ему чувства собственности над красотой. Учите его создавать красоту там, где он есть, а для этого помогайте замечать прекрасное в музыке, литературе, природе. Находите время для утончения восприятия ребенка. Читайте вслух, комментируйте прочитанное, высказывайте свое суждение, просите ребенка высказывать свои мысли, всегда находите время для обсуждения главного.
  18. Учитесь быть искренними с ребенком. Если мы понимаем, что ребенок – это живая душа, то для её роста и развития нужны особые минуты общения. Общение «по душам» не терпит суеты. Терпеливо взращивайте такой тип общения с ребенком и создавайте для него пространство в своей семье.
  19. Помните о переломных моментах в жизни ребенка. Есть такая закономерность: чем талантливее и одарённее детская натура, тем сложнее проходят этапы её роста и становления. В преодолении трудностей ребенок накапливает энергию для утверждения своей миссии в жизни. Относитесь с пониманием к таким периодам, не теряйте веру в ребенка, не отворачивайтесь от него, дайте ему понять, что вы его любите и будете любить всегда.
  20. Интересуйтесь школьной жизнью ребенка. Не отметками и успехами, а жизнью. Дети не готовятся к жизни, они уже живут, поэтому школа для них – это прежде всего место взросления и получения жизненного опыта. Не заискивайте перед учителями и не злословьте на них. Приходите на помощь учителю и сами обращайтесь к нему за помощью. Находите возможность общаться со школьным коллективом вашего ребенка, расширяя интересы детей.
  21. Умейте принять взросление своего ребенка как радость, не продолжайте относиться к тринадцатилетнему ребенку также, как вы относились к нему, когда ему было 7, но и не считайте, что он вырос и теперь сам должен распоряжаться своей жизнью. Забота о нем должна перерасти в сотрудничество и взаимопомощь. Обращайтесь к повзрослевшему ребенку за советом, привлекайте его к решению семейных вопросов. Создавайте условия для того, чтобы ребенок сознательно обуздывал свои желания, развивал силу воли, глядя на то, как это делают родители.
  22. Бабушки и дедушки в семье – это тихая пристань для ребенка в его бурной жизни, заполненной трудностями и проблемами. Создавайте в семье атмосферу уважения и любви к старшему поколению. Дедушки и бабушки – мудрые генераторы любви, вечный источник сказок, песен, жизненных историй. Разве можно представить детство без их пирожков, рыбалки, мудрых советов и неиссякаемой изобретательности в поддержке внуков.
  23. Песок в часах Детства сыплется невероятно быстро. Только в детские годы потребность события с родителями самая высокая. Дорожите каждой минутой, проведенной рядом с детьми, переживайте её как неповторимый дар Творца и помните, что ребенок – это праздник, который пока еще с тобой.

В составлении Кодекса Родителей использованы мысли, приведенные в работах Януша Корчака, Василия Сухомлинского, Шалвы Амонашвили, Елены Евдокимовой, а также методологические положения «Манифеста Гуманной Педагогики» и «Кодекса Чести и Служения Учителя».

Источник