Обучение через призму удивления

Мастер-класс

«Познание начинается с удивления» (Аристотель)

Добрый день! Приветствую вас.
Представляю вам свой мастер-класс!
Очень хочу вас удивить,
Темой выступления в самое сердце поразить!
Еще Аристотель смел утверждать:
Детей умей удивлять
Фактом, методом, игрой
И смело веди за собой!
Конструируем, творим,
Все исследуем и ищем
Удивление нам помогает,
Тяга к знаниям все возрастает!

— Какие эмоции вы испытали, когда свое выступление я начала в необычном для себя образе? (интерес, удивление)

Твердо уверена, что удивление на уроке может стать «запускным механизмом» для формирования интереса к обучению, а значит, (Слайд 1) обучать можно и нужно через призму удивления.
На определяющую роль удивления в процессе обучения указывал еще Аристотель (Слайд 2 «Познание начинается с удивления»). Этот механизм запускается еще в детстве, когда ребенок по мере своего развития сталкивается с неизвестными ему ситуациями, сопровождающимися реакцией удивления. За этим следует попытка исследовать предмет, то есть познать его.

— Чем можно удивить учитель?

Для себя я определила следующие источники удивления: удивление фактом, удивление методом, удивление собственными силами. Рассмотрим более подробно каждый из них на примерах.
 
Удивление фактом

Любой школьный предмет — это совокупность интересных фактов. А вы знаете, что:
* Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, — вынуть.
* Миг — это количество времени равное 0,01 секунды.
* В наших волосах содержатся микроскопические частицы золота.

Такие удивительные факты есть в арсенале каждого педагога. Предлагаю поиграть в игру «Вопрос — ответ». Я вопрос, а вы – отвечаете. За правильный ответ вы получаете жетон.

  1. Какое животное сажает больше деревьев, чем среднестатистический человек в течение жизни? (Белка)
  2. Кто из вас знает самые длинные имена существительные? (одиннадцатиклассница и делопроизводительница)
  3. Какое число нельзя записать римскими цифрами (ноль)

 
За каждый правильный ответ вручаю красный жетон круглой формы и говорю:

  1. Если в течение какого-то времени смотреть на красный цвет, учащается сердцебиение.
  2. Круги (от греческого, означает «превратить»)
  3. В бумаге столько же калорий, сколько и в картошке. В бумаге содержится целлюлоза, а это углевод, так же в бумаге содержится глюкоза.

Эти факты мотивируют учеников к дальнейшему самостоятельному поиску информации. Таким образом, именно ученик, а не учитель становится источником вопросов.
 
Удивление методом

То, как учитель представляет сложный для понимания школьников учебный материал, может вызвать удивление и восторг. В этом мне помогаю приемы мнемотехники.
При работе со словарными словами ученики сталкиваются с проблемой запоминания орфограммы. Использую приемы мнемотехники:

  1. Октябрь – подберем слово-ассоциацию так, чтобы проверяемая орфограмма была в сильной позиции «осень», «дождь».
  2. Девочка – дорисуем орфограмму до слова «лицо девочки».
  3. Ворона – рисунок, где этот предмет изображается в виде картинки-ассоциации «ворона с двумя сережками».
  4. Фокус-группа: слова ЯГОДА (графическая ассоциация), КАПУСТА (слово — ассоциация), МОЛОКО (рисунок)

При изучении темы «Правописание наречий» используем «правило окна».
Наречия, образованные с помощью приставок из-, до-, с-, в-, на-, за- «проверяют» с помощью падежных форм слова «окно» с такими же предлогами.

К приемам мнемотехники относятся и веселые рифмовки, помогающие запомнить правильное ударение:

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

Как правильно написать: чулков или чулок? Носок или носков? Все просто: (показываю) носки короткие, а окончание длинное (носков), чулки – длинные, а окончание короткое (чулок).

И таблицу умножения можно учить с увлечением. Например, так: используя пальцы рук легко запомнить случаи умножения на 9. А повторить таблицу умножения можно с помощью… самолетиков! (запускаю самолеты с таблицей умножения)
 
Удивление собственными силами

Один из приемов данного источника я продемонстрировала в начале своего выступления. Моя специализация – учитель начальных классов — представляет широкое поле для творчества. Я могу быть и капитаном, вести по океану знаний; и сыщиком, расследуя дело о безударных гласных или равенствах и неравенствах; или даже муравьишкой, который помогает первоклассником исследовать тайны леса. Попробуем и мы!
 
Фокус-группа
Соотнесите наряд с типом урока: «Медицинский халат, одежда ученого, кепка и лупа».
К данному источнику удивления я отношу и неожиданные предметы, которые могу появиться на уроке. Например, электрофорная машина как на проведенном мной уроке, велосипед или простой лист бумаги (беру кисть и краски)
Важно помнить, что принять педагогику удивления и применить ее может тот учитель, который сам способен удивляться окружающему миру и своим ученикам.
 
Закрашиваю лист бумаги, на листе проявляется «Спасибо за внимание!»

Лисина Наталья Ивановна, учитель начальных классов