Причастия и отглагольные прилагательные
Урок русского языка в 7 классе
Хуснутдинова И.М., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7, г.Бирск, Республика Башкортостан
Цель: повторение и проверка знаний учащихся по теме урока
Задачи:
Обучающие:
— отрабатывать умения отличать причастия и прилагательные, образованные от глаголов;
— формировать навыки написания «-н-» и –«нн»- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Развивающие:
— развитие орфографических умений;
— развитие навыков сравнивать, обобщать, конкретизировать;
— развитие речи: составление связного рассказа на лингвистическую тему.
Воспитывающие: воспитывать интерес к русскому языку
Оборудование: презентация в программе PowerPoint; Бунеев Р. Н., Бунеева Е., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык. Учебник для 7-го класса основной школы.- М.: Баласс, 2006.
Тип урока: урок-рефлексия
Ход урока:
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Откройте тетради и сделайте первые записи урока. (Запись в тетради: число, Классная работа)
2. Самоопределение к деятельности
Учитель: Ребята, для того чтобы узнать тему и цель урока, внимательно прослушайте лингвистическую сказку в исполнении ваших одноклассников.
«Как причастия с прилагательными подружились»
Давно это было. Стояла в лесу избушка. Жили в ней прилагательные. А по соседству с ними бродили по лесу причастия. Не было у них ни хлеба, ни крова. Тогда причастия собрались на совет. Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к прилагательным. Решили и подошли к избушке. Пришли, постучали и слышат:
– Кто там?
– Это мы, причастия.
– Что вам нужно? – спрашивают прилагательные.
– Пустите нас к себе в избушку, мы хотим жить вместе с вами, – ответили причастия.
– Идите к глаголам, – отвечают прилагательные, – вы глагольного происхождения.
– Но ведь мы сродни вам, – просят причастия, – и относимся мы всегда, как и вы, к существительным, и по родам по-вашему изменяемся, и по числам, и по падежам. Недаром ученики нас с вами путают.
– Подождите, мы посоветуемся.
Посоветовались прилагательные и говорят:
– Мы пустим вас, только отбросьте приставку и «н» из суффикса.
Причастия посоветовались и отбросили приставку и одно «н» из суффикса. И с тех пор живут прилагательные и причастия в большой дружбе.
Учитель: Ребята, о чем же пойдет речь на уроке?
– На чем строится дружба между прилагательными и причастиями?
– А какие проблемы несет такая крепкая дружба?
– В чем, на ваш взгляд, причина такой путаницы?
– На основании беседы сформулируйте первую цель нашего урока. (Цель: отработать умение отличать причастия и отглагольные прилагательные)
– Какую орфограмму мы будем отрабатывать на сегодняшнем занятии? (Правописание «н» и «нн» в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных).
– Сформулируйте вторую цель нашего урока. (Цель: закрепить правописание «н» и «нн» в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных)
На доске: Причастия и отглагольные прилагательные.
3. Актуализация знаний
Первое задание: Запишите пары словосочетаний. Сравните их. Какие выводы можно сделать в результате такого сравнения?
- Гружёный вагон – выгруженный вагон.
- Гружёный вагон – выгруженный рабочими вагон.
- Гружёный вагон (полный) – выгруженный вагон (вагон, который выгрузили).
Отглагольное прилагательное | Причастие |
Образуется от глагола несовершенного вида | Образуется от глагола совершенного вида |
Не может иметь зависимых слов | Может иметь зависимые слова |
Можно заменить только прилагательным | Можно заменить глаголом |
Учитель. Хорошо, молодцы. Одну задачу мы выполнили. Остается теперь вспомнить, когда же пишется «н» и «нн» в суффиксах.
Второе задание: Образуйте от каждого из приведённых ниже глаголов прилагательные и причастия. Употребите каждое из образованных слов в словосочетаниях по образцу.
Красить: крашеный пол – некрашеные доски – крашенная краской скамья – выкрашенные стены – рамы не покрашены (кр. форма).
Варёный суп – неварёный суп – варенный в кастрюле суп – сваренный суп – суп не сварен.
Варить, путать, ткать, сушить, тушить, печь, пугать, жарить.
Обозначьте условия выбора орфограмм графически.
ИЛИ
Спишите, графически обозначьте условия выбора орфограммы:
«Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным. Рваные снасти хлестали по ветру. Даже в номере гостиницы, освещенной лампой с зеленым абажуром, были видны следы недавней бури: пыль веерами лежала на столе около окон, рама была вдавлена внутрь, и за ней наискось торчала сорванная ветром водосточная труба». (К. Паустовский)
Учитель. К каким выводам вы пришли?
Работа с таблицей
Н пишется | НН |
1) в прилагательных, образованных от глагола несовершенного вида (крашеный) | 1) образовано от глагола совершенного вида (решенный) |
2)есть приставка не- (некрашеные доски) | 2) есть приставка ( кроме не-) (выкрашенный) |
3) нет зависимого слова (крашеный пол) | 3) есть зависимое слово (крашенный краской пол) |
4) оканчиваются на –ованный, -ёванный) (асфальтированный, корчёванный) |
4. Локализация затруднений
Учащиеся, допустившие ошибки, анализируют выполненное задание и фиксируют, какие условия выбора «н» и «нн» требуют повторения.
Учащиеся, не допустившие ошибки, выступают в роли консультантов или выполняют творческое задание: написать сочинение-миниатюру.
5. Построение проекта преодоления затруднений
Алгоритм применения правила.
6. Обобщение затруднений во внешней речи
Учитель: Какие же ошибки были допущены, как вы преодолели данные трудности.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Каждый учащийся выбирает только те задания из числа предложенных, в которых он допустил ошибки. Решает их, затем выполняет самопроверку по эталону. Сравнивает свое решение с готовым образцом и фиксирует результат своей деятельности значками:
«+» справился
«?» сомневаюсь
«-» нужно ещё потренироваться
Задание: Вставьте, где необходимо, «-н-».
Пуган…ый воробей, некрашен…ая доска, мочен…ые яблоки, парен…ая репа, вялен…ая рыба, ткан…ая материя, кован..ый конь, вязан…ая кофта, свежеморожен..ый карп, доска покрашен..а.
Вязан…ая по журналу кофта, свежеприготовлен…ый обед, построен…ый на века, лишен…ый прав, дрессирован…ый пес, связан…ая кофта, куплен…ые книги, ещё не правленный текст, подкован..ый конь, брошен..ый мяч.
Эталон
Пуганый воробей, некрашеная доска, моченые яблоки, пареная репа, вяленая рыба, тканая материя, кованый конь, вязаная кофта, свежемороженый карп, доска покрашена.
Вязанная по журналу кофта, свежеприготовленный обед, построенный на века, лишенный прав, дрессированный пес, связанная кофта, купленные книги, ещё не правленный текст, подкованный конь, брошенный мяч.
8. Включение в систему знаний и повторение
Упр. 109. Озвучивается смысл фразеологизмов. Ученики рассказывают, в каких ситуациях можно употребить эти выражения. Составляют с ними предложения, объясняя подчёркнутые орфограммы.
9. Рефлексия деятельности
— Какую цель вы поставили в начале урока?
— Вы достигли поставленной цели?
— Какие затруднения испытали?
— Какие способы и приемы вы использовали в затруднительной ситуации?
— За что бы вы похвалили себя на уроке?
10. Домашнее задание
Подготовить связный рассказ по теме урока, выписать из художественной литературы пять предложений на правописание «н» и «нн» в причастиях и отглагольных прилагательных.
Источник: school2100.com