Советы от учителей: как преподавать в онлайне

Преподаватели Онлайн-школы № 1 рассказывают, с какими трудностями они столкнулись, когда начали преподавать удаленно, и как c ними справились.

Больше половины молодых преподавателей в России планируют совмещать работу в школе с подработкой на онлайн-платформе или частным репетиторством. В дистанционной работе их привлекает экономия личного времени и профразвитие. Но онлайн-формат требует от педагога иных навыков, чем при очной работе: и в плане методики, и в плане самоорганизации.

 

Сложности преподавания онлайн

Ученики меньше вовлечены

Наталья Савинова, учитель алгебры и геометрии: «Когда я начала преподавать онлайн, я сильно переживала о том, как завоевать и удержать внимание детей, которых еще не знаешь. У учеников разный уровень подготовки, скорость, с которой они усваивают материал. К сожалению, очень многие еще и боятся учителей».

Ольга Парфей-Карпович, учитель биологии: «Мне было сложно из-за того, что я не видела всех детей и только опосредованно получалось понять, насколько они участвуют в уроке. Например, по ответам в чате или устным рассуждениям. Мне хотелось вовлечь всех учеников, но это не всегда получалось».

 

Труднее получить обратную связь

Наталья Отрохова, учитель алгебры и геометрии: «Сложно понять кто из учеников реально присутствует на уроках. Когда выключены камеры, не видно, кто работает с учителем, а кто нет. А еще нелегко определить, как дети усвоили пройденный материал, так как не все ученики участвуют в опросах».

 

Приходится адаптировать материалы и методику 

Василий Фомичев, учитель английского языка: «Когда стал преподавать дистанционно, было непонятно, как проводить уроки онлайн. Во время коронавируса мне пришлось начать преподавать онлайн через Zoom, но с небольшими группами. Когда я полностью перешел на удаленку, было сложно подбирать учебный материал, адаптировать интерактивы, находить удобные платформы».

Сложно себя организовать и найти баланс

Наталья Отрохова, учитель алгебры и геометрии: «В онлайне я не умела вовремя заканчивать работу. От этого не успевала переключаться и отдыхать. А на уроках от меня потребовалась очень эмоциональная подача материала, особенные методики. Иначе было сложно „расшевелить“ детей. От этого я еще больше уставала».

 

Как привлечь и удержать внимание аудитории

Чередовать формы работы

Ольга Высоцкая, учитель русского языка: «Чтобы удерживать внимание учеников, я меняю виды деятельности: в течение урока ребята успевают поработать и у доски, и устно, и в чате. Использую интерактив на всех этапах урока: квесты, квизы, игры. Благодаря этому ученики не успевают отвлечься или заскучать».

Анастасия Назарова, учитель начальных классов: «Я часто включаю тактильную разминку: прошу детей потрогать мягкую вещь, сбегать и обнять кого-нибудь из домашних. Если формат обучения и техническая готовность позволяет, добавляю интерактивные задания: комментарии в Zoom, упражнения из Wordwall и LearningApps».

 

Больше общаться с учениками

Полина Чепурная, учитель литературы: «Мой способ привлечь внимание детей — откровенный разговор. Ученики вовлекаются в обсуждение, когда мы обсуждаем факты и знания, которые соотносятся с их опытом. Я стараюсь показывать детям, что учитель, герой текста, автор произведения — не роботы или идеальные люди, а такие же, как они. Стать понятным и близким — значит, стать интересным».

Ольга Высоцкая, учитель русского языка: «Я всегда обращаюсь к ребятам по имени, это помогает „вернуть“ на урок даже тех, кто отвлекся. Иногда проверяю внимательность: прошу ответить на тот вопрос, который мы только что разобрали, повторить, о чем только что говорили».

 

Создать живое взаимодействие

Мария Лозовая, учитель биологии: «На моих уроках ученики всегда включают камеры, это помогает установить зрительный контакт. Они поддерживают друг друга словами, общаются, ведь я не требую выключать микрофоны».

Ирина Лыкова, учитель английского языка: «Чтобы «оживить» онлайн-урок я использую разные методы:

  • Чередую все доступные средства коммуникации: сессионные залы, чат, реакции, камеры, комментирование на экране, ответы по поднятой руке.
  • Практикую «перевернутые уроки», чтобы побудить учеников к обсуждению и анализу.
  • Устраиваю работу в группах.
  • Персонализирую задания и предлагаю детям самим выбирать, какие упражнения делать, в каких форматах работать и получать домашние задания», —.

 

Как проверять домашние задания

Мария Платонова, учитель начальных классов: «Самый простой способ, знакомый из очного обучения, — проверять тетради учеников, только в виде фотографий. Или можно пользоваться различными платформами, где сохраняются результаты тестов. Например: myQuiz или Socrative. Они позволяют в режиме реального времени увидеть, насколько ребенок усвоил материал».

Светлана Коренцова, учитель начальных классов: «Я проверяю домашние задания в формате PDF: ученики выполняют упражнения в файле с возможностью редактирования. Не нужно носить с собой тяжелые стопки тетрадей, а все, что нужно для работы — ноутбук. Если требуется что-то подкорректировать, оставляю текстовые комментарии, используя шрифт прописи. Все получается красиво и аккуратно».

 

Как оценить результат и получить обратную связь

Мария Лозовая, учитель биологии: «Я собираю обратную связь от учеников в чате или создаю опрос от Zoom. Часто на уроках провожу интерактивные задания на сторонних образовательных платформах. Они сразу показывают, как усвоен материал».

Наталья Савинова, учитель алгебры и геометрии: «Я использую интерактивные диктанты, тесты, квизы, игры, которые придумываю в PowerPoint. Либо различные образовательные платформы, где можно получить срез уровня знаний и умений по классу в целом и отдельно по каждому ученику. С детьми у меня доверительные отношения, поэтому они не боятся задавать вопросы, если непонятен материал, и допускать ошибки».

 

Какие платформы выбрать для онлайн-заданий

Алексей Анпилогов, учитель обществознания: «Я всегда держу в голове, что ребятам предстоит сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому включаю в работу актуальные варианты с сайта ФИПИ. Использую игровые технологии, например, квест-комнаты Joyteka. Еще — платформу для создания кроссвордов на сайте Onlinetestpad. Чтобы закрепить материал — дома или в классе — отлично подходит приложение Castle Quiz. Там можно проверить знания по школьным предметам и посоревноваться с другими участниками».

Лыкова Ирина Сергеевна, учитель английского языка: «Для уроков английского подойдут интерактивные платформы Wordwall, Jeopardy, LearningApps, LiveWorksheetsiSLCOLLECTIVE, kami.app. На занятиях я также использую материалы с сайтов Cambridge English, Macmillan Education».

 

Выбор техники для онлайн-уроков

Тимохов Иван Львович, учитель информатики: «Чтобы вести онлайн-уроки, использую два компьютера — стационарный с экраном 17 дюймов и ноутбук с экраном 14 дюймов. Если одно устройство зависнет или сломается, в запасе есть второе. Ноутбук также использую в поездках.

В работе помогает графический планшет: с ним удобно писать и рисовать схемы в режиме комментария. Зимой я использую источник внешнего рассеянного освещения. Подключаю его к ноутбуку, чтобы повысить качество картинки веб-камеры».

Рыбальченко Алексей Владимирович, учитель алгебры и геометрии: «Мой набор: наушники, веб-камера, настольная лампа и стабильное интернет-соединение. Для комфортной работы очень удобно иметь второй монитор, чтобы окно Zoom с чатом и камерами детей было на отдельном экране, а основной монитор оставить под рабочее пространство онлайн-доски. Графический планшет жизненно необходим, на онлайн-доске приходится много писать, а делать это мышкой неудобно».

 

Как обустроить рабочее место

Отрохова Наталья Викторовна, учитель алгебры и геометрии: «Чтобы комфортно преподавать из дома, мне нужно:

  • Отдельно выделенное место для работы, в идеале изолированное.
  • Организовать на столе место, где хранить методическую литературу, канцелярские товары.
  • Доступ к воде. У меня на столе всегда есть несколько видов напитков: вода, чай или кофе.
  • Живые растения около рабочего места. А еще я поставила на стол аромалампу с цитрусовыми ароматами. Это повышает концентрацию и внимание.
  • Дополнительные часы, чтобы следить за таймингом урока».

 

Как позаботиться о здоровье на удаленке

Дарья Громыко, учитель биологии: «Чтобы избежать проблем со зрением, во время уроков вместе с учениками я провожу специальную зарядку. Вращаем глазами, моргаем, закрываем глаза на минуту. На переменах встаю и прохожусь по квартире, смотрю в окно вдаль. Весной и осенью обязательно выхожу на прогулку. Зимой занимаюсь на эллиптическом тренажере: это чем-то похоже на бег или ходьбу на лыжах».

Анастасия Пастушенко, учитель биологии: «В перерывах между онлайн-уроками я стараюсь хотя бы на пару минут встать с кресла — пройти до кухни, погладить любимую кошку, потянуться или просто постоять, глядя в окно. Всегда важно находить компромисс между задачами и цифровым детоксом. А в нерабочее время восстановить силы мне помогает хобби: ирландские танцы и прогулки по городу с аудиокнигой. Это одновременно и физическая нагрузка, и отдых для глаз».

 

Как не выгореть, работая из дома

Анастасия Пастушенко, учитель биологии: «Разграничивайте школьную и домашнюю сферы жизни. Мой рабочий уголок отделен от остальной комнаты стенкой шкафа. Такое зонирование меня психологически поддерживает. Кроме того, каждый день я „собираюсь“ на работу так же, как и на очные уроки: одеваюсь по-школьному, делаю макияж. А в конце дня переодеваюсь в домашнее. Это помогает мне осознать, что работа на сегодня окончена.

Дела, которые жестко привязаны ко времени, я заношу в маленький планер-еженедельник; он очень помогает все успевать. Прочие задачи я стараюсь искусственно ограничивать во времени, чтобы оставшуюся часть дня полностью посвятить личным делам».

Ольга Высоцкая, учитель русского языка: «Я создаю дома такую атмосферу, чтобы мне хотелось работать. На рабочем месте навожу порядок, стул должен быть удобным, свет — мягким, на столе лежит ежедневник и стоит стакан воды. Кроме того, после уроков я стараюсь выходить на прогулку или в спортзал, встречаться с друзьями. То есть проводить какое-то время вне дома.

Мне не сложно разграничивать рабочее и личное время: уроки провожу по расписанию, время на подготовку к ним тоже вношу в ежедневник. А близкие знают мой распорядок и не тревожат сообщениями или звонками во время занятий».

Источник