Наставничество в объективе педагогической деятельности

В статье наставничество рассматривается как значимый элемент кадровой политики, помогающий решить ряд организационных задач, среди которых адаптация и обучение новых работников, снижение текучести кадров, развитие потенциала сотрудников. Раскрывается краткое содержание школьной модели наставничества, апробированной в условиях общеобразовательной организации.


Гуськов Евгений Алексеевич, директор; Новосельцева Вера Ивановна, учитель истории и обществознания, педагог-наставник – МБОУ СОШ № 2 с. Грабово им. Героя России С.В. Кустова, Пензенская область


 

Фрагмент выступления на заседании ведомственной коллеги

 

2023 год для всего педагогического сообщества страны особенный – год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского, Год педагога и наставника.

Решение посвятить это год Учителю ещё раз подтверждает значимость для общества гуманистической миссии, которая лежит в основе профессии. Ведь именно талантливый педагог, опытный наставник открывает детям путь к познанию и развитию, достижениям и открытиям. Учитель формирует ценностные ориентиры, ищет в каждом ребёнке зёрна таланта, позволяет совершать ошибки, чтобы найти себя и своё призвание, стать счастливым и самодостаточным человеком.

Год педагога и наставника – это не только повод поблагодарить педагогов, которые каждый день учат наших детей, но и время новых возможностей: профессионального развития, самопознания, расширения круга интересов, знакомства с новыми практиками и коллегами из других регионов. Такие тезисы начинают тематическую статью «Год педагога и наставника», размещённую 15 марта текущего года в интернет-журнале Академии Минпросвещения России «Время образования».

В Древней Руси к труду учителей, или, как их тогда называли, мастеров грамоты, относились с уважением. «Почитай учителя как родителя», гласит русская пословица. В царской России и первые годы советской власти образ учителя воспринимался как образ наставника, пример для подражания.

А «чтобы учить других, нужно самому постоянно учиться», писал В.О. Ключевский. И к этому великому выражению уместно будет добавить: передавать свои знания, делиться опытом.

Сегодня в школу приходят молодые учителя, получившие буквально вчера дипломы и не имеющие практических навыков организации деятельности в образовательной среде.

Увы, но реалии школьных будней отличны от модели урочной и внеурочной системы, которой обучают в стенах университета. Придя в школу, молодой учитель испытывает трудности в период профессиональной адаптации, в освоении функциональных обязанностей учителя, оформлении документации, формах работы с родителями.

И здесь на помощь молодому учителю приходит друг и помощник – педагог-наставник, подающий руку на сложных этапах профессионального пути. В этот период очень важно почувствовать поддержку старшего товарища по работе, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.

Уместно обратиться к словам Антона Семёновича Макаренко. Он сказал: «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно ни окончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, но, если не будет учиться на опыте других, никогда не будет хорошим педагогом».

Стоит признать, что система наставничества была хорошо развита в советской педагогике. Но и в наши дни лучшие методы и традиции этой системы наряду с современными технологиями прочно входят в образовательный процесс, становятся магистральными приоритетами федеральной образовательной и кадровой политики национального проекта «Образование».

Успешными, с позиции коллег, являются формы наставнической деятельности, которые реализуются на региональном уровне.

В средней школе № 2 с. Грабово им. Героя России С.В. Кустова организация наставнической деятельности осуществляется по модели «Становление». Кадровый состав образовательного учреждения насчитывает 16 человек в возрасте до 35 лет.

Я (Новосельцева В.И. – прим. авторов) являюсь наставником у молодого специалиста – учителя истории и обществознания Будниковой Марины Владимировны, выпускницы нашей школы. Зная её как отличную ученицу, я поставила перед собой условие соблюдения требований по отношению к ней как к учителю.

Цели наставничества в школе:

  • помощь новым учителям в адаптации, чтобы они как можно скорее вышли на плановые результаты работы;
  • реализация обучения на рабочем месте;
  • передача как формальных, так и неформальных приёмов, подходов;
  • понимание и принятие всеми сотрудниками норм корпоративной культуры.

Наставничество реализуется по классическим принципам педагогики. Основные этапы: «Я скажу – ты послушай» → «Я покажу – ты попробуй» → «Сделаем вместе» → «Сделай сам – я подскажу» → «Сделай сам и расскажи, что сделал».

На всех этапах важна поддержка наставником и доверительное общение. Конечно, нужно учитывать, что в любом обучении и сопровождении присутствует человеческий фактор, и каждый эксперт работает в своей манере: кто-то является мастером объяснений, кто-то прекрасно передаёт кейсы, а кто-то блестяще организует практику.

В педагогике выделяется три модели общения между наставником и подопечными: общение – коррекция, общение – поддержка и общение – снятие психологических барьеров.

На протяжении трёх лет работы Марине Владимировне оказывается методическая помощь и психологическая поддержка.

Чтобы передать опыт и идеи своих методических находок, осуществлялось взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий, оказание практической помощи по планированию и проведению уроков, в том числе предварительная работа с конспектами и анализ проведённых уроков.

Была проведена совместная работа по устранению выявленных проблем: подробно изучались принципы составления рабочей программы и технологической карты урока в соответствии с требованиями обновлённого ФГОС. Были рассмотрены современные образовательные технологии и методики, этапы и формы работы с обучающимися на уроке, система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока.

В методической статье «Наставничество и менторинг в современных условиях управления образовательной организацией» Пополитова О.В., старший методист центра образовательного менеджмента «Института развития образования» Ярославской области, кандидат педагогических наук, почётный работник образования Российской Федерации, пишет, что наставничество ради наставничества, разумеется, никому не нужно. В процессе внедрения системы возникают логичные вопросы: придерживается ли наставник разработанного плана работы? достаточно ли разработанной документации? что делать, если наставник не справляется? Для начала нужно определиться с критериями эффективности программ и после проводить по ним оценку, исходя из целей, особенностей своей организации, своего коллектива.

Основные критерии эффективности наставничества:

  • достижение поставленных целей;
  • одобрение и позитивный настрой всех участников;
  • высокие рабочие показатели подопечных;
  • полное соответствие поведения подопечных занимаемой должности;
  • экономическая эффективность.

Достичь высоких результатов по всем критериям невозможно без простоты, активности и показательности внутри системы.

Как выразился знаменитый профессор, писатель и эксперт в области управления Дэвид Майстер, наставничество является инвестицией в долгосрочное развитие организации, её «здоровьем». Мировая позитивная практика это подтверждает.

Считаем, что правильно выбранные формы методического сопровождения позволили начинающему учителю раскрыть свои творческие способности и умения.

В настоящее время Марина Владимировна показывает высокие результаты в профессиональной деятельности:

  • проводит открытые уроки и внеклассные мероприятия на уровне школы и района;
  • её ученики – призёры и победители Всероссийской олимпиады школьников на муниципальном уровне.

Одним из значимых результатов реализации совместной деятельности по модели наставничества «Становление» стоит назвать успешное участи нашего тандема в региональном конкурсе молодых педагогов и их наставников «Педагогический дуэт-2022».

Исходя из опыта реализации наставнической деятельности в школе полагаю целесообразным выдвинуть методическую задачу, над решением которой предстоит работать в следующем учебном году: увеличить охват молодых педагогов системой наставничества до 100%; разработать и внедрить систему активных действий по созданию условий карьерного роста, обмена опытом – своеобразного института наставничества, когда в условиях школы учителя с опытом работают с молодыми специалистами, закрепляют их в коллективе образовательной организации.

Современное общество предъявляет к нам, педагогам, высокие требования. Наша задача – чётко выполнять свои функциональные обязанности, следовать нормам профессиональной этики.

Ведь как говорил русский историк Василий Осипович Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Будем следовать этому принципу, вдохновляясь оптимизмом, зажигаясь новыми идеями и радостью за победы и достижения наших младших коллег и учеников!

Библиографический список:

  1. Год педагога и наставника: интернет-журнал Академии Минпросвещения России «Время образования», 15 марта 2023.
  2. Наставничество и менторинг в современных условиях управления образовательной организацией / Пополитова О.В.: Клуб директоров.