Фокус-проект «Комфортная школа» в объективе школьной образовательной среды. Опыт реализации коробочного решения «Навигация»

В статье рассматривается вариант коробочного решения пилотного проекта «Комфортная школа» Академии Минпросвещения России и Федерального центра компетенций в сфере производительности труда. Приводится логический анализ и механизм внедрения инструментов «бережливого производства» в образовательной организации – «объекте-стажёре».


Гуськов Евгений Алексеевич, директор; Ермилова Наталья Игоревна, советник директора по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями, руководитель проектного офиса – МБОУ СОШ №2 с. Грабово имени Героя России С.В. Кустова, Пензенская область


 

Презентация: Проект «НАВИГАЦИЯ» — МБОУ СОШ № 2 с. Грабово

 

В статье «Проектирование комфортной и безопасной образовательной среды современной школы» Елена Иванова – кандидат психологических наук, доцент, заведующая лабораторией Института системных проектов МГПУ отмечает, что образовательная среда видится сегодня как «третий учитель» в поддержку педагогам, детям и родителям.

Какой должна быть школа? Что значит комфорт в образовательной среде? Как его понимают учителя, ученики и руководство?

В последние десятилетия понятие «комфорт», или «удобное пребывания человека», тесно вошло в наш обиход и закрепляется в образовательных учреждениях, поскольку наряду с образовательной деятельностью, руководители часто стали реализовывать идеи создания условий для комфортного пребывания в школе всех участников образовательного процесса.

Это модно, статусно. Многие условия позволяют создать некий порядок в действующих системах школы. А, как известно, порядок – сила: бережёт время, которого часто недостаточно.

С целью повышения уровня удовлетворённости учеников, учителей и сотрудников школы, а также родителей комфортом и эффективностью образовательной среды с мая 2023 года наше образовательное учреждение в числе 11 пилотных организаций Пензенской области является участником проекта «Комфортная школа».

В информационной части проекта, размещённого на сайте Академии Минпросвещения России, говорится, что «Комфортная школа» – это проект, направленный на внедрение инструментов «бережливого производства» в общеобразовательных организациях. Такие технологии обычно используются на производствах и позволяют предприятиям повысить производительность труда, снизить себестоимость и улучшить качество продукции. Применение инструментов «бережливого производства» в социальной сфере, в частности в школах, способно сделать образовательный процесс более комфортным как для учеников, так и для учителей и освободить время для отдыха и подготовки.

Проект направлен на повышение эффективности вспомогательных школьных процессов с использованием принципов «бережливого производства».

Основными задачами проекта в 2023 году являются следующие:

  • адаптация принципов «бережливого производства» для отрасли «Образование»;
  • создание пяти объектов применения инструментов «бережливого производства»;
  • тиражирование типовых решений в 300 общеобразовательных организациях – участниках проекта;
  • повышение профессионального мастерства работников общеобразовательных организаций по проектированию эффективной образовательной среды;
  • подготовка тренингов, очное обучение работников школ, дистанционное обучение 5000 работников системы общего образования.

Аргументами для участия в проекте были выбраны следующие показатели: год введения в эксплуатацию здания школы – 1964, сложное архитектурное решение строения с переходами, количество этажей – 3, количество обучающихся – 620 человек, ежегодная «школьная миграция» составляет 15-20 человек, система нумерации кабинетов начинается с 3 этажа, наличие периода адаптации для 1 и 5 классов.

Главным стимулом для участия явилось стремление создать комфортную атмосферу, состояние удобства и уютности в школе.

Этапы реализации проекта:

  • Обучение и открытие проекта
  • Диагностика
  • Разработка решений
  • Внедрение улучшений
  • Подведение итогов

На первом этапе включения в проект осуществлено активное вовлечение школьного сообщества (ученики, учителя, родители) в процесс изучения и изменения школьной среды. Проведено первичное анкетирование. По результатам анкетирования выделены несколько «проблемных участков» на «поле комфортности»: питьевой режим, гардероб, система 5С, система подачи предложений по улучшениям.

Принимая во внимание тот факт, что питьевой режим организован посредством приобретения бутилированной воды, а на поиск коробочных решений трёх «западающих» категорий есть время в сентябре, было принято решение в августе на опережение отработать направление «Навигация». Были поставлены перед спикерами рабочей группы задачи: провести анализ существующих навигационных решений в здании школы (порядок поиска учащимся необходимого учебного класса, вспомогательного кабинета или помещения, временные затраты на перемещения по лестницам и коридорам и прочее); анализ травматизма учащихся вследствие столкновений при встречном движении по лестницам.

Работая над проблемой и составляя карту текущего состояния процесса «Навигация» от входа в здание до библиотеки (на 3 этаже), был определён ряд проблем, решение которых должно будет повысить, что называется, температуру комфортных условий в школе. Отработана каждая группа помещений.

Первое проблемное поле: отсутствие плана навигации и временные потери при ориентации в здании. Категория граждан: впервые пришедшие обучающиеся, родители, обучающиеся 1-4 классов.

В качестве решения проблемы: в помещении входного тамбура размещена Навигационная карта школы, где условными знаками указаны направления движения, размещение кабинетов, местоположение в данный момент.

В фойе 1 этажа выявлены проблемы отсутствия поэтажных элементов навигации и временные потери при ориентации в здании. Категория граждан: впервые пришедшие обучающиеся, родители, обучающиеся 1-6 классов.

Коробочное решение представляет собой разработку, изготовление и размещение системы настенных, потолочных и напольных инструментов навигации, с указанием направлений движения, номеров и наименований кабинетов и т. д. Второй и третий этаж отработаны по образцу.

В проектный портфель включены коробочные решения по разведению потоков на лестницах за счёт организации одностороннего движения по стикер-стрелкам (когда будет задействована вторая лестница) и нумерации кабинетов.

Известно, что КПД человека выше тогда, когда он максимально удобно и комфортно чувствует себя в окружающем мире. Отсюда и удовлетворённость образовательным процессом, повышение уровня усвоения знаний и приобретения навыков.

Планируемые и ожидаемые эффекты комфортности по направлению «Навигация»:

  • лёгкость в ориентировании в здании школы;
  • снижение уровня травматизма и повышение уровня безопасного пребывания за счёт кругового движения в здании;
  • сокращение времени перемещения учеников между кабинетами (поиск кабинета) с 6 минут до 2,5-3 минут.

Формула успеха проектного решения проста: достаточно правильно организовать рабочее пространство, чтобы в разы повысить эффективность учебного процесса и сделать время пребывания в школе комфортным. При этом, «наведение порядка» в школе совершенно не касается учебной деятельности.

 

Источники:

  1. Проектирование комфортной и безопасной образовательной среды современной школы / Е. Иванова
  2. Проект «Комфортная школа» / Академия Минпросвещения России