Как учителю стать значимым взрослым для подростков

Для этого нужно начать с ними общаться. Как это сделать правильно, рассказывает основатель образовательного центра «Объясни» Игорь Даниленко.

Большую часть времени современные дети проводят в школе. С кем они дружат и как себя чувствуют — лучше знает учитель. Дома общение с родителями зачастую ограничивается проверкой оценок и уроков — до разговоров по душам дело не доходит. Но выслушать и поддержать может педагог. Как это делать правильно и как завоевать доверие, рассказал основатель образовательного центра «Объясни» и участник всероссийского движения «Вдохновители» Игорь Даниленко.

 

Ошибки учителей в общении с детьми

Нельзя стать значимым взрослым, если вести себя с учениками неуважительно, а именно:

  • использовать эмоциональное давление;
  • обсуждать кого-то из детей и подшучивать над ними;
  • выносить вердикты, например: «С таким подходом вы не сдадите экзамены»;
  • выстраивать занятие исходя из своего настроения.

Мы не должны забывать, что обязаны быть профессионалами. Вне зависимости от того, как у нас начался день или как прошел педсовет.

 

Как выстроить доверительные отношения с учениками

Для этого нужно начать с ними общаться. А чтобы общение было качественным, нужно соблюсти три условия.

  1. Равенство. Чтобы доверие учеников к педагогу было сильным, мы ставим его в худшие условия. У наших преподавателей стулья тверже, столы меньше, есть форма, а у детей — свободный стиль одежды. Но равенство не означает панибратство. Оно помогает видеть в учителе человека и не бояться его.
  2. Профессионализм и последовательность. Профессионализм складывается из знания предмета. Конечно, каждый имеет право на ошибку — даже педагог. Важно, чтобы он был готов объяснять повторно, без упреков, чтобы ученики не боялись задавать вопросы — от элементарных до сложных. От детей учитель может требовать только то, что требует от себя. Например, если есть правило, что можно пользоваться только печатным словарем, то он не может подсматривать в интернете. Выстраивать любые рамки нужно начиная с себя.
  3. Честность. Сейчас от педагогов часто ждут, чтобы они были в тренде, умели шутить и имели самоиронию. Многие из них пытаются соответствовать этому ожиданию, но, поскольку им это не близко, это выглядит неестественно. Особенно это заметно по учительским роликам в соцсетях, которые вызывают испанский стыд у детей. Подростки мгновенно считывают фальшь, а она разрушает доверие. Нужно выстраивать качественный личный бренд и делать только то, что свойственно личности, а не «списывать» у других.

 

6 правил общения с подростками

  • Проявляйте интерес к тому, что рассказывает ребенок, и к его состоянию.
  • Не обесценивайте его опыт и выбор. Помните, что каждый достоин уважения.
  • Во время беседы не отвлекайтесь на посторонние факторы. Если все же это пришлось сделать, скажите: «Дай мне пять минут, я сейчас вернусь».
  • В ходе разговора не закрывайтесь. Речь идет не только про эмоции, но и про позу. Самое простое —  отказаться от скрещивания рук, а взгляд направить в глаза ребенка.
  • Если делитесь своим опытом, будьте готовы ответить на вопросы, которые из-за неопытности детей могут быть неудобными. Делитесь не просто историей, а переживаниями и эмоциями — это взрастит вашу значимость. В вас в первую очередь хотят видеть человека.
  • Не делайте из тех детей, которые вам особенно нравятся, любимчиков. Они не перестанут вас ценить, если вы сместите фокус на других. Но если вы будете кому-то уделять больше внимания, это станет заметно остальным, и они отстранятся и от вас, и от ваших любимчиков.

Источник