«В течение года я искала и апробировала новые приемы, а успеваемость в классе выросла на 20%»

Рассказ учителя начальных классов лицея № 22 г. Белово (Кемеровская область) Натальи Петровой о педагогическом поиске, который привел к неожиданному приращению в результативности.

Когда начинали осваивать кураторскую методику, мы не особо задумывались о росте успеваемости. На первом этапе отслеживали, насколько хорошо мы видим класс, всех ли учеников удается удержать в поле зрения. Я заметила, что мое внимание чаще всего охватывает одну из диагоналей класса — левую или правую, — а серединка (большая ее часть) выпадает. Значит, надо что-то менять в моей работе с третьеклассниками.

Захотелось поменять расположение рабочих мест в классе: дети стали сидеть по 4 человека за двумя сдвинутыми вместе партами. Такое расположение позволило более эффективно распределить внимание и было удобно для ведения групповой работы. В дальнейшем я пересаживала детей каждые 2 недели по требованиям СанПиН, стараясь сформировать эффективные микрогруппы. А еще я стала чаще перемещаться в пространстве класса, чтобы ни один ребенок не оставался вне поля зрения. В результате количество опрошенных детей выросло.

В процессе поиска оптимальных форм взаимодействия с детьми предположила: если встать в конце класса, можно видеть, кто чем занимается. Стоя сзади, проще их направлять: открыли учебники, нашли страницу. К тому же дети чувствуют себя смелее у доски, если учитель находится далеко… Однако со временем поняла: чтобы дети чувствовали себя свободнее, нужно сесть за парту (не в позиции сверху вниз, а наравне) и заниматься повседневными делами, а не смотреть в затылок каждому. Когда учитель садится за парту, он принимает позицию ученика, становится участником образовательного процесса. И деткам легче общаться, и больше доверия к учителю, когда смотришь на ребёнка не свысока, а на одном уровне, глаза в глаза

На этапе анализа способов похвалы мне пришла в голову идея применять цветные жетоны для оценивания: желтые — за работу у доски, зеленые — за устный ответ, красные — за неполный устный ответ, за работу в тетради. Так мне было проще ориентироваться, понимать, кого я успела спросить, кто и за что получил свою отметку.

Жетоны облегчили работу, стало легче подводить итоги, да и сами дети научились оценивать себя. Ученики поняли, что можно заработать отметку за устный ответ, получив 4 жетона. Их заинтересованность увеличилась.

Многие изменения шли в направлении индивидуализации образовательного процесса, большей концентрации на конкретных учениках. К примеру, один ученик плохо видит, поэтому сидит за первой партой. Но из его поведения было видно, что он хочет посидеть сзади. На некоторых занятиях ученикам разрешалось рассаживаться кто как хочет, и в такие моменты этот ученик шел к последней парте. «Как так за последнюю парту? Ты же знаешь, что тебе нельзя» — «Вы знаете, как мне охота!» — «Ладно, посиди сейчас, а потом мы что-нибудь придумаем». Данное ребенку обещание необходимо выполнять. И я начала пересаживать этого ученика на заднюю парту во время уроков чтения, предварительно договорившись, что он не будет филонить.

Одновременно и сама училась новым приемам: стала распечатывать для него тексты, которые он не может видеть на доске. То есть начала подстраивать уроки чтения под конкретного ученика. В результате ребенку стало интереснее учиться, у него появилась дополнительная мотивация. И качество чтения повысилось.

За учебный год успеваемость в третьем классе увеличилась на 20%. Мы начинали с фиксации зон в классе, которые учитель видит недостаточно, а в конце года получили такие неожиданные и приятные результаты.

Особо хочу отметить роль куратора нашей пары (я была в паре с учителем русского языка и литературы) Людмилы Вагайцевой. Она ничего не навязывала, а настолько тонко выстраивала процесс обсуждения уроков, что мы сами выявляли недочёты в своей работе и предлагали, как поступить в той или иной ситуации, что поменять в работе.

Результат я вижу не только в том, как учатся дети, но как учатся педагоги. Насколько мы заинтересованы в новых знаниях. Кураторская методика стимулирует к поиску эффективных приемов, настраивает на размышления о действиях, которые побуждают детей к учебной активности. И учитель встает на путь саморазвития.

Источник