«Зарплата учителя не должна зависеть от региона»
Интервью с заслуженным учителем РФ Евгением Ямбургом
В России — Год семьи. Есть некий символизм в том, что начался он вслед за Годом педагога и наставника. Кто постарше, помнит: учителя — а это, как правило, была женщина — называли «вторая мама», а школу — вторым домом. Как сегодня живут школа и семья? Кто все-таки должен воспитывать — мама или Мариванна? Почему учительские зарплаты такие разные и как это изменить? На вопросы отвечает заслуженный учитель РФ, директор московского Центра образования N 109 Евгений Ямбург.
— Евгений Александрович, в Год семьи как, на ваш взгляд, должны сочетаться семья и школа?
— Первые и главные наставники ребенка — это его родители. И сегодня, как ни странно, нам нужно сконцентрироваться на том, чтобы родителей научить взаимодействовать со своими собственными детьми. А школам, директорам школ, учителям необходимо творческое взаимодействие с родителями. Мне в этом смысле проще. Я полвека в школе, мои старшие выпускники уже приводят сюда своих внуков. У нас есть определенная атмосфера и традиции. Потому что школа — это не стены. Это прежде всего сложившаяся система взаимоотношений.
— Вы из педагогической семьи: внук учительницы, сын учительницы и даже отец учительницы. Как думаете, могли не попасть в школу?
— Конечно, мог. Не стоит абсолютизировать, что если в семье все учителя, то и ваше будущее предопределено. Но когда в семье есть особая атмосфера, в которой воспитывается ребенок, — это замечательно. Моя мама, например, давала мне проверять тетради своих учеников в седьмом классе. Это была огромная ответственность, потому что надо было помечать красным ошибки, и помечать правильно! Это очень подтягивало и мою собственную грамотность. А в десятом классе я помогал уже вести уроки у шестиклассников. И почувствовал: дети-то меня слушают, и это драйв.
— Единые учебники, которые сейчас вводятся в школах, не ограничивают свободу творчества для педагогов?
— Единство не означает единообразие. Чтобы ребенок, переехавший из одного региона в другой, не попал в сложную ситуацию в школе, конечно, должны быть учебники и программы, где сохраняется общее ядро образования. То есть тот необходимый минимум, который должен быть в любой школе. А вот дальше уже должна быть возможность развиваться. Дети ведь очень разные. Кто-то гений в математике, где-то учатся дети с проблемами в развитии, например, в адаптивных школах. Конечно, там нужны другие учебники.
- Если мы хотим единое образовательное пространство, мы должны уравнять возможность учителей зарабатывать.
— Сегодня говорят о нехватке учителей. Вы ее ощущаете?
— Лично я как директор — нет. Поэтому за «среднюю температуру» в стране я отвечать не могу. Но точно знаю, что есть регионы, где вы сроду не устроитесь на работу. И это, конечно, в большей степени вопрос «менеджерский». Я говорю о зарплате учителя, которая сегодня зависит от средней зарплаты по региону.
В Москве одна ситуация, и тут зарплата учителя, например, 90 тысяч рублей — это факт. Но я езжу по регионам и вижу: цены там такие же, как в Москве, а зарплаты… Где-то, чтобы заработать 25 тысяч, учитель высшей категории должен брать 30 с лишним часов вместо 18 по ставке. А это неизбежно приведет к халтуре. Но как быть, если на необходимые лекарства, которые, допустим, предупреждают инсульт или нормализуют давление, нужно в среднем 10 тысяч рублей? А еще за квартиру надо платить. Это что?
Конечно, хорошо сердце отдавать детям, но учителя хотят создавать семьи, брать ипотеку, нормально жить, словом. Кстати, в Москве существуют специальные фонды поощрения молодых учителей. Вот они пришли сразу после института в школу, и им идет надбавка к зарплате до тех пор, пока не получат первую категорию. Они защищены в этой ситуации. Это правильно. Если мы хотим единое образовательное пространство, мы должны уравнять возможность учителей зарабатывать.
— Но молодежь сегодня активно идет в педвузы. Идеалисты?
— Раньше говорили «ума нет — иди в пед». Сегодня в педвузы идут ребята, которые получили на ЕГЭ 100 баллов. Просто потому что это действительно интересная профессия, она дает возможность самореализации. Кроме этого, считаю, что даже если выпускник педвуза придет в школу не учителем, а, к примеру, завучем после бакалавриата по начальной школе и управленческой магистратуры, в этом нет ничего плохого. Но, повторю, нам нужна программа, связанная с оплатой труда педагогов вне зависимости от того, в каком регионе они работают.