Внутренние воды России

Обобщающий урок-игра по географии в 8 классе


Абдалова Ильсияр Ханифовна, учитель географии КГБОУСУВУ «Уральское подворье», г.Пермь


Пояснительная записка
Данное занятие является обобщающимся в теме «Внутренние воды России». Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению учебной мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного учебного занятия. Работа активизирует познавательную активность учащихся. На занятии предусмотрены такие виды деятельности учащихся, как работа с литературными источниками, листами рабочей тетради, с целью закрепления (проверки) уровня сформированности общих учебных навыков учащихся. Рациональное сочетание методов и приемов работы делает занятие живым и познавательным, побуждая учащихся к активному обучению.

Дополнительный теоретический материал в содержании расширяет кругозор учащихся. В ходе занятия учащиеся повторяют основной материал раздела, развивают свои коммуникативные навыки, выполняют все виды речевой деятельности. Все задания интересны, посильны и соответствуют поставленным целям.
Учебное занятие построено с учетом здоровьесберегающих технологий. Этап работы построен на групповой форме работы учащихся, так как она наилучшим образом способствует развитию коммуникативных навыков учащихся.
Работа организована в форме игры. Она основывается на конкретных ситуациях, взятых из реальной жизни, и представляет собой динамическую модель упрощенной действительности.
Воспитательная направленность учебного занятия способствует формированию взаимоуважения, самоконтроля. Учебное занятие предусматривает продуктивную работу учащихся с ОВЗ, любым типом мышления.
 
Цели и задачи:
Обучающая: закрепить знания, определить уровень приобретенных ЗУН по изученной теме и возможности их использования в новой ситуации.
Развивающая: формировать умения работать в команде, совершенствовать навыки взаимоконтроля и самоконтроля.
Воспитательная: повысить интерес к изучению географии, формировать патриотическое отношение к своей стране.

Форма организации: групповая.
Методы обучения: итоговая рефлексия.

Оборудование: стенная контурная карта России, атласы, таблички с названиями рек и озёр, звёздочки из бумаги или картона для учёта ответов: красные, зелёные, синие; карточки-задания на каждый конкурс для каждой команды; таблица на доске, с указанием конкурсов и названий команд; мультимедийный проектор, компьютер, экран
 
Ход урока:

Эпиграф к уроку (записан на экране)
Вода… Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:
ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство в мире (А. де Сент-Экзюпери)

I. Организационный момент урока

1. Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Деление класса на три команды, каждая выбирает себе название (например, «Маяк», «Якорь», «Причал»).
4. Условия игры:
а) команда получает все карточки с заданиями в начале урока, ребята распределяют их между собой;
б) каждый отвечающий получает звёздочку: красную, если ответ правильный и точный; зелёную, если ответ неточный; синюю за дополнение.

II. Соревнование команд

Конкурс 1 «Разминка» (Устно, по одному вопросу каждой команде)

  1. Как вы понимаете слова А. де Сент-Экзюпери?
  2. В чём заключается особая роль рек в освоении территории России?
  3. Приведите примеры использования внутренних вод России в хозяйственной жизни человека.

Конкурс 2 «Кодированная карта»

Каждая команда получает по два задания:

  1. Конверт с географическими названиями рек, озёр, водохранилищ.
  2. На стенную контурную карту прикрепить названия:

а) рек бассейна Северного Ледовитого океана в европейской части России;
б) рек бассейна внутреннего стока.

а) рек бассейна Северного Ледовитого океана в азиатской части России;
б) рек бассейна Тихого океана.

а) рек бассейна Атлантического океана;
б) озёр России.
 
Конкурс 3 «Отчего, почему?»

Объясните:
1-ой команде:
а) Отчего в нашей стране площадь бассейна рек Северного Ледовитого океана самая большая? (Большая часть территории России наклонена к северу)
б) Почему характер разных рек и даже одной и той же реки на всём её протяжении меняется. Чем это можно объяснить? (Объясняется рельефом, по характеру река м.б. горная или равнинная)

2-ой команде:
а) Реки имеют возраст. Как вы думаете, какими особенностями строения речной долины будет отличаться молодая река от старой? (Наличием и количеством террас)
б) Как климат влияет на питание рек России? (Питание: дождевое, снеговое, ледниковое, грунтовое)

3-ей команде:
а) Чем объяснить тот факт, что режим рек на территории России значительно отличается? (Климатом. У рек, имеющих преимущественно снеговое питание половодье весной, у рек с преобладанием дождевого питания в муссонном климате половодье летом)
б) Почему в одних озёрах вода пресная, а в других солёная? (В сточных озёрах вода пресная, в бессточных – солёная)
 
Конкурс 4 «Проще простого»
 
Установите соответствие озера и происхождение озёрных котловин:

1) Байкал а) карстовое
2) Ладожское б) вулканическое
3) Курильское в) тектоническое
4) Провал (в г. Пятигорске) г) запрудное
5) Рица д) ледниково-тектоническое
(Ответы: 1в, 2д, 3б, 4а, 5г)
 
Конкурс 5 «Что есть что?»

Определите объект:

  1. В переводе с эвенкийского – большая вода. Этот гидроним — «брат океана», «ось Сибири», воспетый и прославленный писателями и живописцами. В верхнем течении типично горная река. В русле реки встречаются многочисленные перекаты и пороги. Весной на этой сибирской реке грохочет грозный ледоход. Льдины, движущиеся с верховьев, наталкиваются на ещё не вскрывшийся ледяной панцирь нижних плёсов. Возникают ледяные заторы. Великое богатство Сибири вода и гидроэнергия. Эта река — важнейшая транспортная артерия, судоходный и лесосплавный путь Сибири, принимающий морские суда. На её берегах расположен краевой центр — главный перекрёсток водного и железнодорожного путей. Река отличается многоводностью и богата рыбой, а живописные берега – прекрасное место отдыха.
  2. Крупнейшая река в Европе и пятая по длине в России. Исток реки — ключ среди болот Тверской области. Река пересекает несколько природных зон – от лесной до пустынной и принимает много притоков, левые полноводнее правых. Основные источники питания: снеговое(60%), грунтовое (30%), дождевое (10%). Для реки характерно весеннее половодье, летняя и зимняя межень, осенние дождевые паводки. Река – труженица, всегда была артерией жизни: вниз и вверх по течению шли различные грузы: лес, нефть, хлеб; была знаменитой на весь мир поставщицей чёрной икры.
  3. Народ, живущий по берегам озера, называет его морем. Озеро изучали: И.Д.Черский, В.А.Обручев, Л.С.Берг, Жак Ив Кусто. В этом озере содержится 1/10 пресных вод планеты. Объём воды в нём можно сравнить с объёмом вод в Балтийском море. Озеро является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника. Уникален органический мир озера: около 1500 видов животных и более 1000 видов растений, 70% обитателей озера – эндемики, т.е. организмы, не встречающиеся больше нигде. Берега заняты тайгой из кедра, сосны, лиственницы.

(Ответы: 1 – река Енисей, 2 – река Волга, 3 – озеро Байкал)
 
Конкурс 6 «Гонка за лидером»

На сколько вопросов успеет ответить команда за 1 минуту

Вопросы 1-й команде:

  1. Естественный постоянный водный поток, протекающий в разработанном им углублении – русле … (река).
  2. Вытянутые углубления на земной поверхности, выработанные постоянными водными потоками … (речная долина)
  3. Начало реки … (исток)
  4. Место впадения реки в другую реку, озеро или море … (устье)
  5. Расширенные устья северных рек в виде узких воронкообразных заливов … (губа, эстуарий)
  6. Впадая в море, река блуждает среди собственных наносов, разбиваясь на многочисленные рукава и протоки … (дельта)
  7. Превышение истока реки над устьем называется … (падение реки)
  8. Отношение падения реки к её длине … (уклон реки)
  9. Количество воды, которое протекает через поперечное сечение реки в единицу времени … (расход воды)
  10. Количество воды, которое река выносит за год … (годовой сток)
  11. Ежегодно повторяющийся примерно в одно и то же время высокий подъём воды в реке, сопровождающийся затоплением поймы … (половодье)
  12. Кратковременные подъёмы воды в реке … (паводок)
  13. Период устойчивого низкого уровня и малого расхода воды в реке … (межень)
  14. Весь переносимый рекой материал называют … (твёрдый сток).
  15. Разрушение почв и горных пород текучими водами … (эрозия).

Вопросы 2-й команде:

  1. Речные наносы называют … (аллювий).
  2. Наибольший твёрдый сток среди рек страны имеет … (Терек).
  3. Самое большое по акватории озеро мира … (Каспийское).
  4. Самое глубокое озеро мира … (Байкал).
  5. Воды, содержащиеся в первом от поверхности водоносном горизонте, залегающем на первом водоупорном слое … (грунтовые).
  6. Выход грунтовых вод на дневную поверхность … (родник, ключ).
  7. Слой охлаждённых – мёрзлых пород, которые не оттаивают в течение многих лет … (многолетняя, вечная мерзлота).
  8. Воды суши, которые пригодны для использования в хозяйстве … (водные ресурсы).
  9. Рукотворный вид озёр … (водохранилища, пруды).
  10. Подземные воды с температурой выше 20˚С, нагретые теплом глубинных зон земной коры … (термальные).
  11. Подземные воды, обладающие целебными свойствами и используемые в лечебных целях … (минеральные).
  12. Переувлажнённый участок земной поверхности, где произрастает характерная растительность и происходит постоянное образование торфа, из-за переувлажнения … (болото).
  13. Самая длинная и многоводная река Русской равнины и всей Европы … (Волга).
  14. Самая длинная река России … (Обь с Иртышом – 5410км).
  15. Самая длинная из рек, бассейн которых полностью находится в России … (Лена – 4400км).

Вопросы 3-й команде:

  1. Замкнутая природная котловина, заполненная водой … (озеро).
  2. Озёра, из которых вытекают реки … (сточные).
  3. Озёра, в которые реки впадают, но ни одна не вытекает … (бессточные).
  4. Высокая ступень в днище речной долины … (терраса).
  5. Направление течения рек зависит от … (рельефа).
  6. Уровень, до которого река стремится углубить своё русло … (базис эрозии).
  7. Река со всеми своими притоками … (речная система).
  8. Главная река Краснодарского края … (Кубань).
  9. Самая полноводная река России … (Енисей).
  10. Реки, которые не несут свои воды в океан, относятся к бассейну … (внутреннего стока).
  11. Озёра, образовавшиеся путём отделения части морей Азовского, Чёрного … (лиманы).
  12. Солёное озеро на Прикаспийской низменности – «российская солонка» … (Баскунчак).
  13. Подземные воды водоносного слоя, расположенного между водоупорными пластами называют … (артезианскими).
  14. Горячие источники и гейзеры в России имеются на … (Камчатке).
  15. Город на Северном Кавказе, название которого связано с наличием целебных подземных вод … (Минеральные Воды).

 
III. Подведение итогов игры
 
Подводятся итоги участия команд в конкурсах. Объявляется команда-победитель. В личном первенстве: подсчёт звёздочек – выставление оценок только «4» и «5», тройки ставятся лишь с согласия детей.
 
Список литературы:

  1. Баринова И.И., Дронов В.П., Пятунин В.Б. Дидактические материалы по географии России. – М.: Просвещение, 1996.
  2. Евдокимов В.И. География. Полный курс в географических диктантах. – М.: Московский лицей, 2002.
  3. Картель Л.Н. Дидактические материалы по физической географии. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Наумова А.С. Задачи по географии. – М.: МИРОС, 1993.
  5. Панчешникова Л.М. Контрольные задания и упражнения по географии. – М.: Просвещение, 1982.

Источник: конспекты-уроков.рф