Современные дети лишены «шкалы измерений» поступков из-за отказа от наказаний
Российский психолог, профессор МГПУ Борис Рыжов подчеркивает, что отсутствие наказания лишает детей полноценной социализации
В современном обществе наблюдается тенденция к отказу от традиционных методов воспитания, включающих наказания. Однако, по мнению профессора Московского городского педагогического университета (МГПУ) Бориса Рыжова, это может иметь непредвиденные негативные последствия для развития детей. Эксперт утверждает, что отсутствие наказаний лишает детей важной «шкалы измерений» поступков, необходимой для полноценной социализации.
Российский психолог, профессор МГПУ Борис Рыжов подчеркивает, что на протяжении большей части человеческой истории воспитание включало как поощрения, так и наказания. Это создавало своеобразную систему координат, в которой ребенок учился оценивать свои действия и их последствия. Наказание служило «отрицательным полюсом» этой шкалы, позволяя детям понять границы допустимого поведения.
Интересно, что многие выдающиеся личности прошлого подвергались наказаниям в детстве, что не помешало их развитию и достижениям. Профессор приводит случай из жизни великого скульптора эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини. Когда маленький Бенвенуто увидел в камине «саламандру» (вероятно, игру пламени), его отец дал ему пощечину не из злости, а чтобы ребенок запомнил этот момент, который, по мнению отца, предвещал великое будущее сына.
Психолог также упоминает, что будущий император России Николай I регулярно подвергался телесным наказаниям со стороны своего воспитателя, графа Ламсдорфа. Позже, сам Николай I применял подобные методы воспитания к своему сыну, будущему императору Александру II. Эти примеры, по мнению профессора, показывают, что физические наказания были нормой даже в высших слоях общества и не препятствовали достижению высокого социального статуса.
Еще один пример — русский писатель Иван Тургенев, который вспоминал о том, как мать часто наказывала его, иногда без очевидной причины. Несмотря на это, Тургенев стал одним из величайших русских писателей, создав такие шедевры, как «Отцы и дети».
Современный подход к воспитанию, ориентированный преимущественно на положительное подкрепление, по мнению профессора, нарушает этот баланс. Без четкого представления о негативных последствиях своих действий детям сложнее формировать адекватную оценку своего поведения и поступков окружающих.
Борис Рыжов отмечает, что маленькие дети еще не обладают развитыми механизмами саморегуляции и нуждаются во внешних стимулах для формирования правильных поведенческих паттернов. Наказание, по его словам, служило таким стимулом, воздействуя на уровне, доступном для понимания ребенка.
В то же время важно найти баланс между теплыми, доверительными отношениями с ребенком и установлением четких границ и правил. Ребенок должен чувствовать любовь и поддержку, но при этом понимать, что у его действий есть последствия.
Эксперт подчеркивает, что речь идет не о телесных наказаниях, а о системе воспитания, включающей четкие границы и последствия за их нарушение. Отказ от наказаний в современном обществе, по мнению Бориса Рыжова, может привести к формированию поколения «недосоциализированных» взрослых. Эти люди могут испытывать трудности в понимании социальных норм и ограничений, что затрудняет их адаптацию к взрослой жизни.
Профессор также отмечает появление нового кризиса 25-летних, связанного с неготовностью к требованиям взрослой жизни. Он считает, что это может быть следствием изменившихся подходов к воспитанию, которые не обеспечивают достаточной подготовки к реальности за пределами защищенной среды детства и юности.
Борис Рыжов призывает к более сбалансированному подходу в воспитании, который бы учитывал необходимость формирования у детей целостной системы оценки поступков. Он подчеркивает, что цель наказания — не причинение вреда, а помощь ребенку в освоении социальных норм и развитии самоконтроля.
По мнению эксперта, общество должно критически оценивать современные тенденции в воспитании, учитывая их долгосрочные последствия. Он призывает к более глубокому изучению влияния отказа от наказаний на развитие детей и их способность адаптироваться к требованиям взрослой жизни.