Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Конспект интегрированного урока биологии в 8 классе


Янтыкова Елена Ринатовна, учитель биологии и географии МАОУ СОШ №1, г. Заводоуковск, Тюменская область


 

Цель: сформировать представление о непосредственном влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека.

Задачи:
Обучающая:
— формировать знания о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека;
— формировать знания о проблемах взаимодействия человека и природы на территории России;
— познакомить учащихся с разделами географии, изучающими влияние природных условий на жизнь и здоровье людей;
— сформировать представления о благоприятных, неблагоприятных и экстремальных условиях жизни людей.
Развивающая:
— совершенствование умений работы с различными источниками географической информации;
— развивать умение аргументировать высказываемую точку зрения;
— формировать умение вести диалог, находить и выделять главное, правильно, четко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
Воспитательная:
— воспитывать познавательный интерес к предмету;
— формировать культуру общения, коммуникативные качества;
— формировать бережное отношение к природе;
 
Планируемые результаты:
Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником, географическими картами.
Предметные: анализировать и объяснять сущность географических процессов.
 
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.
Регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему.
Познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
Коммуникативные: умение слушать, общаться и взаимодействовать друг с другом.
 
Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний.
Используемое оборудование: презентация: «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека», рабочая тетрадь, учебник, физическая карта России, климатическая карта России, экологическая карта России, атласы.
Методы обучения: проблемный, частично поисковый.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная.
Межпредметные связи: биология, экология.
 
 
Ход урока:

Презентация — Влияние природы 8 кл. 

1. Актуализация знаний

— В каких районах нашей страны проживает наибольшее количество долгожителей?
— С чем это связано?

Работа с атласами — юг страны (курортные зоны)

СЛАЙД 1

Замечено, что положительное воздействие на человека оказывают красивые пейзажи: море, горы, поля, лес, степь, озера, реки и т. д. Лучшим доказательством этого является отдых и лечение людей на курортах, а также широкое распространение такой формы отдыха, как туризм.

— Какие районы нашей страны отличаются наибольшей плотностью населения?

Работа с атласами — Северный Кавказ и Юго-запад Европейской части России, Центральные районы Восточно-Европейской равнины, Юг Западной Сибири, подножие гор Южной Сибири, крайнего Юга Средней Сибири и Дальнего Востока.

СЛАЙД 2

— Какие районы нашей страны отличаются наименьшей плотностью населения? (работа с атласами)

 2. Изучение нового материала. Мотивация и целеполагание

— Какие факторы влияют на характер размещения населения?
Природные условия, ресурсы:
— температура и влажность воздуха. Атмосферное давление
— близость или удаленность от водоёмов, качество питьевой воды;
— состояние ландшафтов и санитарное состояние почв, на которых выращиваются употребляемые в пищу овощи и фрукты;
— красота окружающих пейзажей и т.д.

СЛАЙД 3

Природные условия- свойства и особенности природы, оказывающие непосредственное влияние на расселение людей, их жизнь и здоровье.
Природные ресурсы — компоненты природы и их свойства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека.

СЛАЙД 4

Связь между природными условиями и характером размещения населения очевидна.
Существует специальная отрасль географии – медицинская география.
Сформулируйте тему урока, задачи, которые нам предстоит решить.

СЛАЙДЫ 5, 6

— Тема урока «Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека».

3. Открытие нового знания

Природные условия бывают благоприятные и неблагоприятные. Охарактеризуйте.
(Благоприятные — оказывают положительное воздействие на организм человека. Неблагоприятные — оказывают отрицательное воздействие на организм человека)
Посмотрите на карту – стр.259 учебника – и объясните, где в нашей стране расположены территории с благоприятными условиями, где- с неблагоприятными(экстремальными)? В каких условиях проживаем мы с вами?

СЛАЙД 7

На территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Россия — самая холодная страна планеты (кроме материка Антарктида).
Территория с благоприятными условиями для проживания людей занимают в России лишь 1/3 её площади. Самые экстремальные условия на севере.

— Почему же люди живут в трудных природных условиях Севера? Ведь часто экстремальные условия опасны для жизни и здоровья? (Там находятся богатые природные ресурсы).

— А почему коренным жителям севера живется сравнительно легко, в отличие от пришлых? (Благодаря адаптации). Что такое адаптация? Сколько нужно времени, чтобы организм адаптировался к изменившимся условиям? (В среднем 6 месяцев)

СЛАЙД 8

Жители пустыни и тундры живут в юртах и чумах, их жилища имеют каркас, на который накидывается и укрепляется покрытие — в пустыне войлок, на севере – шкуры. Почему их жилища имеют такой вид? (Жители пустыни и тундры — кочевники. Поскольку растительный покров тундры очень медленно восстанавливается, а растительность пустыни разреженная, и пастбища должны занимать огромные площади, поэтому жилище должно легко разбираться и собираться. Шкуры на севере наиболее оптимальны при использовании в сооружении чума, т. к. они защищают от сильных холодных ветров. Войлок же хорошо защищает от жары, т. к. в нем много воздуха, а воздух плохой проводник тепла). Это пример приспособленности (небиологическая адаптация (социальная).

СЛАЙД 9

— Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность? (Человек не может полностью освободиться от влияния природной среды, но он адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых живёт и занимается хозяйственной деятельностью).

— Что мы можем ещё отнести к экстремальным условиям? (Стихийные природные явления).
— Приведите примеры. (Лавины, смерчи, засухи и т.д.)
— В каких районах России и почему они происходят?
— Какие меры борьбы с ними предпринимаются? (Работа с текстом учебника-стр.262-263)

4. Учебные действия по реализации плана

А теперь выполним практическую работу: «Степень комфортности территорий для жизни людей» стр.264.

Территория Где расположена Климатические условия «+» и «-» Как осваивается
t лета, зимы Осадки Ветер
С комфортными условиями
С дискомфортными условиями

 

5. Выражение решения применение нового знания

Вывод. На территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни и т.д.

СЛАЙД 10

6. Стадия осмысления

Попробуйте определить степень своего воздействия на природу и оценить его. Для этого каждый в центре тетради напишите своё имя и стрелочками в разные стороны напишите или нарисуйте то, что вы делаете в природе, для природы. (Опрос 2-3 учеников)
Примеры на слайде.

СЛАЙД 11

А теперь запишите то, что, на ваш взгляд, должны делать все, и ты в том числе, чтобы сделать экологическую ситуацию нашей страны лучше. (Опрос 2-3 учеников).

7. Дифференцированное домашнее задание (СЛАЙД 12)

Возвращение к задачам урока (всё ли рассмотрели, усвоили и т.д.). (СЛАЙД 13)

8. Подведение итогов урока

Самооценка, взаимооценка (СЛАЙД 14)

Используемые учебники и методическая литература: «География: Природа России. 8 кл. Автор: И.И. Баринова», «Дрофа» 2014г.