Япония – страна восходящего солнца

Семинар-игра по географии в 10 классе


Казиева Роза Макатовна, учитель географии МБОУ СОШ № 1, с. Александров-Гай, Саратовская область


 

Цели: сформировать у учащихся представление о Японии; использовать дополнительную литературу и другие источники информации, отрабатывать умение готовить доклады, выступать перед аудиторией; изучить особенности экономико-географического положения (ЭГП) и политико-географического положения (ПГП), население и хозяйство Японии. Определить актуальные проблемы социально-экономического развития страны. Проработать географическую номенклатуру по Японии.

Оборудование: герб и флаг Японии, атласы, настенные контурные карты, пластинки, колокольчики, песочные часы, выставка литературы о жизни Японии, плакаты, картины.

Ход урока:

Учитель. Сегодня у нас с вами необычный урок-семинар на тему «Япония». Начнем с игры.

Правила игры

1. Класс разделен на группы по 5-6 человек. Каждую группу возглавляет капитан.
2. Жеребьевка капитанов. Право отвечать первым дается той группе, которая при жеребьевке наберет больше очков. (Бросают бумажный кубик)
3. Работа экспертов. Оценить ответы и дополнения учащихся фишками:

* красная – 5 (ответ правильный, полный),
* зеленая – 4 (ответ правильные, но не полный),
* желтая – 3 (ответ неполный),
* синяя – 2 (ответ неправильный),
* белая – за дополнение, содержащие новые сведения.

Каждый тур начинается по колокольчику. Дополнения – по песочным часам.

1 тур «Япония в мире. История страны»
Выступления учащихся по вопросам:

  1. Какие ассоциации возникают у вас при слове Япония?
  2. Выгодно ли ЭГП страны? Можно ли на примере Японии утверждать, что ЭГП – историческая категория и меняется во времени?
  3. Происхождение названия страны. Знаменательные даты Японии.
  4. Место Японии в современном мире.

В перерыве звучит музыка «Ко-ко» композитора Чин-Чеплина.
 
2 тур «Население, города»
Выступления учащихся по вопросам:

  1. Можно ли утверждать, что Япония имеет самую высокую концентрацию населения и хозяйства среди крупнейших стран мира?
  2. Где расположен японский мегаполис?
  3. Какие городские агломерации являются его центрами? В чем своеобразие крупного японского города?
  4. Что такое японский технополис? Какие задачи для страны должны решать технополисы?
  5. Знаете ли вы характерное меню среднего японца?
  6. Какие черты национального характера вы бы отметили у японцев?
  7. Что вас привлекает в культуре страны?

Перерыв. Знакомство с литературой о Японии. Слово библиотекарю.
 
3 тур «Хозяйство Японии»
Выступление учащихся по вопросам:

  1. Как вы считаете, способствует развитию Японии или сдерживает ее развитие природоресурсный фактор страны?
  2. Что такое «японская модель» развития экономики? В каких странах она стала наиболее популярна?
  3. Как Япония изменила стратегию экономического развития с учетом изменения внешних и внутренних факторов?
  4. Почему японские товары отличаются высокой конкурентоспособностью на мировом рынке? Какие из них завоевали международный рынок?
  5. Каково содержание понятия «Морское хозяйство Японии»?
  6. Как Япония решила проблему транспортной связи островов?
  7. Как Япония увеличивает свою территорию?
  8. Япония – страна разрабатываемых экономических стратегий и прогнозирования. Какие вы знаете крупномасштабные научные программы, с которыми она выступает?
  9. Обеспечивает ли себя Япония сельскохозяйственными продуктами?
  10. Какая сельскохозяйственная специализация характерна для нее?

Перерыв. Экскурсия – знакомство с товарами японского производства. В конце подводится итог урока.
 
Домашнее задание: составить кроссворд по Японии.
 
Источник: конспекты-уроков.рф