Япония – страна восходящего солнца
Семинар-игра по географии в 10 классе
Казиева Роза Макатовна, учитель географии МБОУ СОШ № 1, с. Александров-Гай, Саратовская область
Цели: сформировать у учащихся представление о Японии; использовать дополнительную литературу и другие источники информации, отрабатывать умение готовить доклады, выступать перед аудиторией; изучить особенности экономико-географического положения (ЭГП) и политико-географического положения (ПГП), население и хозяйство Японии. Определить актуальные проблемы социально-экономического развития страны. Проработать географическую номенклатуру по Японии.
Оборудование: герб и флаг Японии, атласы, настенные контурные карты, пластинки, колокольчики, песочные часы, выставка литературы о жизни Японии, плакаты, картины.
Ход урока:
Учитель. Сегодня у нас с вами необычный урок-семинар на тему «Япония». Начнем с игры.
Правила игры
1. Класс разделен на группы по 5-6 человек. Каждую группу возглавляет капитан.
2. Жеребьевка капитанов. Право отвечать первым дается той группе, которая при жеребьевке наберет больше очков. (Бросают бумажный кубик)
3. Работа экспертов. Оценить ответы и дополнения учащихся фишками:
* красная – 5 (ответ правильный, полный),
* зеленая – 4 (ответ правильные, но не полный),
* желтая – 3 (ответ неполный),
* синяя – 2 (ответ неправильный),
* белая – за дополнение, содержащие новые сведения.
Каждый тур начинается по колокольчику. Дополнения – по песочным часам.
1 тур «Япония в мире. История страны»
Выступления учащихся по вопросам:
- Какие ассоциации возникают у вас при слове Япония?
- Выгодно ли ЭГП страны? Можно ли на примере Японии утверждать, что ЭГП – историческая категория и меняется во времени?
- Происхождение названия страны. Знаменательные даты Японии.
- Место Японии в современном мире.
В перерыве звучит музыка «Ко-ко» композитора Чин-Чеплина.
2 тур «Население, города»
Выступления учащихся по вопросам:
- Можно ли утверждать, что Япония имеет самую высокую концентрацию населения и хозяйства среди крупнейших стран мира?
- Где расположен японский мегаполис?
- Какие городские агломерации являются его центрами? В чем своеобразие крупного японского города?
- Что такое японский технополис? Какие задачи для страны должны решать технополисы?
- Знаете ли вы характерное меню среднего японца?
- Какие черты национального характера вы бы отметили у японцев?
- Что вас привлекает в культуре страны?
Перерыв. Знакомство с литературой о Японии. Слово библиотекарю.
3 тур «Хозяйство Японии»
Выступление учащихся по вопросам:
- Как вы считаете, способствует развитию Японии или сдерживает ее развитие природоресурсный фактор страны?
- Что такое «японская модель» развития экономики? В каких странах она стала наиболее популярна?
- Как Япония изменила стратегию экономического развития с учетом изменения внешних и внутренних факторов?
- Почему японские товары отличаются высокой конкурентоспособностью на мировом рынке? Какие из них завоевали международный рынок?
- Каково содержание понятия «Морское хозяйство Японии»?
- Как Япония решила проблему транспортной связи островов?
- Как Япония увеличивает свою территорию?
- Япония – страна разрабатываемых экономических стратегий и прогнозирования. Какие вы знаете крупномасштабные научные программы, с которыми она выступает?
- Обеспечивает ли себя Япония сельскохозяйственными продуктами?
- Какая сельскохозяйственная специализация характерна для нее?
Перерыв. Экскурсия – знакомство с товарами японского производства. В конце подводится итог урока.
Домашнее задание: составить кроссворд по Японии.
Источник: конспекты-уроков.рф