В распоряжении целых 24 часа
Обучающее занятие с элементами тренинга
Черняева Светлана Викторовна, преподаватель ФГБУ ПОО ГУОР, г. Иркутск
Цель: создание условий для развития навыков рационального использования времени.
Задачи:
— расширить представления обучающихся о рациональном использовании времени;
— создать условия для сопротивления спешности;
— привить ценность собственной обязательности как критерия надежности в отношениях с людьми.
Ход занятия:
Педагог: Многим людям свойственно постоянно куда-то спешить и ставить себя в слишком жесткие рамки. Они быстро ездят, быстро едят, быстро говорят, а к вечеру выясняется, что все равно многое не успели. Своеобразная гонка со временем приводит к повышенной усталости и раздражительности. Таким людям трудно общаться с теми, кто делает все медленнее, им просто не хватает терпения.
Упражнение «Чувство времени»
Цель: актуализация в сознании проблемы рационального использования времени.
Необходимо: песочные часы или секундомер.
Задача: сидя с закрытыми глазами, не считая про себя, открыть их через минуту. Когда, по вашему мнению, пройдет ровно минута, вы должны открыть глаза и свериться с секундомером.
Для обсуждения:
* Что сложным было при выполнении?
* Всегда ли вы торопитесь/опаздываете?
* Почему важно следить за временем?
* Куда уходит наше время?
Упражнение «Похитители времени»
Работа направлена на то, чтобы понять, сколько времени у нас отбирают «похитители», и кто они такие? Одно из исследований показало, что главными похитителями времени являются:
* Телефонные звонки
* Соцсети
* Поисковые страницы в интернете
* Заглядывающие к вам люди
* «Технические» проблемы с компьютером
* Недостаток информации
* Недостаток планирования
* Неумение слушать
* Исправление ошибок, которых можно было избежать
* Нерешительность
* Бесполезные дискуссии
Задание: составьте свой список «похитителей» времени (не менее 20 пунктов) и предложите способ, как с ними бороться. Например, соцсети – за два часа заглядывать туда строго на 15 минут.
Если ты считаешь, что эффективность твоей работы заключается в огромной массе выполненных дел, то ты ошибаешься. Нужно получать максимальный результат при минимуме затраченных усилий. Каким образом?
Принцип Парето (80:20)
Был открыт в XIX веке итальянским экономистом Парето, который на основе статистических данных установил, что 20% населения обеспечивает 80% национального дохода.
Другими словами, 80% конечного эффекта достигается всего за 20% потраченного времени, а остальные 20% результата поглощают 80% времени.
Главное следствие этого принципа – нужно в первую очередь приступать к решению жизненно важных проблем и тогда, потратив 20% времени, можно получить 80%-е удовлетворение прошедшим днем. И наоборот. Прозанимавшись почти весь день неглавным делом. В итоге получаешь не более 20% удовлетворения.
80% | 20% | |
20% | 80% |
Применить простой и эффективный принцип Парето можно, только научившись отличать дела важные от менее важных и неважных совсем. Расстановку приоритетов дел можно рассмотреть по принципу Эйзенхауэра.
Принцип Эйзенхауэра
Этот принцип позволяет комбинировать только два критерия – важно и срочно, в итоге получается 4 класса приоритетов. Для успешного планирования нужно проанализировать ваши задачи по приоритетности:
Задача | Приоритет – высокий, низкий, средний |
Распределите все задачи в соответствии с важностью и срочностью, опираясь на приоритетность:
Важное, но не срочное (средний приоритет) |
Важное и срочное (высокий приоритет) |
Не важное и не срочное (низкий приоритет) |
Срочное, но не важное (средний приоритет) |
Задание на неделю: планирование по принципу Эйзенхауэра
Вопросы для обсуждения:
- Что было сложным во время занятия?
- Что нового вы узнали из занятия?
- Как вы относились к тому, что вас отвлекали от выполнения заданий?
- Изменилось ли ваше отношение ко времени в целом?
Итог занятия
Педагог: Подводя итоги занятию, хочу вам пожелать:
- Ставьте цели. Это поможет вам концентрировать усилия и усиливать слабые стороны.
- Планируйте. Это подготовка к реализации цели, сокращение сроков выполнения.
- Принимайте решения. Это поможет прийти к успеху и упорядочить дела по степени их важности.
- Контролируйте. Это даст выигрыш во времени за счет обеспечения запланированных результатов, а также позитивное воздействие на течение жизни.
Задание на неделю: планирование по принципу Эйзенхауэра
Приложения
Рекомендации по проведению
- Занятие не рекомендуется проводить с большим количеством участников, максимум 15 человек.
- Индивидуальный подход обеспечивается наличием раздаточного материала.
- Каждое задание рекомендуется обсуждать совместно.
- Рекомендуется обратить внимание на построение перспективы использования полученных знаний и умений в жизни.
Раздаточный материал
«Похитители времени»
Похитители | Как бороться? |
Принцип Эйзенхауэра
Проанализируйте ваши задачи по приоритетности
Задача | Приоритет – высокий, низкий, средний |
Распределите все задачи в соответствии с важностью и срочностью, опираясь на приоритетность
Важное, но не срочное (средний приоритет) |
Важное и срочное (высокий приоритет) |
Не важное и не срочное (низкий приоритет) |
Срочное, но не важное (средний приоритет) |