Что я могу сделать?

5 упражнений для школьников — свидетелей травли

Свидетели в ситуации травли — самый мощный и зачастую самый молчаливый ресурс. Именно эти дети способны своим вмешательством разрушить негативный сценарий и прекратить издевательство. Но как показать школьникам, что вмешиваться и помогать — не страшно и важно?

В этом материале психологи-методологи Центра толерантности и антибуллинговой программы «Каждый важен» собрали 5 сценариев. Каждый из них можно использовать на классных часах, тренингах или как внеурочный проект. Упражнения направлены на развитие эмпатии, решимости и ассертивного поведения у школьников.

Упражнение 1. Другими словами

Подготовьте различные сценарии травли (например, оскорбления в коридоре, гадкие комментарии в социальных сетях, физическое насилие, исключение из игры). Разделите детей на небольшие группы и поручите каждой конкретный сценарий.

Ход упражнения:

Каждая группа внимательно изучает свой сценарий, в котором есть жертва и агрессор. Задача ребят — пересказать ситуацию от имени свидетелей ситуации и выразить чувства жертвы и свидетелей. Повторяться в своих описаниях нельзя, но можно использовать разные образы, примеры, вербальные и невербальные способы коммуникации.

Вопросы для обсуждения:

  • Как свидетели влияют на исход травли?
  • Какие эмоции испытывают свидетели? А какие жертва?
  • Появляется ли у вас сочувствие, вы понимаете чувства жертвы?
  • Можно ли противостоять издевательствам, но при этом не быть агрессивными?

Упражнение 2. Круг эмпатии

Расположите детей в кругу так, чтобы все могли хорошо видеть и слышать друг друга.

Ход упражнения:

Предложите детям (важно добровольное участие) поделиться личным опытом, связанным с травлей. Если своей историей делиться некомфортно, можно взять такую историю из фильма, книги или придумать.

Школьник рассказывает историю, а остальные слушают внимательно, не отвлекаясь и не перебивая. После этого участники из круга рассказывают, что чувствовали, пока слушали, какие мысли и эмоции у них появлялись.

Очень важно: советов никто не дает. Все просто анализируют свои эмоции.

После завершения сбора «обратной связи» слово возвращается автору истории. Теперь уже он рассказывает, что чувствовал, когда круг слушал его и не перебивал.

Вопросы для обсуждения:

  • Тяжело ли слушать истории про травлю? Почему?
  • Как вам кажется: понимание и обсуждение разных историй и точек зрения может привести к более доброму поведению?
  • Может ли эмоциональная поддержка быть полезна жертве травли? Или это просто слова?

Упражнение 3. Кампания против травли

Разделите детей на небольшие команды и назначьте каждой определенный участок школы (класс, столовую, коридор и т. д.). Предоставьте художественные принадлежности: маркеры, бумагу, карандаши, стикеры.

Ход упражнения:

В своих командах детям нужно создать плакаты и таблички с посланиями против травли или с позитивными утверждениями. Развесьте плакаты в соответствующих местах в школе, превратив ее в зону «с нулевой терпимостью к агрессии».

Вот несколько фраз, которые можно использовать в качестве идей:

  • Внимание! Доброта заразительна. Распространяйте ее.
  • Быть другом, а не молчаливым свидетелем.
  • Слова могут ранить больше, чем кулаки. Выбирайте с умом!
  • Никто не заслуживает травли.
  • Писать гадости в социальных сетях — признак трусости. Не надо так.
  • Разные и равные.
  • Если ты уважаешь себя, ты уважаешь других. Иначе не бывает.
  • Твой голос имеет значение: выступай против травли.
  • В мире, где можно быть кем угодно, будь добрым!
  • Это только кажется, что в интернете можно остаться безнаказанным.

Вопросы для обсуждения:

  • Что я чувствую и думаю, когда вижу такую табличку в коридоре?
  • Почему для решения проблемы травли нужны коллективные усилия?
  • Как визуальные напоминания могут повлиять на поведение обидчиков и свидетелей?

Для педагогов России Центр толерантности при поддержке Фонда президентских грантов запустил бесплатный онлайн-курс дополнительного профессионального образования «Каждый важен: интерактивные методы профилактики травли в школе».

Присоединиться к проекту и получить удостоверение о квалификации (36 ак. ч.) можно на сайте.

Упражнение 4. Невербальная поддержка

Разделите детей на группы, каждой дайте небольшой сценарий травли: негативные комментарии в социальных сетях, исключение из игры, насмешки по поводу внешности, физическая агрессия, распространение слухов.

Ход упражнения:

Задача каждой группы — подготовить короткую сценку, уделяя особое внимание эмоциям и взглядам каждого персонажа: жертвы, агрессора и свидетелей. Особенность демонстрации — участникам можно пользоваться только невербальными каналами: жесты, движения рук, выражение лица.

Аудитория сначала должна разгадать, что именно происходит в сценке, внимательно и молча следя за происходящим, а затем предложить собственные невербальные способы поддержать жертву.

Вот несколько вариантов, которые школьники могут использовать:

  1. Пригласите присоединиться: предложите жертве посидеть с вашей группой за обедом или присоединиться к занятиям во время перемены. Включение помогает чувствовать себя более ценными и менее изолированными.
  2. Стойте рядом: стойте или сидите рядом с жертвой во время инцидента. Физическое присутствие включенного свидетеля дает чувство уверенности и зачастую заставляет агрессора передумать.
  3. Выразите сочувствие: покажите, что все видите и все понимаете. Добрая, чуткая улыбка может показать, что вы заботитесь о ситуации и готовы помочь в случае необходимости.
  4. Встаньте между: вмешивайтесь, если на ваших глазах происходит травля. Дайте отпор агрессору, встав между жертвой и хулиганом. Так вы покажете, что поведение буллера неприемлемо.
  5. Выразите поддержку: используйте зрительный контакт и мимику, чтобы выразить поддержку, когда человек что-либо говорит. Кивание и зрительный контакт показывают, что вы активно слушаете и понимаете.
  6. Предложите помощь: если человек уронил свои книги или вещи, помогите их поднять. Даже такие небольшие жесты могут иметь для жертвы очень большое значение.
  7. Используйте творчество: нарисуйте открытку со словами поддержки и просто передайте ее человеку, которому сейчас нелегко. Иногда выразить свои эмоции вслух тяжело, бумага поможет скрыть неловкость, а жертва получит очень важное сообщение.

Вопросы для обсуждения:

  • Насколько сочувствие необходимо для создания благоприятной среды в школе?
  • Можно ли наблюдать за травлей, но не вмешиваться в нее?
  • Когда невербальные контакты нужны больше всего?
  • Почему так важно включать жертву в групповые занятия?

Упражнение 5. Ассертивное поведение

Подготовьте список распространенных ситуаций, в которых ассертивное общение необходимо. Например, просьба о помощи, отказ, борьба с критикой, борьба с травлей. Создайте карточки с конкретными утвердительными фразами и действиями, связанными с каждой ситуацией. Распределите учащихся по парам.

Ход занятия:

Раздайте карточки каждой паре и попросите ребят разыграть каждую ситуацию по ролям, используя приведенную фразу или действие. Поощряйте попробовать разный тон голоса и выражение лица, которые передавали бы уверенность.

Вот несколько вариантов карточек

Ситуация 1: Просьба о помощи

  • Здравствуйте. Мне нужна помощь с этим. Помогите, пожалуйста.
  • Не могли бы вы объяснить мне это? Буду благодарен.

Смотреть в глаза, говорить ясным и спокойным голосом. Уверенно приближаться к учителю, сохранять осанку.

Ситуация 2: Сказать «нет» на предложение одноклассников

  • Я ценю твое предложение, но у меня другие планы.
  • Мне это не нравится. Но спасибо, что спросил.

Стоять прямо, говорить твердым, но вежливым тоном, поддерживать зрительный контакт.

Ситуация 3: Непрошеная критика

  • Ценю твое мнение, спасибо! Но я верю в свою работу.
  • Мне нравится мой подход, но я понимаю, что мы можем смотреть на вещи по-разному.

Сохранять спокойствие, не повышать голос, уважительно выражать несогласие. Избегать защитных жестов (скрещенные руки, например).

Ситуация 4: Уважительное несогласие

  • Я понимаю, что вы имеете в виду, но вынужден не согласиться.
  • Спасибо за обратную связь. Я рассмотрел твою точку зрения и по-прежнему остаюсь верен своему выбору.

Говорите спокойным тоном, признайте точку зрения другого человека, избегайте конфронтации.

Ситуация 5: Установление границ

  • Мне это не нравится. Пожалуйста, уважай мое мнение на этот счет.
  • Мне нужно личное пространство. Спасибо за понимание.

Не отступайте назад, используйте уверенный язык тела, выставите вперед руку, смотрите уверенно и спокойно.

Вопросы для обсуждения

  • Что помогает показать свою уверенность другому человеку?
  • Чем ассертивное поведение отличается от агрессивного?
  • Можно ли использовать вежливый язык, когда говоришь с невежливыми людьми?
  • В каких ситуациях можно промолчать?

Источник