Учитель – это призвание! Современный учитель профильного труда. Моя педагогическая философия.

«Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать». (Антон Семёнович Макаренко)


Габерзот Ирина Викторовна, учитель профильного труда ОГКОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №39» г. Ульяновска


 

В чём заключается сущность работы учителя? Каким быть учителю в современное время? Чему учить подрастающее поколение? Как учить? Чего мы хотим от современного образования? Я часто задумываюсь над этими вопросами.

Профессия учителя является одной из древнейших. Учителя появились ещё задолго до того, как появилась педагогика как наука. Все известные философы были в свою очередь учителями, поэтому даже современный педагог должен осознавать философское начало своей профессии.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Но роль учителя остаётся неизменной, не только как человека, передающего знания, но и как наставника, помогающего ответить на главные жизненные вопросы. Когда-то Амонашвили сказал: «Личность воспитывается личностью». Исходя из этого высказывания, лишь человек, обладающий всеми качествами личности, а именно способностью к самооценке, отличающийся самостоятельностью в поступках, способный нести ответственность и решать проблемы, может создать из ребёнка личность.

Что значит для меня быть учителем? Для меня «учитель» – не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа. Для меня быть учителем – это и значит жить.

Нет на свете неспособных детей. И моя задача – помочь своим ученикам найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в своё большое предназначение. Приятно видеть, что первые робкие неумелые движения учеников в технике аппликации, торцевания, квиллинга, алмазной мозаики постепенно становятся уверенными и точными, а из-под рук моих обучающихся выходят красивые и полезные изделия. «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет, а само прокормит».

Всё имеет свои истоки. Меня тоже когда-то учили. Именно любимые учителя открыли мне, что дружеское участие, живое доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворённости своей работой. По моему мнению, учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлёты и падения, не допуская фальши в отношениях. В моём представлении учитель – это ещё и друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, в чём-то и тьютор. Это человек, не дающий готовые истины, а сопровождающий в поиске истины.

Современному учителю важно не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания. И чем отчётливее мы понимаем эту свою основную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы представляем своим ученикам. Мастерство учителя, на мой взгляд, должно выражаться, прежде всего, в умении так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.

Мне очень близки идеи развивающего обучения. Они не новы. Педагоги античности большое внимание уделяли этой проблеме. Развитие ребёнка, я в этом убеждена, должно идти через самостоятельную деятельность. Из опыта работы вижу, прочно усваивается то, что требует определённых логических операций. Таким образом, мне как учителю-практику выход видится один – создать на уроке ту среду, в которой наиболее полно сможет раскрыться творческий потенциал ребёнка и будет осуществляться его постоянный интеллектуальный рост.

Роль учителя в условиях развивающего обучения не менее значима, чем при традиционной системе обучения. При новой парадигме образования учитель выступает больше в роли мудрого организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. При этом профессиональные умения направляются не просто на контроль знаний и умений школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании и применении знаний.

Есть известная китайская мудрость: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». Именно на уроках технологии ученик не только слышит, видит, но, самое главное, делает самостоятельно, своими руками – «действует сам» и видит результат своей деятельности. И тогда уроки становятся не просто уроками. Они становятся жизнью ребёнка. И именно в школе ребёнок учится жить, думать, творить, и здесь ему на помощь приходит предмет «Профильный труд». Но только с помощью учителя ребёнок сможет овладеть материалом и активно реализовать его в самостоятельной жизни. А для этого учитель-мастер должен владеть всем арсеналом педагогических средств, выбирать из них наиболее эффективные, обеспечивающие достижение целей. Всё это, вместе взятое, готовит к жизни, труду, разнообразной полезной практической деятельности, независимо от того, будет ли ребёнок в дальнейшем занят в какой-либо отрасли производства, сфере бытового обслуживания, станет ли он учителем, врачом, инженером или художником.

Моя задача – научить детей трудиться и любить труд. Эта задача решается на уроках с использованием информационных технологий. Роль проектной деятельности заключается в возможности делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. Когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Современный урок невозможен без использования информационных технологий. Каждый день интернет-сообщество российских учителей пополняется новыми именами, в сети появляются новые образовательные ресурсы, в школы приходят новые программные средства. Учитель не может находиться в стороне от этих процессов. Внедрение информационных технологий проходит по пути наращивания методического материала каждым учителем в рамках своего предмета.

Мной ведётся работа по использованию, созданию образовательных ресурсов, их отладке, тестированию, апробации и внедрению, а также оценке результативности их использования. Использование ИКТ на своих уроках рассматриваю не как цель, а как способ постижения мира, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся, как возможность личностно-ориентированного подхода, как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка. Информатизация образования – приоритетное направление процесса информатизации современного общества.

Итак, что значит для меня быть учителем?

Учитель – это всесторонне развитый и образованный человек.

Учитель – мастер своего дела, в совершенстве владеющий современными методами преподавания.

Суть педагогического мастерства – это своеобразный сплав знаний, кругозора, личной культуры.

Личность учителя для ученика значит беспредельно много, а значит, каждое слово, взгляд, поза учителя должны показывать личностную значимость всего происходящего на уроке, его заинтересованность во всём.

Язык – визитная карточка учителя. Лаконичность, точность, выразительность языка способствует удержанию внимания детей, лучшему пониманию ими проблемы. Яркость и доступность речи, остроумие, использование пословиц, поговорок, крылатых литературных выражений обеспечивают учителю симпатии детей.

Учитель должен в полной мере владеть приёмами педагогической техники, которая сродни сценической технике Станиславского. Учителя, как артиста, должна посещать муза творчества, потому что урок для него – это своеобразный выход на сцену, где учитель одновременно играет роль и артиста, и режиссёра. И от того, сколько вдохновения, души он вложит в свой урок, зависит результат занятия и всего процесса обучения в целом.