Смысл требует поиска

Образы и метафоры в современном образовании

Кажется, что в современном мире никому уже не нужны тексты и метафоры, а весь информационный обмен сводится к коротким клипам, визуальным образам, мемам и прочим новоиспеченным коммуникационным форматам. Однако это только кажется. Мода приходит и уходит, а стремление людей познавать глубину мира, размышлять, сомневаться, использовать образы непреходяще.

Перефразируя известное высказывание, можно утверждать: «Скажи мне, кто твой образец, и я скажу, кто ты». Смысл всегда требует сложного поиска и большого труда, но только с ним жизнь приобретает значение, а человек понимает свой собственный путь. Не случайно известный аналитик Рэй Курцвейл обратил внимание на важность метафор: «Поиск метафор заключается в распознавании образов при изменении деталей и контекста – то, чем мы занимаемся постоянно в нашей каждодневной жизни». Да и искать метафоры не надо, они сами нас находят в повседневной жизни, сопровождают, удивляют, становятся обыденными, нередко запутывают и уводят от реальности.

Метафоры в образовании дают яркие образы и помогают запоминать учебную информацию, но при этом могут ввести в заблуждение, увести от истины и отвлечь от трудностей познавательного пути. Как и все остальное в жизни, работа с метафорами требует сбалансированного и адекватного отношения, увлечения без потери управления, эстетического удовольствия с учетом критического мышления, ярких вспышек без ослепления.

Метафоры и образы часто показывают обычные события в непривычном свете, обращены к парадоксам и подсказывают новые идеи. Не всем будет просто перейти к такой позиции. Помните про званых и призванных – не все наблюдающие являются понимающими. Все ли готовы воспринимать новые идеи, меняться, развиваться, отказываться от имеющихся стереотипов? Можно сказать, что если обучаться человек обязан (жизнь этого от нас настоятельно требует), то саморазвитие – дело добровольное, самостоятельное, индивидуальное и ответственное.

<…> Первые в мире учителя, которые не могли использовать учебники и наглядные материалы за их полным отсутствием, часто обращались к коротким историям и притчам, чтобы создать яркий образ для обсуждения и создания некоторых образцов. Как нельзя образование представить без учителя, так и невозможно представить его без коротких сюжетных историй, имеющих разные названия – притчи, анекдоты, истории, рассказы, сказки, легенды, загадки и т. п. Все они показывают модели жизненных ситуаций в разных областях.

Часто метафоры создают образы. Нередко в них заключаются ценностные основания и значимые подходы к той или иной деятельности. Например, когда педагога называют скульптором, который «лепит» ребенка по своему усмотрению в соответствии с намеченным планом, задается взгляд на стратегию педагогической работы. Здесь четко видны субъектно-объектные отношения, в которых обучающиеся подобны глине или гипсу для изготовления определенного продукта (в зависимости от мастерства ваятеля).

Приведем пример притчи о спокойствии из книги, где предлагаются метафора дерева и разные образы – корни, ствол и ветви. При этом образный ряд можно продолжать и углублять. Кстати, метафора дерева может быть использована и при рассмотрении важных понятий из разных предметных областей образования.

– Учитель, в чем корни спокойствия? – спросил пытливый ученик.

– Корни спокойствия в безопасности. Если человеку не грозят смерть или болезни, он спокоен, – отвечал учитель.

– А из чего состоит ствол спокойствия? – спросил самый умный ученик.

– Ствол спокойствия – это правильная картина мира, составленная из верных смыслов и лишенная страстей.

– А куда простираются ветви спокойствия?

– Они простираются к близким по духу людям.

Метафоры проникают в область бессознательного, активизируют потенциальные возможности человека и представляют собой не жесткое указание, не директиву, они только намекают, направляют, наставляют, воспринимаются не посредством выводов и умозаключений, а непосредственно, чувственно, образно: мы сначала воспринимаем метафору, а потом ищем объяснение. Они могут использоваться с разными задачами.

Во-первых, так достигается компактность общения, позволяющая быстро и кратко донести до слушателя(ей) главную мысль, а также обеспечить ее понимание партнером. Поэтому метафоры во многих случаях связаны с визуальными образами, позволяющими «собрать разные смыслы».

Во-вторых, здесь язык сохраняет свою «живую душу», выполняет свое назначение быть источником ярких образов и символов, обеспечивающих эмоциональную окраску передаваемой информации и легкость понимания содержания, что способствует развитию образного мышления и стимулирует воображение.

В-третьих, оказывает помощь при передаче смыслов, которые не всегда легко, лаконично и ясно удается выразить средствами обычного языкового формата с прямым разъяснением.

Критичность в понимании метафор преобладает над категоричностью, а процесс их обсуждения сам по себе становится важным результатом личностного развития в образовании. Стоит помнить, что каждый обучающийся (более или менее подготовленный в изучаемой предметной области) может найти свои ответы на соответствующем уровне, а отсутствие общего образца и эталона способствует познавательной активности, делает образовательный процесс не только увлекательным, но и полезным для личностного становления.

Сказки, мифы, притчи в большей степени обращаются к интуиции и фантазии. С древнейших времен люди использовали истории как средство воспитательного воздействия. С их помощью в сознании закреплялись нравственные ценности, моральные устои, правила поведения. Истории были также и средством народной психотерапии, которое врачевало душевные раны. Сегодня их часто заменяют видеосюжеты, однако не все из них обладают потенциалом для поддержки внутреннего развития и поиска личностных смыслов.

Высокий образовательный потенциал коротких метафорических историй может воплощаться в их использовании в разных направлениях:

  • для поддержки познавательной мотивации обучающихся в рамках занятия;
  • для изучения в качестве самостоятельного документа или текста с комплексом вопросов и заданий;
  • для выполнения нестандартного задания, когда история может быть восстановлена по предложенным фрагментам или элементам или же создана заново на основе отрывочных сюжетных линий;
  • для завершения занятия, подведения его итогов или обращения внимания на самые важные ценностные аспекты изученного содержания той или иной темы;
  • для самостоятельной творческой работы в рамках проекта, исследования, постановки и т. п. (в том числе в системе дополнительного образования).

При этом стоит помнить об опасности излишней эмоциональности и ухода от образовательных задач при использовании такого необычного образовательного инструмента. Частота использования также имеет значение, чтобы метафорические истории не превратились в рутину или ритуал, переставая быть мотивационным ориентиром к познанию, а также искусственным элементом, включенным в занятия ради формы, а не для рассмотрения содержательных вопросов.

Важно точно определить формы и способы работы с метафорами и образами:

  • сформулировать основную мысль или проблему, главную тему или соотнести тему занятия с метафорой или образом;
  • предложить окончание истории или дополнить ряд зрительных образов (дать собственные версии с пояснением, что в данном случае представляется значимым);
  • вставить пропущенные слова (на основе заготовленного учителем текста с пропусками, которые в данной форме работы могут быть связаны с ключевыми понятиями, смысловыми акцентами или языковыми особенностями текста);
  • предложить свои иллюстрации для данной истории (существующие классические произведения живописи, собственные образы, фото и т. п.);
  • дать собственное название истории или иллюстрации (озаглавить), написать к ней небольшую аннотацию (можно также предложить придумать сценарий ролика или даже снять его, используя знания и умения из разных учебных дисциплин);
  • сделать разбор текстового документа или анализ изображения (в том числе анализ символов, структуры, понятийного аппарата, исторического контекста);
  • сформулировать несколько возможных выводов (пониманий смысла);
  • предложить собственные вопросы или ответить на уже поставленные;
  • провести сравнение нескольких метафор или образов.

При использовании разных типов метафорических материалов в образовании и самопознании вопросы являются основой для познавательного развития, обмена мнениями и позициями, организации общей дискуссии и рефлексивных размышлений над прочитанным. Понимание вопроса – ключ к поиску ответа на него, а значит, и к личностному познавательному развитию, желанию развиваться и меняться. Не случайно Максим Горький очень точно заметил: «Да не о том думай, что спросили, а о том – для чего? Догадаешься – для чего, тогда и поймешь, как надо ответить».

Не все вопросы одинаково продуктивны и полезны. Многие исследователи делят вопросы на конструктивные и деструктивные. К конструктивным вопросам относят те, которые проясняют, информируют о мыслях и чувствах других, приоткрывают информацию, получают больше фактов и деталей. Их отличают конкретность, отсутствие элементов ответа, уважение и вежливый тон без желания оскорбить или унизить, понятность для собеседника, отказ от стремления задеть достоинство (бережное отношение к личным особенностям и частной жизни).

Метафоры в образовании важно рассматривать с максимальным разнообразием методических подходов, опираясь на высказывание Эдмунда Гуссерля в его статье для Британской энциклопедии «Феноменология» о сочетании внешнего и внутреннего, разумного осмысления и эмоционального восприятия: «Суждение, оценка, стремление – они также не пустое обладание в сознании соответствующими суждениями, ценностями, целями и средствами, но подобным образом суть переживания». Использование разных методов и приемов должно предполагать разнообразие и постоянные оригинальные находки, позволяющие привлечь внимание и создавать ситуации удивления, но оно эффективно только при открытости слушающего и рассказывающего метафорическую историю.

 

 

Андрей Иоффе, заведующий лабораторией развития личностного потенциала в образовании Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук