Почему родителям и педагогам важно поощрять детскую фантазию

23 декабря в Институте проблем образовательной политики «Эврика» прошел вебинар, на котором выступил профессор Владимир Кудрявцев с докладом, посвященном педагогике фантазии: зачем и как развивать воображение в детском саду и в начальной школе.

«Воображение не архитектурное излишество воспитания, а его фундамент. Развитие воображения – приоритет дошкольного детства», – в этом убежден профессор МГПУ и МГППУ, руководитель и автор проекта развивающего дошкольного образования Владимир Кудрявцев.

Именно в дошкольном детстве закладываются основные навыки и компетенции ребенка, которые он впоследствии реализует и в личной, и в общественной, и в профессиональной жизни. Одна из таких ключевых компетенций – это воображение как способность представить себя в какой-то необычной ситуации. Как правило, эта способность развивается в творчестве – например, в детских рисунках или в игре.

Достаточно вспомнить, как Малыш из знаменитой сказки Астрид Линдгрен придумал себе друга – Карлсона, или девочка из мультфильма «Варежка» силой своего воображения превратила обычную рукавицу в щенка.

«Способность мыслить в школе опирается на потенциал воображения, который является даром дошкольного детства. И если верно то, что школа должна учить мышлению, то с не меньшим основанием можно сказать: детский сад должен воспитывать воображение, точнее, детей с развитым воображением. В том числе для того, чтобы они стали в школе думающими учащимися, а не школярами. И, конечно, с более дальним заделом – на всю жизнь», – пояснил Владимир Кудрявцев.

В середине 1990-х психолог из Смоленска Валентина Степанова провела исследование среди первоклассников и пришла к выводу о том, что успешное развитие графических навыков зависит от воображения. Если это качество не сформировано в дошкольном детстве, ребенок пишет коряво и небрежно.

Возникает вопрос: что общего между графическим навыком, предполагающим умение следовать образцу и подчиняться определенным правилам, и воображением, которое ассоциируется с неограниченной свободой? Оказывается, самая прямая.

Лев Выготский писал, что в игре ребенок делает то, что ему больше всего хочется и в то же время он подчиняется правилам, отказываясь от некоторых своих желаний. Благодаря игре с правилами рождается и развивается воля ребенка. Выготский рассматривал способность придерживаться правил как ключевую для готовности к школьному обучению. В игре формируются новые мотивы и потребности и зарождаются новые виды продуктивной деятельности.

Как отметил Владимир Кудрявцев, каждый этап жизни ребенка диктует ему новые правила игры: то, что можно делать в начальной школе, нельзя в подростковой; то, что приемлемо в старших классах или в вузе, неуместно в профессиональной деятельности. Для того чтобы подготовиться к каждому новому этапу своей жизни, необходимо воображение, которое формируется в дошкольном возрасте.

Владимир Кудрявцев рассказал, что когда он создавал свою программу для «Тропинки» для детей 3–7 лет, он думал прежде всего о том, через какие виды деятельности лучше развить воображение. И пришел к выводу, что наиболее оптимально осуществить формирование этого качества с помощью занятий физкультурой. В таком рутинном, на первой взгляд, навыке, как метание мяча, есть творческий потенциал при условии, если поставить перед детьми задачу выразить в броске уверенность, задор или другое эмоциональное состояние.

Ведь в основе воображения – эмоции, чувства, а результат – авторизация ребенка, его самореализация в рисунке, в словах, в танце, в общем – его уникальность и неповторимость.

По мнению научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика» Александра Адамского, воображение необходимо не только для успешной социализации, но и просто как самоценность – наравне с такими, казалось бы, второстепенными качествами личности, как чувство юмора. Поэтому и педагогам, и родителям важно поощрять детскую фантазию, используя для этого самые разные поводы, в том числе новогодние поздравления и подарки.

 

Институт «Эврика» при поддержке Фонда президентских грантов проводит серию вебинаров для родителей и педагогов на платформе «Навигатор для родителей». Здесь же публикуются видеозаписи вебинаров и презентации к ним. В частности, на этой платформе вы можете найти методики диагностики и развития детского воображения, разработанные профессором Владимиром Кудрявцевым специально для родителей.