Мы и природа вокруг нас
Экологический КВН (сценарий для дошкольников и учеников начальной школы)
Цель: закрепление знаний о природе.
Задачи: развитие творческого воображения, внимания, смекалки, речи; обобщение и уточнение знаний детей о животных, растениях, птицах; воспитание умения работать сообща, оказывать друг другу помощь.
Оборудование: эмблемы для команд, музыка, плакат лесной дом, картинки животных, птиц, насекомых, трав, экологические знаки, контейнеры разного цвета.
Предварительная работа: заучивание стихотворений, отгадывание загадок о природе, беседы о растениях и животных, занесенные в Красную Книгу, экскурсии по экологической тропе, дидактические игры по экологии, наблюдение на прогулках, оформление плакатов «Берегите животных», «Экологические знаки», чтение художественной литературы.
Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, гости и все, кто пришел к нам сегодня на КВН «Мы и природа вокруг нас». Соревнуются две команды — «Снегири» и «Кедр». Ребята продемонстрируют свои знания о природе и покажут, что они являются настоящими друзьями, защитниками природы.
Для проведения игры нам потребуется справедливое жюри: Дед Лесовичок — он хорошо знает лес, птиц, зверей.
За каждое правильное задание команды будут получать 5 баллов. Итак, встречаем команды.
Приветственное слово команд.
- 1 команда «Кедр»
Девиз: Природа удивительно прекрасна, люби её и не губи напрасно.
- 2 команда «Снегири»
Девиз: Бережём природу – бережём и родину свою.
1 задание – «Разминка»
Ведущий: Я буду задавать командам вопросы, а вы будете отвечаете на них.
Вопросы 1-й команде «Кедр»:
- Назовите предметы живой природы? (Человек, растения, рыбы, звери, насекомые, птицы….)
- Назови части растения? (Корень, стебель, лист, цветок, семена)
- Назови лес, в котором растут одни ели? (Ельник)
- Дом медведей? (Берлога)
- Где живут рыбы? (В реке, в пруду, в озере, в море…)
- Назови птиц, которые не летают? (Пингвины, страусы)
- Какая птица самая большая? (Страус)
- Где живут муравьи? (В муравейнике)
- Как называют корни грибов? (Грибница)
- Какого цвета лепестки ромашки? (Белого)
- У какого дерева белый ствол? (У березы)
Вопросы 2-й команде «Снегири»:
- Назовите предметы неживой природы? (Вода, камни, небо, солнце, глина)
- Какая часть у растения самая главная? (Корень)
- Как называются деревья, на которых растут иголки? (Хвойные)
- Дом лисы? (Нора)
- Из чего появляются мальки рыб? (Из икры рыб)
- Какая птица прилетает весной самая первая? (Грач)
- Из чего появляются бабочки? (Из куколки)
- Какое время года самое холодное? (Зима)
- Где растёт древесный гриб чага? (На стволе дерева)
- Что такое дождь? (Капли воды, падающие с неба)
- Как называют деревья, на которых растут листья? (Лиственные)
2 задание «Назовите одним словом»
Вопросы 1-й команде «Кедр»
- Волк, лиса, песец, олень – это… (звери)
- Морошка, черника, голубика, клюква – это (ягоды)
- Стрекоза, бабочка, муравей, кузнечик – это… (насекомые)
- Подберёзовик, сыроежка, подосиновик – это… (грибы)
Вопросы 2-й команде «Снегири»
- Ель, сосна, кедр, рябина – это (деревья)
- Ворона, сорока, воробей, кукушка – это (птицы)
- Ромашка, мак, колокольчик, астра – это… (цветы)
- Щука, карась, сом, налим – это… (рыбы)
Ведущий: А как вы представляете, что такое лес? (Кустарники, травы, деревья, цветы, птицы, звери. Лес – это дом и богатая столовая для обитателей леса.)
Звучит плавная музыка
Девочка: Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь — мы свои!
3 задание «Этажи леса» (конкурс для капитанов)
Ведущий: Перед вами плакат Лесной дом. Ваша задача — расселить обитателей леса по разным этажам и ответить на вопросы.
- Кто заселяет первый этаж?
- Кто заселяет второй этаж?
- Кто заселяет третий этаж?
- Для чего лесным обитателям надо расселяться по разным этажам?
Капитаны выполняют задание, а для членов команд и гостей — загадки
Ведущий: Если знаешь лес, зверей, назови их поскорей.
- Зверёк бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До весны в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверёк.
Как зовут его? (медведь)
- Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (олень)
- Эта рыжая плутовка
Может влезть в курятник ловко,
С петушком в лесок умчится.
Как зовут ее? (лисица)
- Кто в лесу деревья лечит,
Не жалея головы?
Тяжела его работа —
Целый день долбить стволы. (дятел)
5. Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках серёжки. (береза)
- Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (лес)
- Клейкие почки,
Зеленые листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (береза)
- Не ворона, не синица, —
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку —
Раздалось в лесу «ку-ку». (кукушка)
- Длинная шея и длинные ноги.
Он может, как лошадь,
Бежать по дороге. (страус)
- Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
Ведущий: Молодцы! Предоставляем слово нашему жюри, как оценит 1-е задание, 2-е и 3-е.
Звучит спокойная музыка.
Мальчик 1: Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость.
И даст вам природа здоровье и радость!
4 задание «Экологические знаки» (картинки «Правила поведения детей на природе»)
Команды называют знаки и расшифровывают их
1 команда «Кедр»
- Правило №1 картинка «Не рви цветы» (в лесу, на лугу, а любуйся их красотой. Помни: собранные растения быстро гибнут и не дают семена. Не будет семян – не будет и цветущих растений.)
- Правило №2 картинка «Не разрушай муравейник» (Муравьи по хвоинке, по веточке долго строят свой дом. Помни: муравьи – санитары леса)
- Правило №3 картинка «Не разжигай в лесу костёр» (Помни: на земле после костра 5 лет не сможет расти трава.)
2 команда «Снегири»
- Правило №4 картинка «Не оставляй мусор в лесу» (засоряет окружающую среду. Помни: это дом для животных, в нем должно быть чисто.)
- Правило №5 картинка «Не трогай птичьи гнезда» (Если увидел гнездо с яйцами или птенцами, то постарайся тихо уйти. Помни: примятая трава или сломанная ветка могут испугать птицу, и она бросит гнездо.)
- Правило №6 картинка «Не лови бабочек» (Они украшают природу и опыляют растения. Помни: бабочку погубить легко. Достаточно подержать в руке, и с ее крылышек опадут чешуйки, она не сможет больше летать.)
Ведущий: Ребята, а зачем нужно знать правила поведения в лесу? И что случится, если люди не будут выполнять эти правила? (исчезнут цветы, погибнут насекомые, улетят птицы)
Звучит спокойная музыка
Мальчик 2: «О загрязнении»
Есть в природе равновесие,
Нарушать его нельзя.
В жизни это очень важно
Для тебя и для меня.
Чтобы было равновесие
Надо с вами нам, друзья,
Не выбрасывать отходы
И не загрязнять моря.
Меньше ездить на машинах
И пускать из фабрик дым,
Чтоб не летали в атмосфере
И не делали там дыр.
Меньше фантиков, бумажек
Ты на улицу бросай!
Тренируй в себе ты ловкость:
Точно в урну попадай.
А когда захочешь кинуть
Ты бумажку не в корзину,
Ты подумай о природе –
Нам еще здесь жить, как вроде!
5 задание «Сохрани природу»
Ведущий: Команды «Кедр» и «Снегири», вам надо разложить в контейнеры мусор: в синий – бумагу, в зеленый — стекло, в оранжевый – пластик, в желтый – металл.
Выполняют задание
Ведущий: Молодцы! Предоставляем слово нашему жюри, ждем оценок 4-го и 5-го заданий.
6 задание «Знатоки стихотворений»
Команды «Кедр» и «Снегири» читают друг другу стихи о природе.
Подведение итогов. Слово жюри.
Ведущий: Большое спасибо, ребята. Какие вы сегодня были умницы, как много знаете о природе! Какая же команда стала победителем нашего КВН? А победила «Дружба»!
Автор Патракова Светлана Георгиевна