Огонь – друг и враг человека

Игра по станциям, для обучающихся начальной школы с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Ирискина Иванна Александровна, учитель начальных классов ГКОУ Ненецкого автономного округа «Ненецкая специальная (коррекционная) школа-интернат», г. Нарьян-Мар


Актуальность
Без огня немыслима жизнь на Земле. Но огонь и причина смерти. Сколько лет он угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. От огня страдают и погибают тысячи людей, сгорают строения, выгорают селения, города.
Ежегодно в России около 7 тысяч пожаров происходит вследствие детской шалости с огнём. Каждый второй пожар – из-за неосторожного обращения с ним. Каждый пятый – из-за несоблюдения требований правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов.
Зачастую у людей отсутствуют навыки поведения в чрезвычайных ситуациях. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже в младшем возрасте начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил безопасного поведения.
Современная педагогика направляет на поиск новых эффективных методов и форм обучения, которые активизировали бы деятельность детей, стимулировали их к приобретению знаний. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в школе. Она способствует углублению знаний детей, развитию их мышления, расширению кругозора. Особенно если это касается детей с ОВЗ.

Пояснительная записка
Воспитанники специальной (коррекционной) школы-интерната – особые дети. В ней обучаются учащиеся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью). Эти дети характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчётливо проявляется в сфере познавательных процессов. В связи с этим для них следует строить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы он способствовал коррекции и развитию их познавательной сферы. А чтобы процесс не был скучным и однообразным, применяются различные формы и методы обучения, в частности игровая деятельность.
В данной методической разработке представлено мероприятие, которое можно провести во внеурочной деятельности, и которое направлено на формирование основ противопожарной безопасности. Его могут использовать в своей работе учителя начальных классов, воспитатели школ-интернатов, детских домов, воспитатели ГПД, педагоги-организаторы. Мероприятие разработано в целях совершенствования знаний и познавательных интересов детей с ОВЗ. Проводится в виде игры по станциям, которые находятся в разных уголках школы.

Цель:
— уточнение и закрепление у обучающихся знаний и представлений по правилам противопожарной безопасности.

Задачи:
систематизация знаний детей о правилах пожарной безопасности;
— привитие навыка осторожного обращения с огнём и поведения в различных жизненных ситуациях;
— воспитание чувства самосохранения;
— коррекция и развитие познавательных процессов детей (логическое мышление, память, внимание, сообразительность, речь);
— формирование навыков коммуникативного общения, умение работать в команде;
— воспитание «положительного» духа соперничества.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, фонограмма весёлой музыки, декорации для оформления станций, набор цветных полосок жёлтого, красного, синего и зелёного цветов (по количеству участников), маршрутные листы для каждой команды, дидактический материал для каждой станции, сладости для угощения, плакаты для оформления зала противопожарной тематики (Приложение 1)

 
Ход мероприятия:
 
Правила пожарные без запинки знайте!
Правила пожарные строго соблюдайте!
Утром, вечером и днем
Осторожен будь с огнём!

Презентация «Огонь-друг и враг человека»
 
1. Мотивация детей
СЛАЙД 1. В классе звучит весёлая музыка. Всех гостей встречают «пожарные» (можно задействовать ребят из старших классов). При входе в класс дети получают по одной цветной полоске (по количеству участников в командах)

2. Организационный момент

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы приглашаем вас в увлекательное путешествие. Здесь много различных уголков, где вы побываете благодаря вашим знаниям. А чтобы понять, чему будет посвящено наше путешествие, отгадайте загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит.
Он от злобы ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь) СЛАЙД 2

— Верно! Мы приглашаем вас на игру по станциям «Огонь – друг и враг человека!», посвящённую противопожарной безопасности. СЛАЙД 3

Объяснение условий игры
1) Все участники делятся на 4 команды с помощью цветных полосок, которые в начале мероприятия раздали помощники. ПРИЛОЖЕНИЕ 2
2) Командам раздаются маршрутные листы, по которым участники передвигаются по станциям и выполняют различные задания и набирают баллы от 1 до 5. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
3) В конце маршрута участников встречает «Вкусная лавка», в которой они смогут обменять свои баллы на различные вкусности. И эти угощения разделить среди участников своих команд.

Ведущий: Прежде чем перейти непосредственно к игре, окунёмся немного в историю…
 
1 ученик: Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал.
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели, —
Всемогущий, горячий огонь.

2 ученик: И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он.
Ведь издревле до нашего века
Он помощник и друг человека.
Поутру, чтобы все были сыты,
Ставим пищу в духовки, на плиты.
Печь-громада мартен пышет жаром:
Варят сталь для страны сталевары.

3 ученик: Хлеб и булки огонь выпекает,
И от холода нас защищает.
Чуть стемнеет – вспыхнет повсюду
Электрических звездочек чудо.
И до дальних звезд от Земли
Мчит космические корабли.
Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили.

Ведущий: С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу. Без огня мы уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах, и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах.
— Ребята, скажите, пожалуйста, огонь – друг или враг человека? (Ответы детей)
— Огонь – и друг, и враг человека!
— В каких случаях огонь – друг человека? (Ответы детей) Без него невозможна жизнь на земле. СЛАЙД 4
— В каких случаях огонь – враг человека? (Ответы детей) Огонь, постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернётся к нам, зависит от нас. СЛАЙД 5
 
Ведущий: Сегодня мы собрались с вами, чтобы ещё раз вспомнить все, что мы знаем о правилах безопасного обращения с огнём. Итак, начинаем наше путешествие по станциям. И сейчас вы расходитесь по командам. А помогут вам наши старшие товарищи «Пожарные».

Дети делятся на команды. «Пожарные» – капитаны команд
 
3. Станция «Деревня Смекалкино»
Оформление: пейзаж деревни, картинки мальчиков и девочек. ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Ведущий: Здравствуйте, друзья! Вы попали в деревню «Смекалкино». Здесь живут мальчики и девочки, которым надо помочь. Им дали задание – отгадать ребусы.

 

4. Станция «Музыкальная пещера»
Оформление: пейзаж пещеры. ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы попали в гости к древнему человеку. Что вы знаете об их образе жизни? (Ответы детей)
— Правильно, в пещере люди жили, грелись возле костра. А как древние люди себя развлекали? (Ответы детей)
— Действительно, основным развлечением были обрядные песни и пляски.
— Вам предлагается проявить свои музыкальные способности и всем дружно пропеть «противопожарные» частушки.

 

5. Станция «Опушка эвакуации»
Оформление: пейзаж поляны. ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Вы попали на опушку эвакуации. Представьте, что мы находимся в здании, и вдруг звучит сигнал о пожаре. Ваши действия? (Ответы детей)
А теперь представьте, что вам приходится выбираться из вашего класса. На плане здания школы нарисуйте путь вашей эвакуации в случае пожара.
 
 
6. Станция «Лес злых ошибок»
Оформление: пейзаж сказочного леса, картинки Бабы-Яги, Лешего, кикиморы. ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Ведущий: Здравствуйте, друзья! Как вы думаете, куда вы попали? (В сказочный лес)
— Верно! И вас встречают жители этого леса – Баба-Яга, Кикимора и Леший. Они совершенно не хотят учиться и не знают правила пожарной безопасности. Давайте им поможем…
Мы знаем, что чаще всего пожар возникает из-за неправильного обращения с огнём. Вам предстоит выполнить два задания:
1) «Назовите причины пожаров»
2) «Запрещено-разрешено»

Даются для рассмотрения рисунки соответствующей тематики. Необходимо наклеить красную полоску на те иллюстрации, которые вызывают опасность

 

7. Станция «Гора ситуаций»
Оформление: картинка горы ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Вы пришли к «Горе ситуаций». Я вам даю флажок, с которым вам необходимо подняться на вершину горы и установить его там. Но для того чтобы подняться, вы должны рассмотреть различные ситуации и выбрать правильный ответ, определив его номер. Номера ответов вы должны расположить вверх по горе в порядке возрастания.

Ситуации (выдаются в разбросанном виде)
 
Пожарным необходимо сообщить
* Фамилию, адрес, возраст, ваш рост, цвет глаз.
* Фамилию, адрес, подъезд, этаж, объект возгорания.
* Где лежат семейные ценности и сбережения
 
Если невозможно потушить возгорание…
* Надо покинуть помещение.
* Надо спрятаться в другую комнату.
 
Если у вас мелкое возгорание…
* Надо спрятаться под кровать.
* Надо потушить подручными средствами (водой, мокрым покрывалом).
* Надо убегать из дома.
 
Если в помещении много дыма…
* Необходимо быстро убегать.
* Необходимо двигаться ползком.
* Открыть окно и дверь.
 
Пожарных вызвать по телефону….
* «01»
* «02»
* «03»
 
Если ты увидел, что на опушке леса горит прошлогодняя трава…
* Постараюсь затушить, забросав пламя землей.
* Сообщу об этом взрослым.
* Пройду мимо.

8. Станция «Остановка «Отвечайкино»
Оформление: картинка остановки. ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Вы остановились на остановке «Отвечайкино». И здесь вы должны показать свою смекалку, сообразительность и быстро отвечать на вопросы.

Вопросы

  1. Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные)
  2. Почему пожарных вызывают по телефону именно «01»? («01» самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь).
  3. Почему пожарная машина красная? (Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет – цвет огня).
  4. Чем опасны пожары? (При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, при пожаре могут погибнуть люди).
  5. Чем еще опасен пожар, кроме огня? (Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать).
  6. Чем можно тушить начинающийся пожар? (Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом).
  7. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками? (Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара).
  8. От чего бывают пожары? (Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем).
  9. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит).

 
9. Станция «Литературная гостиная»
Оформление: декорации гостиной комнаты. ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Ведущий: Здравствуйте, друзья! Вы пришли в литературную гостиную. Пожар – страшная вещь, которая не щадит никого. Многие писатели затрагивают трагедию пожара в своих произведениях. Вам предстоит вспомнить произведения, в которых есть тема пожара. Отгадайте, из каких произведений эти отрывки…

1. Посадила Баба-Яга Иванушку на лопату и хотела его в печь засунуть. А Иванушка раздвинул ноги и в печь не лезет.
— Ты что, не знаешь, как нужно в печь залазить?
— Нет. А ты мне покажи.
— Эх вы, молодёжь, ничего вы не умеете. Все старикам учить вас надо.
Села Баба-Яга на лопату, а Иванушка ее в печь-то протолкнул и заслонку поставил. (Русская народная сказка)

2. …А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!» (К.И. Чуковский «Путаница»)

3. И вдруг заголосили:
«Пожар! Горим! Горим!»
С треском, щелканьем и громом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом. (С. Маршак «Кошкин дом»)

4. Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом. (С. Михалков «Дядя Стёпа»)

 
10. Подведение итогов
После прохождения всех станций участники собираются в классе.

Ведущий: Ну вот, ребята, вы успешно прошли все станции и увидели, какая же большая страна противопожарной безопасности. Сейчас пришло время подсчитать набранные вами баллы и узнать, какая команда оказалась наиболее быстрой, эрудированной, смекалистой.
 
Подведение итогов.

Заключительное слово ведущего. СЛАЙД 6

Ведущий: Дорогие друзья! Поздравляю победителей и участников игры. Все вы молодцы! И напоследок предлагаем посмотреть небольшой мультфильм о правилах поведения при пожаре.

Чтоб пламя огня лишь светило и грело,
С ним обращаться нужно очень умело.
С огнём не играйте! С огнём не шалите!
Здоровье и жизни свои берегите!
Характер огня горяч, скажу не на шутку.
Может разгореться в одну он минутку.
Но другом он будет, согреть он сумеет
Тех, кто с огнём обращаться умеет.

— Всем большое спасибо, до новых встреч! СЛАЙД 7

Домашнее задание: нарисовать рисунки по пройденной теме.
 
После мероприятия ребята обменивают свои баллы на сладости.