Краеведческое рукоделие: народное творчество и шов «набор»

Практическое занятие с элементами познавательной беседы, для детей младшего школьного возраста (1-3 класс), испытывающих трудности социальной адаптации


Сысолятина Екатерина Витальевна, методист ГБУ «Областной центр социальной помощи семье и детям «Журавушка», г.Н.Новгород


Цель: сохранить национальное историко-культурное наследие.
Задачи:
— познакомить с понятием «краеведческое рукоделие»;
— актуализировать у детей представления связанные с предметами обихода русского народа;
— показать роль и место узорного ткачества в народной культуре;
— развивать умение видеть в окружающем / привычном мире предметы ручной работы, украшенные символическими орнаментами;
— воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство сопричастности к истории русского народа;
— показать важность изучения народных ремесел для воспитания подрастающего поколения.
Необходимые материалы: ноутбук, проектор, фотографии схем, работ с использованием семиричных узоров, распечатки узоров на бумаге (по числу участников), канва для вышивки с крупным переплетением, клей «ПВА-столяр», иголки с крупным ушком (по числу участников занятия); нитки «мулине» красного цвета.
Предварительная подготовка: нарезать заготовки из канвы для выполнения закладки (размер 15*5 см; по количеству детей), смазать края закладки клеем «ПВА-столяр» (он не даёт желтизны после высыхания), нити мулине нарезать на отрезки по 20 см.

Ход занятия:

— Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами встретились, чтобы поговорить о краеведческом рукоделии. Как вы думаете, что значит это словосочетание? (Ответы детей).
Действительно, оно состоит из двух слов: «краеведческое» — связанное с родным краем, с природой, с животными и растениями того места, той местности, где мы живём, с народными промыслами. И из слова «рукоделие» – то, что человек делает своими руками.

— Как вы думаете, много человек может сделать сам? (Ответы детей).

Да, человек может сам строить и вырезать из дерева, лепить из глины, шить из ткани, вязать из ниток и т.д. Человек может своими руками сделать практически всё, что ему нужно для жизни. Согласны с этим утверждением? (Ответы детей).

Я вам буду задавать вопросы, а вы мне отвечайте, верно моё суждение о способностях человека или нет, из чего человек может это сделать.
Человек может:
— построить дом (из дерева, кирпича и т.д.)
— сложить печь (из кирпича, глины, …)
— сделать мебель для своего дома (из дерева, сплести из лозы …)
— сделать для себя посуду (слепить из глины, сплести из лозы …)
— сшить одежду (из ткани, кожи, …)
— сделать обувь (из ткани, кожи, шерсти, лыка, …)
— сделать украшения (из ниток, бересты, глины, металла, шерсти, кожи и т.д.)

Если взглянуть назад сквозь века, можно обнаружить, что эти умения были у человека много-много лет подряд. И именно это позволяло ему жить в разных природных условиях, чувствовать себя хорошо и в зимние морозы, и в летнюю жару. Но если все люди делали себе для жизни всё сами, то как же они не путали, где чья тарелка, или где чья корзинка или где чьи лапти?
На каждой вещи был нанесён узор, и её хозяин с лёгкостью определял, с его узором вещь или с чужим, соседским. Узоры эти передавались из поколения в поколение, становились орнаментами и приобретали обережное значение.

— Что же это были за узоры? (Ответы детей).

Эти узоры состояли из символов. И они были понятны каждому. Это символы: солнца, воды, земли, зерна, дерева, поля, очага, огня.

(Показ примеров обережного узора в вышивке из сводной таблицы орнаментов к книге Кацара М.С. Таблица орнаментов )

Круг – солнце, как оберег-покровитель, символ жизни и её движения.
Квадрат – материальное поле деятельности человека.
Крест в наиболее общем смысле – знак Творца.
Ромб-арепей. Ромб, пустой внутри – это «Око Божье», весенний взгляд солнца-Ярилы на землю.
Этот же ромб, но уже поделённый крест-накрест на четыре маленьких, – пашня.

Засеваем пашню зерном: ставим по точке в каждый её квадратик. Теперь уже это – засеянное поле, символ плодородия.
Затем поле прорастает: у ромба появляются крючки-колючки, и вот перед нами уже настоящий арепей, пришедший из глубины столетий. Символ развивается, с каждой чёрточкой приобретая новое значение [1].
Основные символы общие для всех, но были и характерные для людей, живущих в определённой местности: например, в лесу — медвежьи лапы, заячьи уши, коники, гусики. (показ семиричных узоров охотничьих [5] фото_01, фото_02).

 

— А как вы думаете, если мы можем нарисовать узор на чём-то, то как можно его расположить на одежде, но не рисовать? Его можно вышить. Где он будет тогда располагаться? (Ответы детей).

Конечно, раньше, когда ткань и одежду изготавливали в каждом доме, то орнамент сразу ткали на ткацком станке.
Именно изготовлению узорных тканей уделялось особое внимание всех рукодельниц. И зависело это не только от красоты, но и от обережного значения. Каждый узор включал в себя древние символы, магические знаки, способные уберечь женщину и ее семью от зла, сохранить и привлечь здоровье, любовь, удачу, достаток. Считалось, что в случае несчастья — засухи, эпидемий, даже войн — изготовление узорного полотна могло восстановить нарушившееся равновесие жизни. И тогда лучшие пряхи и ткачихи собирались вместе и за одну ночь творили узорный холст, который должен был защитить всю общину от пришедшей беды. [3] А потом мастерицы придумали особый вид вышивки – шов «набор», который очень похож на ткачество и позволяет украшать обережным узором уже готовые вещи.

(Показ картинок семеричных узоров [5] фото_03, фото_04)

Такую вышивку можно разместить по подолу рубахи, вороту, плечам и низу рукавов. (фото_05 и другие фотографии русской народной одежды)
Вышивка эта проста. Чтобы её выполнить, надо хорошо считать до 7, потому что стежки её проходят через 1, 3, 5 и 7 нитей с лица на изнанку.

(Показ фотографии салфетки и закладки, фото_06)

 
Посмотрите сюда (показ салфетки с лица, фото_06), здесь орнамент яркий, красный, на белом фоне. Если салфетку перевернуть (показывает обратной стороной, фото_07, фото_08), то узор белый на красном.
Давайте подумаем, как же такое получается? (Ответы детей) Внимательно посмотрим на схемы (показ схем семеричных узоров [2] фото_03, фото_04). Мы видим, на схеме клеточки 2-х цветов: это значит, что при вышивании нить проходит ПОД «белыми» клеточками, и НАД «цветными», именно так образуется цветной узор.
Так как вышивка швом «набор» имитирует ткачество, то выполняется она горизонтальными рядами. Давайте посчитаем, через сколько клеточек в первом ряду схемы мы будем выводить нить с лица на изнанку и с изнанки на лицо.

фото 4

(Разбирается первый ряд схемы «Узор Молодухи»: схема 04_3-й узор [2] фото_04).

— А кто догадался, как будет звучать схема 2-го ряда? (Ответы детей). Правильно: второй ряд это 3, 1, 3, 5, 3, 1, 3, 5 …..

(Разбираются цифровые схемы каждого ряда)
 
Правда, так просто и в то же время так необычно. Давайте с вами сами попробуем. Каждый из вас сейчас возьмёт кусочек канвы, нитки, иголку, и выполнит свою закладку с обережным узором.
 
(Дети выполняют сувенир-закладку, используя семеричные схемы [2] и вкладывая в неё обережный смысл).

Ребята, сегодня мы с вами узнали, что обережные узоры сопровождали человека в течение всей его жизни, отражали основные события, происходившие в его жизни, и оберегали от зла. Узор умели создавать и повторять и опытные, и юные мастерица и передавали их из поколения в поколение. Современные художники по тканям тоже используют обережные узоры, создавая на их основе рисунки для новых тканей. (фото_09)
Проявите внимание и поищите их на своей одежде и одежде тех, кто рядом с вами. О том, что вы заметите, поговорим при следующей нашей встрече.

Список литературы и ссылок на источники информации и иллюстраций, используемых в работе:

  1. Азбука символа. Орнамент Интернет-ресурс: http://www.бгмнк.рф/news/smi-o-nas/1464-271115-smi.
  2. Баландина Г. «Традиционные женские ремёсла»// «Рукоделие». Серия: Берегиня. / Опыт мастеров. М.: Асцендент, 1993 г. — 235 с.
  3. Интерактивный этно-художественный проект «ВНЕ ВРЕМЕНИ»: Интернет-ресурс http://shahmuzei.ru/kopilka/interaktivnyiy-etno-hudozhestvennyiy-proekt-vne-vremeni.html.
  4. Кацар М.С. «Белорусский орнамент. Ткачество. Вышивка», Минск: Белорусская энциклопедия, 1996 г. — 208 с.
  5. Поверина Г. «Узорные рукавички. Варежкии перчатки, связанные на спицах», М.: Культура и традиции, 2006 г. — 119 с.