Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Быт и нравы Малороссии в изображении писателя

Конспект урока литературы в 6 классе

Раздел 1 «Пролетая над снами»
Рабочая тема урока: Что такое мистическая литература?
 
Цель: глубокое осмысление произведения Н.В. Гоголя и выявление всех трёх уровней понимания текста. Понимание того, как лирика, мистика и политика сочетаются на фоне национального украинского колорита.
 
Ход урока:

I. Работа с текстом

1. Формулирование темы урока. Работа с текстом до чтения

– Как вы думаете, что можно обозначить словом «мистика»? (Ответы детей. Для ответа используем текст на стр. 16–17 учебника)
– Можно ли назвать мистическими произведения «Лесной царь» И.-В. Гёте и «Светлану» В.А. Жуковского? (Ответы детей)
— Какую тему урока мы можем сформулировать?
— Что такое мистическая литература?

2. Чтение повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»

– Встречались ли мы с этим автором ранее? (Да, в 5-м классе изучали «Портрет»)
– Какие особенности можно выделить у данного автора? (В его произведениях присутствует мистика)
– О чём нам говорит название повести и иллюстрация? (Предполагаем, что речь действительно пойдёт о ночи перед Рождеством)
– Вспоминаем, что особенного в ночи перед Рождеством. (Именно в ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствуют две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Добро зазывает прославлять рождение Христа, мириться с врагами и радоваться. Зло собирает на шабаш ведьм)

3. Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение повести

* Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. (По народным поверьям, в ночь перед Рождеством вся нечистая сила проявляет себя особенно сильно, потому что это для них последняя возможность перед светлым праздником Рождества навредить людям). Глянули звёзды. (Проступили на чистом небе, отличается от «выглянули», потому что выглянуть можно из-за чего-то, например, из-за тучи). Месяц величаво (подчеркивается чистая, торжественная, как на картинке, нарисованная красота украинской ночи) поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. (Коляда – древний языческий праздник зимнего солнцестояния, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. В колядки ряженые в звериные шкуры, в масках, с рогами, ходили по дворам с песнями и плясками, собирая в мешок подарки (дань, откуп в понимании древних). Ряженые когда-то представляли собой родовых тотемных животных и духов. Во времена повествования это стало просто весёлой традицией, а к атрибутам колядок добавилась рождественская звезда на шесте). Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып (старое написание) мороза (писатель, вероятно, хотел сказать, что мороз усиливался. Скрип снега обычно слышен от –2 до –5 градусов по Цельсию) слышался за полверсты (обычная верста – до XVIII века её ещё называли «поприще» – 1000 сажен или два с небольшим километра, но ко времени действия повести считали в основном «путевыми» верстами – по 500 сажен, или 1,06 км). Ещё ни одна толпа парубков (парней – укр.) не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег (в колядки всегда были весёлые народные гулянья). Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле. (когда что-то или кто-то поднимается по трубе, то поднимает кучу сажи, которая вылетает вместе с дымом)

* Если бы в это время проезжал сорочинский заседатель («Сорочинская ярмарка» – первая в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», поэтому он и скользит по повествованию как бы связывающим персонажем) на тройке обывательских лошадей (не почтовых, казённых, а наёмных), в шапке с барашковым околышком, сделанной по манеру уланскому (хотел, чтобы принимали за офицера, а не за полицейского чиновника, каким он и являлся, – больше почета), в синем тулупе, подбитом чёрными смушками, с дьявольски сплетённою плетью, которою имеет он обыкновение подгонять своего ямщика (намёк на порядки, которые завёл сорочинский заседатель), то он бы, верно, приметил её, потому что от сорочинского заседателя ни одна ведьма на свете не ускользнет. Он знает наперечёт, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков, и сколько в сундуке лежит полотна, и что именно из своего платья и хозяйства заложит добрый человек в воскресный день в шинке (шинок – это кабак, а сорочинский заседатель, судя по описанию, вор и взяточник). Но сорочинский заседатель не проезжал, да и какое ему дело до чужих, у него своя волость (человек суетен, ловит своих «ведьм», а до того, что происходит прямо у него перед глазами, ему и дела нет). А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только чёрным пятнышком мелькала вверху. Но где ни показывалось пятнышко, там звёзды, одна за другою, пропадали на небе. Скоро ведьма набрала их полный рукав. (Сказочное продолжает вплетаться в обыденное. Плюс то, что называется киноэффектом, – прямое описание происходящего, как будто видишь это перед собой). Три или четыре еще блестели. Вдруг, с противной противоположной) стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. (Опять киноэффект.) Близорукий, хотя бы надел на нос вместо очков колёса с комиссаровой брички (комиссар – казённый чиновник, на котором лежало местное административное управление; в то время большим шиком среди них считалось ставить на бричку – двухосную рессорную повозку – большие колёса с фигурными спицами), и тогда бы не распознал, что это такое. Спереди совершенно немец (все иностранцы для русского человека – немцы, как справедливо и написано у Гоголя): узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком (иностранцев у нас частенько уподобляли нечистой силе, особенно если речь шла о схизматиках – еретиках), ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. (Насмешка над чулками, которые были в моде у иностранцев, в то время как казачество ходило в просторных шароварах. И своеобразный «привет» родной стороне – из Яресок Полтавской области родом была мать Гоголя, Мария Ивановна Косарская, здесь она в сельской церкви венчалась с отцом Гоголя – В.П. Гоголем-Яновским. Голова – назначенная должность, казачий голова – все равно что полковник. А «козачок» – народный украинский танец, любили казаки повеселиться и поплясать). Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды (насмешка над тогдашней чиновничьей модой, когда спереди мундир заканчивался у пояса, а сзади, как крылья у жука, висели примерно до подколенных впадин фалды, развевающиеся при ходьбе, а ещё – своеобразное сравнение чёрта и стряпчего, т.е. судебного чиновника, который для простого человека также был сродни чёрту); только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста (то есть чёрный, как трубочист), можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей. (Обратите внимание – если бы не рожки и не козлиная борода – то или губернский стряпчий, или иностранец – других отличий нет). Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост, в свою берлогу. (Праздник Рождества, по поверью, прогоняет всю нечисть, затем идет Святая неделя – Святки). Между тем чёрт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдёрнул её назад. В (Почему?) О (Испугался? Обжёгся?), как бы обжёгшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдёрнул руку. П Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый чёрт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки (уголек для курительной трубки); наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чём не бывал, побежал далее. (Чёрт то маленький, бегает вокруг месяца, то вдруг становится огромным и легко кладёт его в карман)

* В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц. Правда, волостной писарь, выходя на четвереньках из шинка (выползая пьяный из кабака), видел, что месяц ни с сего ни с того танцевал на небе, и уверял с божбою в том всё село; но миряне качали головами и даже подымали его на смех. Но какая же была причина решиться чёрту на такое беззаконное (обратите внимание, слово абсолютно из другого смыслового ряда – не невиданное, не чудесное, а именно беззаконное, что низводит мистическое до обыденного, а проказы чёрта – к пакостям уездной администрации) дело? В (Прямой авторский вопрос) О (Напакостить всем людям, чтобы им ничего не было видно? Просто так, из озорства? Продать?) А вот какая: он знал, что богатый козак Чуб приглашён дьяком на кутью (рис с изюмом, едят как раз в сочельник, постное), где будут: голова; приехавший из архиерейской певческой родич дьяка в синем сюртуке (сюртуки носили люди, принадлежащие к среднему и высшему классу, а синий цвет как раз в то время, к которому относится действие повести, был ужасно модным, т.е. приехал успешный родич), бравший самого низкого баса (профессионал); козак Свербыгуз и ещё кое-кто; где, кроме кутьи, будет варенуха (алкогольный напиток, распространённый на Левобережной Украине, из самогона, мёда, яблок, груш, слив, вишен и пряностей; томился в чугунке в печи, потому и назывался варенухой), перегонная на шафран водка (самогон золотисто-оранжевого цвета) и много всякого съестного (в ночь перед Рождеством пить алкоголь запрещено, а есть – только когда звёзды появятся, и причём лишь постное. Так что данная картина очень характерна). А между тем его дочка, красавица на всём селе, останется дома, а к дочке, наверное, придет кузнец, силач и детина хоть куда, который чёрту был противнее проповедей отца Кондрата (местного священника). В досужее от дел время кузнец занимался малеванием (живописью, укр.) и слыл лучшим живописцем во всем околотке. Сам ещё тогда здравствовавший сотник Л…ко вызывал его нарочно в Полтаву выкрасить дощатый забор около его дома (прекрасная оценка качества живописи!). Все миски, из которых диканьские козаки хлебали борщ, были размалёваны кузнецом (ещё одна оценка). Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых: и теперь ещё можно найти в Т… (вероятно Троицкой) церкви его евангелиста Луку. Но торжеством его искусства была одна картина, намалёванная на стене церковной в правом притворе (некая пристроенная, вспомогательная часть храма, первое название «трапеза» – там обычно стоит свечной ящик, молятся люди, которые по тем или иным причинам не могут войти непосредственно в храм), в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный чёрт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал её на большой деревянной доске, чёрт всеми силами старался мешать ему: толкал невидимо под руку, подымал из горнила в кузнице золу и обсыпал ею картину; но, несмотря на всё, работа была кончена, доска внесена в церковь и вделана в стену притвора, и с той поры чёрт поклялся мстить кузнецу.

* Одна только ночь оставалась ему шататься на белом свете; но и в эту ночь он выискивал чем-нибудь выместить на кузнеце свою злобу. И для этого решился украсть месяц П (Мы ответили на вопрос, зачем чёрт решился на беззаконное дело, но у нас возникает второй вопрос – каким образом исчезновение месяца помешает кузнецу?) В (Зачем?) О (Чтобы он чего-нибудь не смог найти?), в той надежде, что старый Чуб ленив и не лёгок на подъём, к дьяку же от избы не так близко: дорога шла по-за селом, мимо мельниц, мимо кладбища, огибала овраг. Ещё при месячной ночи варенуха и водка, настоянная на шафран, могла бы заманить Чуба, но в такую темноту вряд ли бы удалось кому стащить его с печки и вызвать из хаты. А кузнец, который был издавна не в ладах с ним, при нём ни за что не отважится идти к дочке, несмотря на свою силу. П

* Таким-то образом, как только чёрт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий бы нашёл дорогу к шинку, не только к дьяку. Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут чёрт, подъехавши мелким бесом (хорошее сочетание), подхватил её под руку и пустился нашёптывать на ухо то самое, что обыкновенно нашёптывают всему женскому роду. Чудно устроено на нашем свете! Всё, что ни живёт в нём, всё силится перенимать и передразнивать один другого. Прежде, бывало, в Миргороде один судья да городничий хаживали зимою в крытых сукном тулупах, а всё мелкое чиновничество носило просто нагольные; теперь же и заседатель, и подкоморий отсмалили (многозначное малоросское сленговое выражение, синонимы – заплатить, достать и т.д.) себе новые шубы из решетиловских смушек (шкурок молодых барашков, преимущественно серого цвета, выделывавшихся в селе Решетиловке Полтавской губернии) с суконною покрышкою (обшитые сукном). Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки (шёлка) по шести гривен аршин (явно не по деньгам канцеляристу и волостному писарю, значит – взяточники). Пономарь сделал себе нанковые (прочная х/б ткань желтоватого цвета, на её основе делают наждачку) на лето шаровары и жилет из полосатого гаруса (шерстяной ткани). Словом, всё лезет в люди! Когда эти люди не будут суетны! (Опять сравнение нечистой силы с администрацией). Можно побиться об заклад, что многим покажется удивительно видеть чёрта, пустившегося и себе туда же. Досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура – взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры! Но на небе и под небом так сделалось темно, что ничего нельзя уже было видеть, что происходило далее между ними.

– Какие особенности присутствуют в данном тексте (не менее трёх особенностей, индивидуальная работа).
– Пробуем выделить фактический, подтекстовой и концептуальный смыслы данного фрагмента (работа по группам).
— Формулируем общий вывод.

II. Работа с текстом после чтения. Анализ повести, выявление смыслов

III. Итог урока

  1. В тексте множество простонародных и местных выражений.
  2. Нечистая сила у Гоголя, как и в народных поверьях, наделена «подлыми» качествами, которые присущи царским чиновникам.
  3. Носители доброго, светлого начала у автора – простой народ, «козаки», побеждающие за счёт своей житейской мудрости.

— Таким образом, только кажется, что в повести три стороны: на самом деле их две: народ и всяческого вида нечисть.

IV. Домашнее задание
Задания I–III (стр. 11–13) из рабочей тетради по литературе.

Источник: school2100.com