Как вузу подготовить учителей будущего

Новый учебный год в Шадринском государственном педагогическом университете (ШГПУ) начнется в обновленных аудиториях. После капремонта заиграли свежими красками и входные группы учебных корпусов. Немало нововведений и в образовательном процессе. О том, что заставило вуз так круто изменить внешний вид и систему обучения, рассказал ректор ШГПУ Артур Дзиов.

Валентина Пичурина (Курганская область) / Российская газета

От педкласса до магистра

Артур Русланович, недавно в вузах завершилась приемная кампания и прошло зачисление. Вы довольны новым набором студентов?

Артур Дзиов: Вполне. Как и все педагогические вузы, в 2022 году мы наблюдали приток абитуриентов. Все бюджетные места — 375 человек по программе бакалавриата очной и 158 мест заочной формы обучения — заполнены. 54 студента будут учиться в магистратуре. Кроме того, мы впервые набираем студентов по программам среднего профессионального образования (СПО). На это направление выделили сто бюджетных мест, хотя желающих оказалось почти в два раза больше, поэтому мы открыли прием на платное обучение. СПО для нас важно. Оно позволяет расширить круг молодежи, которая делает осознанный выбор в пользу педагогического образования уже после 9-го класса. Это, собственно, и есть результат ранней профориентации.

С чем связан повышенный интерес к педагогике?

Артур Дзиов: Думаю, в немалой степени он обусловлен тем, что два года назад — в апреле 2020-го — педагогические вузы, которые подчинялись министерству науки и высшего образования, передали в ведение министерства просвещения. Этот период стал временем глобальных изменений в сфере высшего педобразования. У нас появились значимые ресурсы. Кроме того, политика государства в лице министерства просвещения направлена на то, чтобы максимально повысить эффективность работы педвузов. Если говорить о нашем, то мы существенно расширили перечень направлений подготовки. На территории вуза, в его корпусах будет располагаться Университетский колледж — новая для нас структура, мы ее создаем своими силами.

То есть после колледжа ребята продолжат обучение в вузе?

Артур Дзиов: Безусловно, мы рассчитываем, что желающие потом смогут поступить на бакалавриат и далее в магистратуру, а те, у кого есть склонность к научной деятельности, — в аспирантуру. Более того, в 2022 году, и тоже впервые, в 13 школах Курганской области откроются профильные психолого-педагогические классы, к 2024-му их количество должно вырасти до 33. С ребятами будут заниматься наши преподаватели. Так школьники получат возможность обдуманно выбрать профессию педагога.

Я знаю, у вас учатся студенты из-за рубежа.

Артур Дзиов: С ближним зарубежьем сотрудничество налажено давно. В нынешнем году география значительно расширилась. Кроме привычных нам студентов из Казахстана, Киргизии, Туркменистана, Таджикистана, ожидаем ребят из Афганистана, Египта, Сирии, Китая — в общей сложности 55 человек. Кто-то сначала пойдет на подготовительные курсы, а китайцы, например, сразу поступают на бакалавриат и магистратуру. Кроме того, они сами займутся преподаванием китайского языка.

Большой ремонт

Заметила, что внешне университет серьезно обновился, да и внутри еще видны следы большого ремонта…

Артур Дзиов: Он еще не закончен, но большую часть работ подрядчики должны завершить к 1 сентября. В педагогических вузах страны запущен процесс инфраструктурной модернизации. В частности, на развитие инфраструктуры Шадринского педуниверситета выделено 125 миллионов рублей. В прошлом году мы активно ремонтировали общежития, в этом — учебные корпуса. Примерно половина суммы идет на капитальный и общий ремонт (входных групп, мест общего пользования: актового и спортивного залов, лекционных аудиторий и лабораторий). Оставшаяся часть расходуется на техническое оснащение, в том числе модернизацию предметных аудиторий и устройство площадки для демоэкзамена. Бакалавры сдают так называемый демонстрационный экзамен, на котором они должны показать в том числе практические навыки, например умение работать с детьми, а это не так просто, как понимаете. Такая площадка также заработает в новом учебном году.

Кроме того, мы расширяем площади очень востребованного Технопарка универсальных педагогических компетенций, запущенного в декабре прошлого года. Сюда приходят школьники, чтобы познакомиться с новейшими технологиями, студенты колледжей и вузов совершенствуют свои знания, учителя повышают квалификацию, мы проводим в Технопарке конференции и открытые лекции.

Не остались без внимания студенты с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата. Чтобы они комфортно чувствовали себя в стенах вуза, мы приобрели для них специальное оборудование. Так что материально-техническая база университета полностью соответствует формату проектного офиса.

Юбилеи педагогов

Какие значимые события ожидаются в новом учебном году в вашем университете?

Артур Дзиов: В 2023 году мы будем отмечать юбилеи замечательных педагогов, которые оставили большой след в истории вуза и образования в целом, — Андрея Павловича Рымкевича и Ефима Львовича Талалая. Андрей Рымкевич — выдающийся физик и педагог, автор замечательного учебника-задачника по физике, который стал классическим образовательным пособием. Ефим Талалай вошел в историю Шадринска, Шадринского пединститута как основатель астрономического центра, планетария. Он был большим энтузиастом, много работал со студентами, организовал кружок, даже получил бронзовую медаль ВДНХ за создание учебно-студенческой обсерватории.

Мы беседуем накануне 1 сентября. Что пожелаете студентам и коллегам?

Артур Дзиов: Поздравляю студентов и преподавателей с новым учебным годом, с Днем знаний! Студентам — большое спасибо за то, что поддерживают престиж вуза на соревнованиях, олимпиадах, научных конференциях, в общественной жизни. Надеюсь, первокурсники продолжат эти добрые традиции. А коллегам — успехов в подготовке учителей будущего.

Ключевой вопрос

Как изменилась на фоне бурно развивающихся технологий система подготовки учителей?

Артур Дзиов: С 2022 года все педвузы, в том числе наш университет, внедряют программу «Ядро высшего педагогического образования». Суть ее в том, что в системе подготовки должны быть некие общие ориентиры. Раньше как было? В каждом вузе своя образовательная программа. В итоге учитель, окончивший педвуз в одном регионе, имел одни знания, навыки и компетенции, а специалист из соседнего, к примеру, другие. Соответственно, они и детей учили по-разному. Сейчас утвержден перечень дисциплин с закрепленным содержанием, которые обеспечат единый стандарт подготовки. Государство ставит перед вузами задачу воспитать учителя будущего. Есть даже проект «Учитель будущего поколения», направленный на постоянное развитие и саморазвитие человека. Кстати, по этому проекту у нас и построен Технопарк.

Изменилась и роль учителя. Он теперь не просто дает знания, а является навигатором в мире информации, наставником для ученика. Нынешнюю молодежь трудно чем-то удивить благодаря интернету, где представлены самые разные точки зрения. Наверное, нелегко принять это психологически, но учителю необходимо спуститься с некоего пьедестала, на котором он стоял, а ученики ловили каждое его слово и впитывали знания как губка. Теперь педагог должен помогать ориентироваться в мире знаний, подсказывать, где знания ложные, а где истинные. В общем, направлять и формировать поколение будущего. Процесс, наверное, долгий, но он неизбежен.

Досье

Шадринский государственный педагогический университет — старейшее высшее учебное заведение Курганской области. Основан в 1939 году, когда на базе Шадринского школьного педучилища открыли двухлетний учительский институт. На три факультета было зачислено 116 человек. За все годы университет выпустил почти 30 тысяч специалистов.

По данным ежегодного мониторинга эффективности деятельности вузов, в 2021 году Шадринский педуниверситет улучшил ранее достигнутые показатели и сохранил уверенные позиции в системе высшего образования. Зафиксированный по 4 из 6 показателей рост говорит о том, что вуз динамично развивается.

 

Источник


 

Ректор МГПУ Игорь Реморенко рассказал о подготовке будущих учителей, школьных экспериментах и зарплате педагогов

О совершенствовании системы подготовки будущих учителей