О совершенствовании системы подготовки будущих учителей

Интерес к педагогическим вузам с каждым годом растет, как и средний балл при поступлении: за последние три года он увеличился более чем на четыре пункта. Об этом заявил министр просвещения Сергей Кравцов, открывая июльский номер электронного журнала «Вестник образования» Минпросвещения России, который посвящен развитию отечественной системы подготовки педагогов и опыту работы ведущих педвузов. 

Глава ведомства обозначил основные направления совершенствования системы подготовки будущих учителей.

«Недавно был принят стратегический документ «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года», разработанный совместно с экспертами и образовательным сообществом. В прошлом году утвержден проект «Ядро высшего педагогического образования» – базовые и единые для всех педагогических вузов требования к структуре, содержанию, практической подготовке учителя. Теперь программы должны включать определенный набор модулей, ориентированных на освоение профессионально значимых для будущего педагога знаний и практик. По каждой из 24 школьных дисциплин также определено единое содержание предметной и методической подготовки будущих учителей», – пояснил Сергей Кравцов.

При этом принципиально важно, что Минпросвещения России работает над комплексным развитием педагогического образования. О том, на чем делаются акценты, подробно рассказал директор Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Минпросвещения России Алексей Благинин.

«Педагогические кадры в России готовит много учебных заведений: более 200 вузов и более 400 колледжей. Чтобы постоянно совершенствовать такую систему педагогического образования, ее нужно синхронизировать для всех учебных заведений, которые готовят будущих учителей, и обеспечить надлежащий уровень обучения в каждом вузе страны. Таким образом, центральная задача – формирование единого образовательного пространства и создание единых содержательных, средовых и технологических условий подготовки педагогов. Появление целостной образовательной системы будет способствовать качественной профессиональной подготовке педагогических работников и создаст условия для развития и самореализации учеников. А в итоге обеспечит повышение качества образования», – прокомментировал Алексей Благинин.

В рубриках «Главная тема» и «Точка зрения» журнала «Вестник образования» Минпросвещения России также представлены интервью с ректорами ведущих педагогических вузов страны.

Базовой площадкой Ядра высшего педагогического образования стал Московский педагогический государственный университет. О новых подходах к обучению и развитию талантов будущих учителей сообщил ректор вуза Алексей Лубков.

«Ядро – это фундамент педагогического образования, гармонизация всех его частей, то есть та база знаний и профессиональных навыков, которыми должен владеть выпускник педагогического направления, независимо от профиля. При этом ядро – это не отказ от теории, не отказ от научности, а новый поворот всех элементов подготовки к конкретным видам деятельности будущих учителей. Это единые подходы к предметной и методической подготовке будущих педагогов. Наша задача – формирование личности, гражданской идентичности будущего педагога. Пока студент проходит обучение, он должен определить свою гражданскую позицию, осознать национальную и культурную идентичность», – сказал Алексей Лубков.

Ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Сергей Тарасов рассказал о том, как именно уже в педвузе команды школьных педагогов можно готовить «под ключ».

Ректор Волгоградского государственного социально-педагогического университета Александр Коротков информировал об опыте работы с профильными классами, подготовке педагогов-психологов и дефектологов, а также проекте «Университетские смены» для ребят из ЛНР и ДНР.

О том, как педвуз может стать эффективной площадкой для научных исследований, рассказал ректор Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Салават Сагитов. Он также привел данные о росте популярности педобразования среди молодежи региона. Например, в БГПУ по ряду педагогических направлений конкурс достигает 10 человек на место.

Ректор Набережночелнинского государственного педагогического университета Альфинур Галиакберова представила опыт вуза по подготовке сельских учителей.

О значении региональных педагогических кластеров в интервью журналу «Вестник образования» Минпросвещения России рассказала исполняющая обязанности ректора Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева Мария Холина.

Рекомендациями о том, как максимально эффективно можно погружать студентов педвуза в научную работу, поделился ректор Томского государственного педагогического университета Андрей Макаренко.

Ректор Уральского государственного педагогического университета Светлана Минюрова презентовала форматы деятельности педагогического технопарка вуза, который стал экспериментальной площадкой для разработки и внедрения педагогических инноваций и метапредметных научно-исследовательских проектов.

Практики воспитательной работы представил ректор Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова Игорь Петрищев.

Новыми материалами пополнились разделы «Методика», «Документы» и «Календарь событий». Рубрика «Новости» обновляется в журнале «Вестник образования» Минпросвещения России ежедневно и включает обзор наиболее значимых событий в сфере образования и воспитания в регионах страны.

Электронный журнал «Вестник образования» Минпросвещения России размещается в свободном доступе без необходимости оформления подписки. Периодичность выхода издания – ежемесячно.

 

Источник