Как сделать физику любимым предметом в школе

Почему Луна не падает на Землю? Сколько лучей у снежинки? Как вернуть школьникам интерес к урокам физики? Обсудить эти не случайно поставленные в один ряд вопросы собрался настоящий экспертный пул.

Гостями редакции «Российской газеты»стали ректор МФТИ Дмитрий Ливанов и первый проректор Университета МИСИС Сергей Салихов — авторы книги «Физика всего на свете без формул», Владимир Обручев — от издательства «Бомбора», а также руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике Иван Ященко, исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Петр Положевец и учитель физики московской школы 2120 Дмитрий Мосолов.

Физика и горы

А началось все… в Гималаях более десяти лет назад. Команда НИТУ МИСИС во главе с тогдашним ректором Дмитрием Ливановым восходила на вершину. Глаза слепили Солнце и небесная синева. И кто-то вдруг спросил: «А почему небо голубое?» И завертелось. Сегодня Дмитрий Ливанов уже в должности ректора Московского физико-технического института. Вместе с первым проректором Университета МИСИС Сергеем Салиховым они написали книгу, которая захватывает с первых страниц. Она отвечает как раз на те «самые-самые» вопросы, которые неожиданно возникают на высоте 6 тысяч метров у альпинистов и которыми так часто дергают родителей любознательные дети.

О книге «РГ» уже рассказывала в материале «Код — ученый». Но книга — одно, а уроки физики в школе — другое.

— Так почему небо голубое? Не все знают.

Сергей Салихов: Без шуток, вот свежий случай. Точно такой же вопрос задали 11-классникам физико-математического класса. И нашелся единственный ученик, который смог без формул ответить на этот вопрос. Один!

А небо голубое, потому что максимум спектров, которые мы видим — голубой, желтый, красный, фиолетовый, — при рассеивании в атмосфере приходится как раз на голубой цвет. Плюс еще человеческий глаз чувствителен именно к голубому цвету. Возможно, именно отсюда пошло выражение «на голубом глазу».

Нобелевский лауреат Резерфорд говорил: «Все науки делятся на физику и коллекционирование марок». Тем не менее, за последние пять лет число тех, кто выбрал физику на ЕГЭ, уменьшилось. Как вернуть интерес? Здесь помощники — научно-популярные книги для детей. Таких книг сегодня достаточно?

Владимир Обручев: Во всяком случае, теперь уже на три тысячи экземпляров больше — именно таким тиражом вышла в нашем издательстве книжка «Физика обо всем на свете без формул». Вообще, научпоп чувствует себя достаточно неплохо. Но в силу определенных событий последние пару лет фокус здесь сместился к социальным наукам. Естественные науки отошли на второй план. Это связано и с тем, что в России стали реже продавать иностранную литературу. Раньше у нас было много переводных изданий, и пока полноценного импортозамещения не произошло. Русскоязычные авторы в области естественных наук есть, но вот тех, что пишут для школьников, — мало.

Верните смысл

Физика вокруг нас: ветер дует, перо падает на землю, а Луна почему-то нет. Но школьная физика сдает позиции. Настолько, что два министерства — просвещения и науки и высшего образования — запустили федеральную программу по повышению качества преподавания физики в школе. Как будем спасать?

Дмитрий Ливанов: Сразу скажу: задача этой программы — увеличить число школьников, которые после 11-го класса выбирают для сдачи ЕГЭ по физике, профильной математике, а сейчас к этому добавились еще химия и биология. Почему? Именно эти школьные предметы нужны для профессий, от которых зависит технологическое будущее человечества, в том числе нашей страны.

Нам нужно изменить систему приоритетов школьников. Мы бы хотели, конечно, чтобы физику и профильную математику сдавало гораздо больше детей. Да, выбравших физику на ЕГЭ стало меньше на 40 процентов. Это очень серьезное сокращение. И этих детей уже сильно меньше, чем бюджетных мест в вузах на инженерные направления подготовки. Парадокс и абсурд. Для нашей страны принципиально важно готовить инженеров в большем количестве и с лучшим качеством.

Наша цель — вызвать интерес к физике уже с 6-7-го класса. Также нужно вовлечь и учителей, причем и действующих, и будущих. Им нужно учиться по-новому преподносить свои знания. И третий момент — изменение правил приема в вузы, изменение содержания ЕГЭ по физике, математике, химии, биологии.

Сейчас все замерли: ЕГЭ по этим предметам изменится?

Дмитрий Ливанов: Да, задания станут более интересными, более мотивирующими.

Иван Ященко: Подача физики в школе очень несовременна. Сегодня ученики хотят, чтобы им отвечали на те вопросы, которые их интересуют. Мы должны уметь отвечать детям, а не отмахиваться от них.

Сегодня огромный интерес к математике, но это лишь инструмент, на котором говорит информатика и физика. У человека в руках — калькулятор, никто уже на бумажке формулы не выводит. Но эти формулы нужно понимать, а не просто подставлять значения! И на этом должен быть главный акцент в обучении математики, физики — на смыслах.

Сергей Салихов: Почему современных детей не «цепляет» физика? Когда мы учились, природа и всё, что было с ней связано, было близко к тебе — физически. Сейчас мы так боимся за детей, что стараемся максимально оградить их от мира. И только благодаря школьным учителям и каким-то практическим заданиям — собрать листья, сварить яйцо — дети вообще хоть как-то соприкасаются с чем-то вне виртуального поля.

 

Волшебник с указкой

Петр Положевец: То, о чем мы сегодня говорим, можно отнести не только к физике. Все знают, что мотивация, начиная с пятого класса, у детей катастрофически падает. В 9-10-м классе возвращается: дети понимают, что скоро надо будет выходить в мир. На мой взгляд, увлеченность любым предметом, в первую очередь, зависит не от крутой лаборатории. Сотворить с детьми чудо может учитель. Но для этого ему нужно все время держать детей «в фокусе». Не сможешь каждый раз делать с ними открытия на уроках, ты их потеряешь.

Нам нужно вкладываться в профессиональное развитие учителя, в его самосовершенствование. Все международные и российские исследования говорят о том, что успешность ребенка зависит от двух вещей. Это профессиональный уровень учителя и командная работа педагогов в школе. Когда нет такого, что «мой предмет самый главный» и учитель думает только о том, как бы прибавить часов на свою дисциплину. Нужно выйти за рамки предметного «гетто», и тогда у нас многое получится.


Учителю, идя на урок, нужно помнить: он забирает у ребенка час самого счастливого времени в жизни — час детства


— Петр Григорьевич, вы придумали конкурс «Учитель года». Скажите, почему чаще побеждают литераторы и историки? Физиков мало…

Петр Положевец: Во-первых, физика сложный предмет. А во-вторых, очень важно уметь представить себя. Почему побеждают гуманитарии? Они умеют говорить и говорят красиво. Учителя физики, конечно, тоже могут, но они, возможно, более скованны. Из тех немногих, кто выходил в финал, мне запал в душу Валерий Гербутов, физик из Минска, второй и последний из тех, кто получил звание «Учитель года СССР». У него была потрясающая программа, очень похожая на то, что сделали в своей книге Дмитрий Ливанов и Сергей Салихов. Он давал знания в легкой форме, а потом смотрел, кому нужно глубже.

Сергей Салихов: Личность педагога играет просто фантастически определяющую роль! Я в детстве любил историю. Но именно личность одного учителя заставила ее бросить, а личность другого учителя заставила полюбить физику. А еще знаковым моментом стало поступление в одну из уникальнейших школ-интернатов — при МГУ им. Ломоносова (сейчас СУНЦ МГУ). Мы с фонариками под одеялом доделывали ночью задачки — не ради оценок, а потому что это было реально интересно.

Я недавно беседовал с двумя учителями. Спросил, что нужно, чтобы появился интерес к физике. Один представил программу из трех пунктов, суть каждого из которых была в увеличении часов по физике. Второй сказал: «Хочется, чтобы все понимали: физика это источник мировоззрения. Я стараюсь детям именно на это открыть глаза». Мне кажется, должно быть просто больше вторых учителей и меньше первых. А лучше, чтобы первых совсем не было.

Час детства

Вопрос от мамы, сын которой готовится сдавать ОГЭ: в каком возрасте пора понять, ребенок физик или лирик?

Сергей Салихов: Наша беда — ярлыки. Мы припечатываем ребенка определением «гуманитарий», сразу закрывая ему дверь в математику и физику — все равно не осилишь. Зачем? Человек гармоничен сам по себе. Нужно делать то, что тебе интересно здесь и сейчас. Есть совершенно замечательные люди, которые заканчивали МФТИ и становились не только прекрасными физиками, но и великими актерами, режиссерами. И самое важное — жизнь не зависит от того, сдал ты ЕГЭ и ОГЭ или нет.

Но сегодня со всех сторон твердят о перспективности информационных технологий. Это сбивает с толку…

Дмитрий Ливанов: Почему важны математика, физика, информатика? Они развивают интеллект человека, делают более гибким, восприимчивым к новому, способным решать сложные задачи. И это пригодится в жизни всегда, какую бы профессию потом человек ни выбрал. И вот это как раз закладывается в детстве, поскольку интеллект ребенка, психика ребенка наиболее восприимчивы к сложному и к новому.

И, конечно, мы не делаем выбор один раз и навсегда. Это невозможно. В условиях современного мира мы учимся всегда.

Иван Ященко: Никто не знает точно, что будет востребовано через десять лет. Да, сейчас все говорят про программистов. Но! Сегодня большинство крупных компаний в ужасе от искусственного интеллекта, который может заменить чуть ли не всех «массовых» программистов. Если вы выбираете, какие сдавать экзамены, то первое, чего точно не надо делать, — выбирать экзамен «за компанию».

Петр Положевец: Кстати, первый в мире человек, защитивший докторскую диссертацию по информатике, американец Джон Холланд, стал потом известен как «отец» биологических алгоритмов. Он работал до 86 лет: преподавал не только биологию, в которой был специалистом, но и электродинамику. А еще был доктором искусствоведения. Если мы изначально не будем задавать для ребенка параметры, поверьте, он найдет, где ему интересней. И нам останется только немного помочь с выбором профессии.

Дмитрий Николаевич, как действующий учитель и классный руководитель, что посоветуете маме?

Дмитрий Мосолов: Я бы рекомендовал посмотреть, от чего ребенок меньше устает. Мы ведь часто в погоне за знаниями и оценками забываем о здоровье ребенка. Если иностранный язык никак не дается, а задачки по биологии школьник щелкает одну за другой, значит, поворачивайте в сторону биологии, отложив иняз. И другой совет: подумайте, чем вы сможете помочь сыну или дочке дальше. Может, есть какая-то семейная профессиональная традиция. Условно, ребенок учителей чаще идет тоже в учителя. Но это лишь один из возможных вариантов. Иногда жизнь шире, чем нам кажется. В любом случае, будьте рядом с ребенком. Все дети разные: кто-то выходит из школы взрослым человеком уже после 9 класса. А кому-то нужна поддержка и после 11-го.

Иван Ященко: Мое мнение — нужно, напротив, как можно чаще показывать ребенку траектории, отличные от семейной традиции. Допустим, оба родителя — математики. Обязательно обратите внимание ребенка на творческие области, на естественные науки. Потому что, скорее всего, в математику его потянет «автоматом», так сказать, по пути наименьшего сопротивления. А это не совсем правильно. Нужно дать ребенку возможность раскрыться самому.

Самый дорогой ресурс в школе — время ребенка. Всегда говорю учителям: идя на урок и задавая домашнее задание, помните, что вы забираете у ребенка час самого счастливого времени в жизни — час детства. Если учителя будут помнить об этом, то и к урокам будут подходить со всей ответственностью.

Источник