Российской экономике нужно больше людей творческих профессий
С уходом зарубежных брендов будут востребованы специалисты, связанные с модой, веб-дизайном, кинематографом
По данным Агентства стратегических инициатив, вклад креативных индустрий в экономику России — 4,87 процента ВВП. В секторе занято более полутора миллионов человек, около 760 тысяч юридических лиц с общим объемом выручки более 12,6 триллиона рублей. К 2030 году в креативной экономике будут работать до 15 процентов всего кадрового ресурса страны.
Следующий год станет временем борьбы за персонал. Как отмечают аналитики, 85 процентов российских компаний уже сейчас функционируют в режиме кадрового голода. По данным SuperJob, число вакансий за 2023 год выросло более чем в полтора раза на фоне стабильного числа резюме. Конкурс на вакансию снизился на треть.
Принято считать, что наибольший дефицит кадров испытывают промышленники, но творческих людей тоже остро не хватает. Например, по данным «Авито Услуг», с мая по октябрь 2023 года спрос на услуги фрилансеров по созданию и продвижению контента для компаний вырос на 81 процент по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
До 2022 года около 80 процентов продуктов и сервисов креативной экономики — одежда, фильмы, музыка, компьютерные игры — были иностранного производства. Уход с рынка крупных зарубежных игроков открыл российским производителям новые возможности. Но это значит, что и людей нужно намного больше.
«С уходом зарубежных брендов будут востребованы специалисты, связанные с модой, веб-дизайном, кинематографом. Индустрия в целом претерпевает нехватку не только креативных мозгов, но и обеспечительной, административной и инфраструктурной функции. Нет нашего ПО, чтобы рисовать. Нет отечественных фото- и видеокамер и так далее. Но постепенно и эта ниша будет заполняться», — говорит эксперт по управлению персоналом и талантами Даниил Ганопольский.
По его словам, на поиск дизайнера сегодня может уйти 4-5 месяцев. Потери и упущенная выгода бизнеса за это время — сотни миллионов рублей. В технологическом секторе есть и федеральные образовательные программы, и онлайн-школы, и новые кафедры, в креативе всего этого нет. «Не хватает сценаристов, продюсеров, промышленных дизайнеров, архитекторов, арт-директоров, иллюстраторов и многих других», — говорит Мария Ситковская, директор университета креативных индустрий Universal University.
Фэшн-дизайнеров, стилистов, дизайнеров интерьеров, моушн-дизов, UX/UI специалистов, киноактеров и режиссеров выпускается много каждый год. Но даже в тех профессиях, где значимое количество выпускников есть ежегодно, видят сложности с мидл- и топ-специалистами. Начинающих карьеру много, а сформированных самостоятельных специалистов очень мало. Любому выпускнику нужно время, чтобы наработать профессиональную «мышцу» и выработать собственный почерк и стиль.
«Если бы у нас в стране была сильная академическая база в креативе не 20 лет, а последние 100 лет и был бы спрос на креативный класс все это время, уверена, мы бы уже сформировали в мире представление о том, что такое русская архитектура, русский дизайн, русская современная музыка. Но верю, что сейчас самое время этому случиться», — говорит Мария Ситковская.
Тем, кто хочет получить творческую профессию, есть где поучиться. У нас есть и вузы, и формат дополнительного профессионального образования. Качество и актуальность программ зависят от конкретной школы или университета. Многие высшие школы, в том числе знаменитые Строгановка, МАРХИ, СПГХПА им. А.Л. Штиглица, уже несколько десятилетий готовят отличных специалистов в области дизайна, архитектуры и в других творческих областях. «В России по-прежнему сильны позиции вузов, несмотря на сложные периоды, в том числе и экономические. Большое количество выпускников с успехом работали за рубежом во всемирно известных компаниях», — говорит Мария Сулейменова, доцент кафедры «Дизайн» Российской государственной специализированной академии искусств.
Эксперт отмечает, что сейчас архитекторы, дизайнеры интерьеров, декораторы востребованы: объемы строительства растут, премиум-сегмент интерьеров переживает всплеск, так как состоятельные россияне не стремятся вкладываться в недвижимость за рубежом, а инвестируют в российскую.
4,9 процента составляет вклад креативной экономики в ВВП России
Учебное заведение может сыграть важную роль в формировании креатива и нестандартных «мозгов» у студентов. «Стимулирующая образовательная среда, наставничество, свобода экспериментов, обучение критическому мышлению — все это важно», — говорит Владимир Синицын, операционный директор школы дизайна и технологий Bang Bang Education.
Александр Стариков, партнер архитектурного бюро Syntaxis, считает, что вуз должен не просто выдать студенту перечень информации, а научить его думать, анализировать, самостоятельно воспринимать, создавать, выстраивать когнитивную модель в рамках будущей профессии. «Я бы рекомендовал бакалавриат в государственном университете, затем магистратуру в частном вузе с расширенным набором инструментов и более прикладным характером. Очень важна практика в хорошем архитектурном бюро во время обучения, что в сумме выстраивает сбалансированный подход и наилучший результат с нешаблонным и креативным мышлением на выходе», — говорит Стариков.
По словам эксперта, междисциплинарность играет огромную роль в любой креативной профессии в XXI веке. Не стоит замыкаться внутри своей основной сферы, важно обязательно расширять ее границы, взаимодействовать с другими дисциплинами.