Экспертов приглашают к участию в апробации руководства по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан

Разработано и проходит апробацию руководство («коробочное решение») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан. Федерация психологов образования России приглашает экспертов в сфере образования, социальной сфере, системе подготовки педагогических кадров принять участие в его апробации.

Точка кипения МГППУ

В 2022 году на базе общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» осуществляется разработка и апробация руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан (далее – Руководство).

Цель создания Руководства, по мнению руководителя авторского коллектива профессора В.В. Рубцова, – методическая поддержка педагогов школ по вопросам организации системной скоординированной работы при работе с детьми с особыми образовательными потребностями; обеспечение педагогических работников рекомендациями по созданию условий организации общего и дополнительного образования для разных категорий детей.

«Важное значение имеет развитие профессиональных и межпрофессиональных компетенций педагогических работников, позволяющих создавать специальные образовательные условия организации образовательной среды в работе с детьми, имеющими повышенный риск уязвимости. Для детей с СДВГ, детей с дислексией/дисграфией, детей из семей иностранных граждан в школе необходим индивидуальный подход, учет их образовательных потребностей. Руководство, которое разработано специалистами в сфере педагогики и психологии, специального (дефектологического) образования, социальной педагогики, включает рекомендации, которые окажут методическую поддержку учителям, специалистам психологических служб и администрации образовательных организаций».

Задачи применения Руководства, как отмечает исполнительный директор Федерации психологов образования России О.И. Леонова, конкретизировать и сделать более доступными лучшие практики (методы и технологии) работы с детьми с СДВГ, с дислексией/дисграфией, с детьми из семей иностранных граждан.

«В задачи работы входило обоснование и подготовка рекомендаций для специалистов по оказанию адресной помощи детям и родителям, направленной на интеграцию детей в учебный коллектив, на преодоление возникающих учебных трудностей, психолого-педагогическую поддержку родителей данных категорий детей и помощь родителям в их воспитании».

Руководство включает методические рекомендации, инструкции по организационной, педагогической, просветительской, консультационной, диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей и реабилитационной работе в вопросах создания в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан, описание технологий и образцы коробочных решений, а также методические навигаторы по таким тематических блокам, как:

  • рекомендации по созданию условий организации общего и дополнительного образования для целевых групп детей;
  • выявление психолого-педагогических проблем у обучающихся целевых групп;
  • механизмы создания и поддержания дружелюбной школьной среды;
  • адресная психологическая помощь обучающимся целевых групп;
  • социокультурная адаптация обучающихся целевых групп;
  • технологии профилактики буллинга;
  • консультационная, методическая и психолого-педагогическая работа с семьями, воспитывающими детей целевых групп;
  • методы совершенствования у участников образовательных отношений навыков командного взаимодействия (совместной деятельности), необходимых для организации и поддержания требуемого уровня дружелюбной школьной среды для детей целевых групп;
  • обеспечение психологической поддержки всех участников образовательных отношений в рамках поддержания дружелюбной школьной среды.

Директор ГБУ ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр» Клюева Татьяна Николаевна отмечает, что

«при работе с детьми с СДВГ учитель испытывает большие трудности. Мы говорим о том, что такому ребенку нужен индивидуальный подход, специально организованное образовательное пространство и так далее, но любой учитель, работающий в общеобразовательной школе, задаст вопрос: «Как это сделать?». Существует очень эффективный способ создания дружелюбной ситуации во время урока: когда учитель имеет обоснованный алгоритм деятельности такого ребенка на протяжении урока».

Заведующий кафедрой педагогики, психологии, дополнительного и специального образования КГАУ ДПО «Камчатский ИРО» Давиденко Алена Алексеевна указывает на важность общей позиции и диалога педагогов и родителей с особыми образовательными потребностями.

«Нам важно быть в одном пространстве, поскольку есть общая цель – развитие и благополучие ребенка. Что мы предлагаем? На наш взгляд, в образовательном пространстве важно создавать условия для включения родителей в жизнь школы в качестве полноправных субъектов и участников образовательного процесса. Для этого в руководстве предложены рекомендации классным руководителям по вопросам построения конструктивного взаимодействия с родителями».

Заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания в начальных классах Института педагогики и психологии детства Уральского государственного педагогического университета Плаксина Елена Борисовна подчеркивает, что

«определяя условия преодоления коммуникативной дезадаптации детей мигрантов, мы помним, что ключевой фигурой в образовании является педагог. Включение педагога в поликультурную образовательную среду без методической поддержки вызывает определенные сложности в реализации образовательного и воспитательного процесса. Иногда это приводит к необоснованным ожиданиям низких образовательных результатов. Одно из условий преодоления коммуникативной дезадаптации – сформированность у педагогов компетенций, связанных с умениями реализации потенциала поликультурной среды».

Солдатенкова Марина Леонидовна, заместитель руководителя ФКРЦ по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан МГППУ:

«Нами предлагаются рекомендации по профилактике противоправных деяний несовершеннолетних иностранных граждан, которые предполагают свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой определенный конечный результат и реализуются в условиях образовательных организаций общего образования».

Руководство подготовлено при поддержке АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».

Федерация психологов образования России приглашает экспертов в сфере образования, социальной сфере, системе подготовки педагогических кадров принять участие в мероприятиях апробации Руководства, ознакомиться с материалами и в срок до 10 ноября 2022 года заполнить анкету эксперта апробации. Подробная информация – на сайте Общественной организации «Федерация психологов образования России».

В рамках апробации руководства («коробочного решения») по созданию в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ, дислексией/дисграфией и детей из семей иностранных граждан при поддержке Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» Федерация психологов образования России проведет цикл экспертных семинаров для экспертов из числа руководителей образовательных организаций, педагогов, классных руководителей, специалистов психологических служб школ, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, представителей организаций высшего и дополнительного профессионального образования, представителей родительских ассоциаций. (Экспертные семинары оформлены на платформе Leader ID под названием «Апробация руководства по создании дружелюбной среды для детей СДВГ, дислексией/дисграфией и детей иностранных граждан».)

Цель: экспертное обсуждение Руководства (в том числе о необходимости его доработки), а также подготовка рекомендаций по дальнейшему применению и тиражированию Руководства.

График проведения экспертных семинаров

  1. Семинар первой сессии – 27 октября 2022 г., начало в 14:00 (мск), направленность – создание в школе дружелюбной среды для детей из семей иностранных граждан;
  2. Семинар второй сессии – 1 ноября 2022 г., начало в 12:00 (мск), направленность – создание в школе дружелюбной среды для детей с СДВГ;
  3. Семинар третьей сессии – 8 ноября 2022 г., начало в 12:00 (мск), направленность – создание в школе дружелюбной среды для детей с дислексией/дисграфией.

Экспертные семинары будут проходить в очном и дистанционном формате. Участие в мероприятиях бесплатное. Каждый участник может принять участие в трех сессиях цикла экспертных семинаров.

Место проведения экспертных семинаров: Москва, Шелепихинская набережная, д. 2А, Точка кипения МГППУ, зал «Выготский».

Электронные заявки на участие в мероприятиях заполняются на платформе https://leader-id.ru (необходима предварительная авторизация/регистрация на платформе).

Участникам мероприятий необходимо подтвердить участие, отправив электронные заявки по указанным ниже ссылкам:

№ п/п Дата проведения мероприятия Ссылка для регистрации на мероприятие
1. 27 октября 2022 года https://leader-id.ru/events/349377
2. 1 ноября 2022 года https://leader-id.ru/events/349382
3. 8 ноября 2022 года https://leader-id.ru/events/349384

Информация по дистанционному подключению к экспертным семинарам будет направлена зарегистрированным участникам не позднее трех дней до проведения мероприятия по электронной почте.

Материалы для обсуждения в рамках цикла экспертных сессий (рукопись Руководства, методические навигаторы к Руководству, пояснительная записка к Руководству, анкета эксперта апробации) размещены на сайте Федерации психологов образования России по ссылке.

Контакты оргкомитета:

  • fpor@rospsy.ru, тел. 7 (909) 966-55-37 – Леонова Олеся Игоревна, к.психол.н., исполнительный директор Федерации психологов образования России;
  • ganisv@mgppu.ru, тел. +7 909 961-67-25 – Гани Светлана Вячеславовна, к.психол.н., ведущий аналитик Федерального центра научно-методического сопровождения педагогических работников на базе ФГБОУ ВО МГППУ.

Контакты специалиста по технической поддержке мероприятий: Некрасов Андрей, e-mail: nekrasovas@mgppu.ru.