Открытый урок «Наставничество»

2 марта 2023 года для школьников России прошел всероссийский Открытый урок «Наставничество». Он был посвящен Году педагога и наставника, а также 200-летию со дня рождения Константина Ушинского, русского педагога, писателя, основоположника научной педагогики в России. Эфир можно посмотреть в записи. Кроме того, Институт воспитания выпустил материалы для проведения «Разговоров о важном» и других занятий в школе, а также презентации с подборками фильмов и книг о наставничестве и педагогике.

София Хоменко, ведущая проекта Открытые уроки, познакомила зрителей с историей педагогики в стенах Московского государственного педагогического университета, а корреспонденты проекта поговорили с экспертами и разобрались, в чем заключаются особенности профессии учителя.

В 1764 году Высочайшим указом императрицы Екатерины Великой в Санкт-Петербурге было основано учебно-воспитательное заведение для благородных девиц, в стенах которого сегодня находится Государственный историко-мемориальный музей «Смольный». Екатерина Ефимова, корреспондент Открытых уроков, побеседовала с Ольгой Федоровой, заведующей научно-экспозиционным отделом музея, и узнала об особенностях воспитания и просвещения девушек-студенток.

Также Ольга рассказала о том, какие преобразования внес Константин Ушинский в годы работы в Смольном институте. Например, он создал хрестоматию, содержание которой изучают и современные ученики: «Книга “Детский мир” показывает то, что эта хрестоматия не утратила актуальности до сих пор. Эта книга положила начало всем нашим методическим пособиям и книгам для чтения по русскому языку».

В Смольном большое внимание уделялось умению соблюдать правила приличия и таким предметам, как пение, танцы и музицирование. Был и свой педагогический класс, где обучали Классных дам – девушек, которые готовились к работе гувернантками.  В Санкт-Петербургской школе №47 с углубленным изучением отдельных предметов имени Дмитрия Лихачева переняли традицию педагогических классов. Дети учатся основам педагогики со школьной скамьи и практикуются в учительском деле на сверстниках.

«Мы предлагаем ребятам те самые навыки педагогики, которые позволяют им формировать себя. В нашей современности формирование качеств человека, способного повести за собой, – важно везде и всюду, потому что учитель – это наставник, учитель – это тот, кто объяснит», – поделилась Марина Обухова, директор школы № 47.

Ученики школы № 47 в эфире урока рассказали, почему выбрали в качестве будущей профессии педагогику и что на это повлияло.

Данила Бабушкин, корреспондент Открытых уроков, отправился в Ярославль, где когда-то жил и работал Константин Ушинский, а именно в Ярославский государственный педагогический университет, который носит имя выдающегося педагога. Ректор университета, доктор педагогических наук Михаил Груздев, рассказал, что сделал Константин Ушинский для педагогики и как он изменил не только подход к образованию в целом, но и отношение педагога к ученику.

«Спустя 200 лет мы понимаем, что Ушинский это не просто страница в учебнике по педагогике. Мы понимаем, насколько актуален Ушинский сегодня. И, по сути, мы можем говорить о том, что Русская педагогическая школа Константиновича Ушинского — это национальное достояние России», отметил Михаил Груздев.

Все педагогическое наследие, которое оставил Константин Ушинский сегодня является фундаментом образовательного процесса. Профессия педагога становится все более популярной, появляются новые технологии, процесс обучения становится интереснее, а учителей готовят не только в вузах. В России получить специальность учителя младших классов, педагога дошкольного или дополнительного образования можно в педагогическом колледже.

«Педагог – это тот, кто заканчивает педагогический колледж. А дальше продолжает обучение в педагогическом вузе. Что самое ценное, из этих ребят становятся первоклассные учителя, педагоги, потому что практико-ориентированный характер – это очень важно. Но фундаментальная наука – делать свое дело, делать надстройку именно в профессиональном теоретическом знании наших выпускников», считает Михаил Лавров, директор Ярославского педагогического колледжа, председатель Ассоциации педагогических колледжей России.

Когда-то свой путь педагога начинал и Шалва Амонашвили, учитель, педагог, исследователь, автор книги «Гуманная педагогика», в гости к которому отправилась съемочная группа проекта «Открытые уроки». Он рассказал о главных принципах воспитательного и образовательного процессов и поделился своими секретами создания благоприятной атмосферы для обучения детей:

«У Сухомлинского есть такое выражение, чтобы дать ребенку искорку знаний, учителю нужно впитать море света, наставник должен быть наполнен морем света, нравственностью, духовностью, знанием и всем самым лучшим. Такой наставник для ребенка станет чудом», сказал в эфире Шалва Александрович.

Сын Шалвы Александровича, Паата Амонашвили, психолог и педагог, поделился воспоминаниями из детства и рассказал, как наставником в его жизни стал отец.

О своих наставниках рассказали и самые маленькие участники урока, которые только ходят в садик или только начали свой путь в школе. Зрители урока также могут рассказать о своем наставнике. Для этого необходимо заполнить анкету. В ней достаточно указать, из какого вы региона и написать историю про своего наставника.

Институт воспитания выпустил материалы для проведения «Разговоров о важном», а также других занятий в школе. Материалы доступны для скачивания.

Готовые презентации с подборками фильмов и книг о наставничестве и педагогике, которые рекомендованы экспертами Института воспитания, находятся по ссылке

Запись эфира доступна на сайте трансляции.институтвоспитания.рф и в официальных сообществах Института воспитания и Министерства просвещения РФ во ВКонтакте по ссылке.

Всероссийский проект «Открытые уроки» реализуется Институтом воспитания при поддержке Минпросвещения России в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» нацпроекта «Образование».

ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания» занимается научно-исследовательской деятельностью по изучению актуальных проблем воспитания и развития детей в современном обществе. Это ведущее научное учреждение, определяющее стратегические приоритеты развития воспитания в России. В числе проектов Института такие как: разработка программ воспитания и методических рекомендаций по их внедрению, Всероссийский конкурс педагогических работников «Воспитать человека», Всероссийские проекты «Открытые уроки» и «Открытые родительские собрания», журнал для родителей и педагогов «Семья и школа» и другие. Институт реализует и поддерживает программы в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».