Чему сегодня учат будущих педагогов и какой должна быть зарплата учителя? «Деловой завтрак» с главой РАО Ольгой Васильевой

Чему сегодня учат будущих педагогов? Какой должна быть зарплата учителя? Почему отклоняют диссертации по педагогике? На вопросы читателей и журналистов на «Деловом завтраке» в редакции «Российской газеты» отвечала президент Российской академии образования Ольга Васильева.

— Ольга Юрьевна, по последним данным, в школах сегодня не хватает учителей иностранного языка, математики, русского и литературы, физики, информатики. В дефиците учителя-логопеды, дефектологи. А вузы их выпускают?

Ольга Васильева: Чтобы выяснить это, Российская академия образования провела большой мониторинг педагогических программ в вузах. Мы посмотрели 2,5 тысячи программ в педагогических и классических университетах: 92 процента — бакалавриат, а оставшиеся 8 — магистратура. Больше половины программ — 55 процентов — гуманитарные. Около 27 процентов — естественно-научной, физико-математической или технической направленности. А вот дальше — провал. Вы сказали о дефиците дефектологов. Это большая беда. Лишь 9 процентов программ — дефектологические. А ведь когда-то мы именно этим славились на весь мир. Сегодня на дефектологию ребята поступают неохотно, баллы ЕГЭ невысокие. Для сравнения, в 70-80-е годы XX века за место здесь боролись 8-9 человек.

Маленький пример: на «круглом столе» по школьной неуспеваемости известный дефектолог, академик Ольга Ильинична Кукушкина рассказала о технике обучения чтению ребенка с проблемами слуха за четыре месяца. Но если эту методику применить для ребенка с нормальным слухом, мы научим его читать за полтора месяца! Почему об этом никто не знает, не пользуется? Потому что мало кто изучает историю педагогики. Знаете, кто в прошлом году, в еще ковидное лето, читал книги в легендарной педагогической библиотеке им. Ушинского, где собрано более полутора миллиона книг по педагогике начиная с XVI века? Пять исследователей. Все. Зачем идти в библиотеку, когда есть Википедия?

Ну и завершающий «аккорд»: только 3,3 процента программ посвящено дошкольному образованию. Кафедры по подготовке специалистов по дошкольному образованию закрываются или укрупняются. Наследие Запорожца никто не изучает и не тиражирует.

— Кто такой Запорожец?

Ольга Васильева: Вот видите. Александр Владимирович Запорожец — всемирно известный психолог и ученый в области дошкольного образования. Нет ни одной страны мира, где педагоги не знают Запорожца. Он был ярым противником начала раннего школьного обучения. Считал, что величайшее достижение человечества — продление детства. И через игру можно вложить ровно то, что мы пытаемся изо всех сил вкладывать в детей бесконечным увеличением учебных часов.

Лишь около трети программ, которые мы изучили, предполагают исследовательскую работу. А значит, придя в класс, молодой учитель вряд ли сможет вызвать научный интерес у школьника. Он ведь сам не был в это погружен.

Ни одна программа не связана с особенностями региона. Студентам сегодня полноценно не читают ни введение в специальность, ни возрастную физиологию… А это то, что обязан знать человек, работающий с детьми.

 

Лекция у станка

— Учителя сегодня — это сильная мягкая сила. Как и врачи, они на переднем крае. Готовы учить русскому языку за рубежом, готовы ехать на Донбасс учить детей. Нужно что-то менять в их подготовке?

Ольга Васильева: Что сразу обращает на себя внимание? У нас не хватает кафедр методики. Знаю случаи, когда в вузе методику преподавания истории, литературы, химии и физики ведет один и тот же человек, а ведь это совершенно разные предметы, разные подходы. Не хватает кафедр и специалистов по дидактике. А между тем, когда в соцсети «ВКонтакте» мы запустили академический видеолекторий, лекции по дидактике побили все рекорды по просмотрам. Людям это нужно.

К слову, как это ни ужасно, но больше всего диссертаций сегодня отклоняется именно по педагогике. Почему? В работах нет проблемы. Темы, как правило, очень удобны для защиты, бездоказательны, не несут никаких опережающих функций. А ведь педагогика — это прежде всего прогнозы.

— Может быть, нужны какие-то гранты по самым необходимым сегодня направлениям?

Ольга Васильева: Мы с коллегами хотим объединить научную общественность. Вернуть научные стажировки, вернуть методику и дидактику в полном объеме.

— Вопрос от читателя. Спрашивает Светлана Колпикова, учитель истории и обществознания из Волгограда: «Сколько можно работать на износ, беря полторы или две ставки?»

Ольга Васильева: Это крик души многих педагогов, знаю. В нескольких регионах планируется апробация нового порядка оплаты труда учителей, когда будет четкое понимание: есть базовая часть, а есть надбавки, и за что они. Мы знаем, что зарплата учителя не должна быть ниже средней по региону. Но я также знаю, что случается на местах и почему учителя вынуждены эти полторы-две ставки брать.

— Учителей, как и врачей, надо ставить на новую, прозрачную «ставку»?

Ольга Васильева: Мы этого все ждем. Уверена, это обязательно случится.



— В 1989 году высшее образование было у 11 процентов населения. А сейчас дипломы вузов есть у трети. На бюджетные места в университеты могут поступить 64 процента выпускников 11-х классов. Но сегодня нам нужно полностью возрождать промышленность. Кто встанет к станку?

Ольга Васильева: Справедливости ради скажу, что и станки сегодня такие, что часто для работы с ними нужно высшее образование — они уже с «цифрой» внутри, с искусственным интеллектом.

Сегодня в структуре многих вузов есть свои колледжи. История с увеличением бюджетных мест инженерам — важнейшая задача в новых технологических условиях. Сейчас определены вузы, где открываются передовые инженерные школы. Но я вижу интересные случаи: ребята-инженеры, заканчивающие технические вузы, идут получать рабочую профессию, например, сварщика. Почему? Ответ простой: в некоторых отраслях у сварщиков сегодня очень высокие зарплаты.

У нас есть неплохой советский опыт ФЗО и ФЗУ — фабрично-заводского обучения и фабрично-заводских училищ. Ребята там и работали, и учились, это так называемое дуальное обучение. Думаю, пора сегодня об этом опыте снова начать говорить.

— Недавно одобрена новая примерная программа воспитания для школ. В ней очень много терминов: гражданственность, нравственность, патриотизм… Как сделать так, чтобы для детей они были понятны?

Ольга Васильева: Суть в том, что школа и педагог опираются на интересы ребенка к той или иной форме деятельности.

Академик Академии педагогических наук СССР Людмила Ивановна Новикова говорила, что личность формируется прежде всего совместной деятельностью взрослого и ребенка. Это один из важнейших ее постулатов. Для кого-то это выпуск школьной газеты, для кого-то театр, для кого-то посадка деревьев на пришкольном участке. Главное — в коллективе делать что-то с целью.

 

Помочь первокурснику

— 15 вузов в этом году впервые подключатся к программе психологических служб поддержки. Чем они будут заниматься?

Ольга Васильева: У нас в РАО создан федеральный ресурсный центр психологической службы именно для высшей школы. Мы понимаем: психологическое состояние студентов за последние несколько лет здорово нарушил ковид. Кроме того, всегда в зоне риска первокурсники. Переход от школы к взрослой жизни, это, как правило, очень большой стресс. Согласно исследованиям, 26,5% российских первокурсников сталкиваются с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками, 20,9% — страдают от эмоциональных проблем. Нынешнее поколение 18-летних очень отличается от молодых тридцатилетней давности. Они взрослеют позже. Они нуждаются в помощи. Им сложно рассказать про свои проблемы близким.

Наши специалисты — клинические психологи, ведущие ученые — координируют эту работу, помогают вузам в регионах создать свою психологическую службу, передают свой опыт и самые эффективные методики. Мы показываем, как это должно работать.

— Еще один вопрос от читателя-учителя. «Недавно разговаривала с выпускником, к нам подошла его мать и спрашивает меня: «Вы кто? Я вас не знаю». За годы учебы мама не удосужилась узнать, какие учителя у ребенка… Может, родителей тоже надо воспитывать?»

Ольга Васильева: Конечно, в идеале учителям и родителям работать бы «в связке». Но знаете, по опыту, сегодня ситуация среди родителей противоположная той, что в вопросе. Учителя с родителями на связи круглые сутки. Педагог получает сообщения от родителей и в семь утра, и в час ночи. Это недопустимо. У всех должно быть личное пространство. В этой связи не может не радовать, что из законодательства наконец-то уходит понятие «образовательная услуга». Это позволит переломить тенденцию потребительского отношения к труду педагога, с которой мы боролись на протяжении последних лет.

— С 1 сентября в младших школах начнется историческое просвещение. Не увеличится ли нагрузка на малышей? Родители волнуются.

Ольга Васильева: Историческое просвещение в младших классах прекрасно вписывается в ту программу, которая уже есть: в начальной школе ученики с первых дней вовлекаются во внеурочную деятельность. Это праздники, экскурсии, походы в театр, беседы. Родители совершенно напрасно беспокоятся. Это обязательно нужно делать.

— Вы на посту президента РАО уже год. Каким он был?

Ольга Васильева: Трудным. Академия долгое время была такой «тихой гаванью», которую не сразу вычисляли даже поисковики в интернете. А там же огромный потенциал. Мы начали создавать научные центры, во главе каждого — член-корреспондент или академик. Открыли лекторий, где ведущие специалисты ярко выступают по важнейшим проблемам педагогики. Помогаем методически учителям, скоро стартует серия «Академических вечеров» по проблемам подготовки к школе, курс от наших психологов по проблемам профессионального выгорания педагогов. Энергия есть, есть результаты, и надеюсь, еще будут.

 

Мария Агранович

Российская газета