«Если дует ветер, надо ставить парус, а не строить стену»

Директор школы будущего поселка Большое Исаково Калининградской области Алексей Голубицкий предлагает свой способ приноровиться к образовательным нововведениям

У меня, как и у многих учителей и директоров, всё новое вызывает настороженность или даже отторжение: «Опять они что-то придумали, было ведь хорошо, зачем менять, только привыкли?!». Но потом делаю над собой усилие и начинаю разбираться глубже, и эмоции постепенно меняются. Прежде всего есть два термина, которые я предлагаю различать — это новации и инновации.

Новации — это просто что-то новенькое, а инновации — это что-то новое, но приводящее к улучшению, к повышению эффективности, результативности. В китайском алфавите есть иероглиф, который описывает отношение к изменениям. Он состоит из двух частей, обозначающих риск и возможности. Кроме того, есть знаменитое выражение, которое приписывается китайскому философу Конфуцию: «Чтоб ты жил в эпоху перемен». Оно звучит как проклятье, но в полном варианте приобретает совсем другой смысл: «Чтобы ты жил в эпоху перемен, если ты не знаешь, к чему ты стремишься». Этот афоризм заставил меня пересмотреть свое отношение к каким бы то ни было переменам в жизни.

Если ты не знаешь, чего хочешь, то в этом случае уютная, тёплая норка, где нет никаких изменений — это всё, что тебе нужно. А если ты понимаешь, к чему стремишься, то любое изменение — это ветер в паруса твоего корабля. И первая метафора, которую мы в нашей школе используем, — это так называемый треугольный парус, изобретенный ещё в древности.

Этот парус позволяет ходить в море, меняя галсы (движение судна относительно ветра), в любую сторону. То есть если ты ориентируешься по компасу и знаешь, куда тебе нужно плыть, если у тебя есть цель, то с какой бы стороны ветер ни дул, ты, меняя галсы, иногда несколько причудливым путём, но всё равно можешь идти вперед, руководствуясь своим планом. Поэтому любое изменение — это ветер в наши паруса, это энергия, которой мы должны воспользоваться.

Если дует ветер, надо ставить парус, а не строить стену. И важно к этому именно так и относиться. И тут вспоминается еще одно мудрое изречение: «Дай мне, Боже, терпения принять то, что я не в силах изменить, дай силы изменить то, что возможно, и мудрость отличить одно от другого».

Сразу напрашиваются ассоциации с капризной погодой в нашей Калининградской области, когда дождь тут же сменяется ярким солнцем. Поэтому у нас принято говорить: «Если тебе не нравится калининградская погода, подожди пять минут или пересядь на другую лавочку». Поэтому, если идёт дождь, надо, выражаясь метафорически, не жаловаться на сырость, а просто открыть зонтик. И в этом смысле мы, калининградцы, к постоянным изменениям в силу, наверное, особого климата готовы больше, чем многие  жители других регионов. Привычка к переменам для нас является частью нашего ежедневного бытия.

И если переходить от философии к математике, то можно нарисовать график эффективности в период перемен, когда поначалу возникает так называемая инновационная «долина смерти». То есть при внедрении инноваций в системе образования в целом и в конкретной школе в частности улучшение наступает не сразу, а, наоборот, как правило, становится хуже. Это объясняется тем, что на первом этапе внедрения инноваций мы должны к ним привыкнуть, понять, как это работает, довести до автоматизма какие-то операции, чтобы они не вызывали таких затрат энергии, времени и усилий.

Любой новый маршрут поначалу может показаться длиннее старого, много раз пройденного — до тех пор, пока мы его не освоим и не поймем, что он короче и удобнее. Достаточно вспомнить знаменитые картофельные бунты в Российской империи 30–40 годов XIX века с участием крестьян, когда люди, не до конца разобравшись в преимуществах этой новой культуры, с возмущением относились к этой сельскохозяйственной реформе.

Все перечисленные примеры приводят к мысли о том, что любое нововведение требует терпения до тех пор, пока ты не получишь желаемого результата и не перейдешь из «долины смерти» к успехам, достигнутым благодаря переменам.

«Долина смерти» в жизненном цикле инноваций (из лекции профессора НИУ ВШЭ, главного редактора журнала «Директор школы» Константина Ушакова)

 

На графике (синяя линия) мы видим сначала провал, а потом скачок вверх, выше первоначального уровня. Красная линия — возможное падение эффективности, если не разобраться в сути реформы. Черная линия — развитие в случае отсутствия инноваций.

По мнению Константина Ушакова, развитие организации можно представить в виде последовательного внедрения инноваций, когда на первом этапе происходит снижение эффективности, а затем — постепенный рост. Примерно так:

И в этом смысле мы должны воспринимать всё, что с нами происходит, осознанно. Во-первых, осознавать цель своей работы в классе, если ты учитель, и миссию своей школы, если ты директор или управленец в сфере муниципальной/региональной системы образования. Для этого нужно, во-первых, удерживать цель, а, во-вторых, воспринимать перемены как возможности, конечно, трезво оценивая все риски и наполняя энергией свой парус. Поэтому, если исходить из всего вышесказанного, то в принципе любая реформа, скорее, принесёт больше пользы, чем приведёт к каким-то негативным последствиям.

Источник