Почему Кравцов снижает минимальные баллы ЕГЭ для педвузов

Будущему учителю русского языка необходимо набрать всего лишь 40 баллов по профильному предмету, в то время как обязательным условием получения студенческого билета МФТИ является сдача ЕГЭ по русскому языку на 70 баллов

Министр просвещения Сергей Кравцов в начале октября подписал приказ, согласно которому минимальные баллы ЕГЭ, необходимые для обучения в педвузах в 2022/23 учебном году, по большинству общеобразовательных предметов опустятся ниже пороговых значений этого года. Почему по физике, химии, биологии, информатике, обществознанию, литературе минимальные баллы для поступления в педвузы ниже, чем в вузы, находящиеся в ведении Минобрнауки?

Глава Минпросвещения Сергей Кравцов любит рисовать благостные картины и произносить красивые фразы об учителях будущего поколения России, обладающих инновационным мышлением. По словам министра, в последние годы растет престиж и востребованность профессии учителя, повышается конкурс и качество приема в педвузы, подведомственные Минпросвещения.

Удивительно, что при таком состоянии дел Сергей Кравцов продолжает снижать минимальные баллы ЕГЭ, необходимые для подачи документов на обучение в образовательных организациях, находящихся в ведении Минпросвещения.

В таблице приведены минимальные баллы ЕГЭ, установленные приказами Минпросвещения №517 от 23 сентября 2020 года на 2021/22 учебный год и №688 от 4 октября 2021 года на 2022/23 учебный год, а также приказом Минобрнауки №713 от 5 августа на 2022/23 учебный год. Первые два приказа регулируют прием в 33 педвуза, подведомственных Минпросвещения, а приказ Минобрнауки устанавливает минимальные баллы для вузов, находящихся в ведении этого министерства.

К филологу и учителю литературы разные требования

Низкие проходные баллы на бюджет некоторых педагогических вузов страны ярко иллюстрируют весьма печальное состояние дел, которое кардинально отличается от того, что представлено в бодрых и оптимистичных рапортах министра.

Этим летом в педвузы, причем не только на платное обучение, но и на бюджет, зачисляли абитуриентов, набравших 40 баллов на ЕГЭ по физике, химии, биологии, литературе, иностранному языку. Казалось, что ниже опускать планку приема просто некуда, но в начале октября Сергей Кравцов подписал приказ, согласно которому следующим летом студентом педвуза можно стать, набрав всего лишь 30 баллов по иностранному языку, 32 балла по литературе и 36 баллов по физике, химии и биологии.

Еще один удивительный факт: по 6 из 11 общеобразовательных предметов минимальные баллы для обучения в педвузах ниже, чем в вузах, подведомственных Минобрнауки. Почему будущий химик или, скажем, биолог при подаче документов в обычный университет должны предъявить результат ЕГЭ по профильному предмету не ниже 39 баллов, а будущему учителю химии или биологии достаточно 36 баллов? Как объяснить, что студентом филфака или журфака в классическом университете нельзя стать, если результат ЕГЭ по литературе меньше 40 баллов, а в педвузе будущий учитель литературы может предъявить всего лишь 32 балла? Разумеется, речь не идет о педвузах Москвы, Санкт-Петербурга и нескольких крупных городов страны, в которых минимальных баллов явно недостаточно для поступления на бюджет. Но выпускники столичных педагогических университетов не поедут в провинцию.

Конечно, на минимальные баллы можно было бы вообще не обращать внимания, поскольку гораздо важнее другое: как студент осваивает учебную программу. Но в том-то и дело, что из большинства вузов страны в настоящее время практически невозможно вылететь из-за неуспеваемости. Студента, обучающегося по договору об оказании платных услуг, не исключают, потому что он приносит образовательной организации стабильный доход, а исключение не справляющихся с программой бюджетников чревато снижением в будущем контрольных цифр приема (КЦП) и, как следствие, объема бюджетных средств, выделяемых вузу.

Преподаватели, которые на экзаменах ставят студентам, не справляющимся с программой, честные оценки, слышат от чиновников и администрации вуза традиционный набор высказываний из серии «учить не умеете» и «это вы не студенту, а себе «неуд» ставите». На эти пустые высказывания можно не обращать внимание, но зачастую принимаются и чувствительные меры материального воздействия.

Русский язык для МИФИ и педвуза

Бывает ли иначе? Да, бывает. Очень многое зависит от администрации вуза. Вот фрагмент правил приема по образовательным программам бакалавриата и специалитета в Московский физико-технический институт (МФТИ) в 2022 году: «При поступлении на все конкурсные группы минимальное количество баллов по результатам вступительных испытаний (в том числе по результатам ЕГЭ) по каждому общеобразовательному предмету устанавливается равным: по русскому языку – 70 баллов, по математике, физике, химии, информатике и ИКТ, биологии – 85 баллов, что соответствует успешному прохождению вступительных испытаний».

Если планка в 85 баллов ЕГЭ по профильным предметам в сильнейшем вузе физико-технического профиля не удивляет, то требование как минимум 70 баллов по русскому языку для будущих физиков, айтишников, специалистов по радиотехнике и электронике, аэрокосмическим технологиям, биофизике и биоинформатике, признаться, не только удивило, но и обрадовало. Не можешь набрать на ЕГЭ по русскому языку 70 баллов – не сможешь учиться в МФТИ даже по договору об оказании платных услуг. Какой разительный контраст с провальным подходом Сергея Кравцова, считающего, что учителю русского языка и 40 баллов ЕГЭ достаточно.

Кстати, что такое 40 баллов из 100? Речь идет о так называемых баллах ЕГЭ. В 2021 году на ЕГЭ по русскому языку можно было получить максимум 59 первичных баллов (34 за первую часть и 25 за сочинение), которые и соответствовали 100 баллам ЕГЭ. Для получения же 40 баллов ЕГЭ нужно было набрать всего лишь 19 первичных баллов. 19 из 59, то есть меньше трети. Сочинение, к примеру, можно было вообще не писать. Вот такое требование у министра Кравцова к будущему учителю русского языка: можно сказать, чуть выше уровня «читаю и перевожу со словарем».

Кравцов и его команда

Не стоит думать, что во всех бедах школьного образования виноват исключительно министр, но нельзя и полностью отрицать влияние на состояние дел управленческого стиля Сергея Кравцова и его способности подбирать квалифицированных исполнителей. В недавнем прошлом на посту заместителя Кравцова трудился доктор психологических наук Виктор Басюк. Сейчас он возглавляет факультет педагогического образования МГУ им. М.В. Ломоносова и помогает Сергею Кравцову – в ранге советника министра – руководить школьным и педагогическим образованием в стране. Этот ученый муж заявил как-то, что дети в школе «осваивают образовательный процесс», а контрольные работы только отвлекают учащихся от этого увлекательного занятия.

Андрей Корнеев, один из нынешних заместителей министра, он же статс-секретарь, стал в этом году героем ролика на «Ютьюбе»: учителя русского языка, кстати, вполне могут использовать этот двухминутный ролик в качестве образца невнятных высказываний. Можно подробно поговорить о каждом из 6 заместителей министра, руководителях 11 департаментов, многочисленных советниках и помощниках, но гораздо интереснее образ руководителя.

Когда 21 января 2021 года Сергея Кравцова назначили министром просвещения, мы с коллегами целый день наслаждались процессом преобразования его биографии на сайте министерства. Дело в том, что до этого назначения в официальных биографиях Кравцова не было упоминаний о его работе учителем.

Основные вехи биографии таковы: в 1991 году окончил московскую школу №176 (рядом с метро Беляево); с 1991-го по 1996-й учился в Московском государственном открытом педагогическом университете (МГОПУ) на учителя математики и информатики; с 1996-го – аспирант Института информатизации образования РАО. Все это, собственно, и было изначально отражено во всех вариантах биографии.

Сразу после назначения в соцсетях начались горячие дискуссии: зачем нам, дескать, министр просвещения, который в школе никогда не работал. Надо же, какая неприятность. Но это поправимо, тем более что в министерство Сергей Сергеевич пришел не один, а с командой имиджмейкеров, которые споро взялись за дело. В тот же день в биографии Кравцова появилась новая строчка: 1994-1996 – учитель математики в школе №176 города Москвы. Стоп, как это могло быть? Снова смотрим биографию: окончил МГОПУ в 1996-м, работал в школе в 1994-1996-м, с 1996-го – аспирант. Получается, в школе Кравцов трудился, когда учился на 4-5-м курсах. Или нет? Перечитаем, что министр говорит журналистам: «Помню, как впервые в нее (в школу – Прим. ред.) заходил после университета: учителя меня тепло встретили и помогли».

Согласитесь, сложно забыть такой факт биографии, как работа учителем на протяжении двух последних курсов университета. Или все же в школе Кравцов работал после университета, причем параллельно с учебой аспирантуре и написанием кандидатской диссертации, которую он защитил в 1999-м? В таком случае в процессе дополнения официальной биографии министра возникла досадная ошибка. Придется ждать мемуары или биографию в серии ЖЗЛ – вот тогда точно все прояснится.

Есть ли логика?

Так можно ли все-таки объяснить стремление Сергея Кравцова к снижению и так очень низких минимальных баллов ЕГЭ, необходимых для поступления в педвузы? Моя версия такова. Если оставить минимальные баллы хотя бы на уровне текущего года, то в региональных педагогических вузах, особенно тех, что расположены в небольших городах, не удастся достичь контрольных цифр приема. В отдельных педвузах на некоторые направления подготовки и так приходится брать всех, кто едва преодолел порог, поэтому дальнейшее снижение планки – это единственная возможность не провалить приемную кампанию.

Понимают ли министр и его команда, что они уверенно ведут массовое школьное образование в тупик? Сложно дать однозначный ответ. Сфера образования инерционна, поэтому, вероятно, они руководствуются любимым девизом временщиков: на наш век хватит.

Обращаем ваше внимание, что мнение редакции портала не всегда совпадает с мнением автора.

Источник