Вопрос дня: должен ли учитель доносить силовикам на своих учеников?
В Нижнем Новгороде произошел случай, всколыхнувший педагогическое сообщество: там директор лицея пожаловалась в полицию на своих учеников, обсуждавших ситуацию в стране и в мире. Обязан ли учитель доносить на детей в тот момент, «когда скорость стука в России и так уже превышает скорость звука».
Случай в нижегородском лицее №82 заставил говорить об этом учебном заведении всю страну. Все началось с закрытого паблика в телеграм-канале на 26 человек, в котором ученики-старшеклассники обсуждали ситуацию в России и на Украине. Обсуждали, возможно, категорично. Неожиданно кто-то переслал видео из этого телеграм-канала на школьную почту. Просмотрев видео, директор лицея Нина Говорова сообщила обо всем в полицию.
В результате на двоих 11-классников составили административные протоколы. В ближайшее время дети предстанут перед судом. Полиция обвиняет школьников в том, что они записали на видео свои рассуждения о политической ситуации в стране и «допустили высказывания, направленные на дискредитацию ВС РФ». Подчеркнем: ролик был опубликован в телеграм-канале на 26 подписчиков.
Но этим дело не ограничилось. В устав нижегородского лицея № 82 внесли новые правила. Теперь лицеистам официально нельзя участвовать в публичных действиях, направленных на дискредитацию: армии, госорганов и вообще любых чиновников РФ, а также руководства и педагогов лицея. Кроме того, в правилах впервые появился запрет на энергетики и электронные сигареты для учеников. Также детям устав лицея теперь запрещает бегать по лестницам.
Мы позвонили в лицей №82 Нижнего Новгорода с вопросом, что именно внесено в новый устав учебного заведения и какова позиция учителей по отношению к произошедшему. Но разговаривать с нами там не захотели: «Мы не сможем все это комментировать», — ответили в приемной директора и спешно бросили трубку, даже не попрощавшись.
Добавим, сейчас в официальном ВК-паблике лицея отключены все комментарии, потому что в последние дни там появилось множество выпадов в адрес директора и школьных порядков в целом. ВК-страница самой Нины Говоровой также закрыта.
В лицее рассчитывали, видимо, на поддержку родителей и выпускников, но произошло обратное. Сочувствия среди родителей Говорова не нашла. И родители, и выпускники высказались против директора, осудив ее поступок. Чтобы заручиться поддержкой, школьная администрация подтянула совет родителей, метод объединение классных руководителей… Но большинство все равно оказалось не на стороне директора. Более того, в школе начался поиск того самого «стукача», который прислал «крамольное» видео из маленького телеграм-канала подростков на электронную почту школы…
В учительском сообществе отношение к поступку Нины Говоровой тоже оказалось неоднородным. Произошедшее обозначило проблему: как должен вести себя учитель в случае, если он узнает, что его ученики обсуждают политику и СВО?
«С точки зрения норм права, если учитель увидит преступление — а в данном случае, как я понимаю, речь шла о распространении фэйков об армии — по закону об этом необходимо сообщить в правоохранительные органы. Так же, как если бы директор стал свидетелем факта грабежа или нападения на человека. Так что с точки зрения права придраться к поступку директора школы невозможно. Но с моральной точки зрения — это ни что иное, как доносительство. И дети с младых лет столкнулись с тем, что называется репрессивной машиной. С точки зрения морали стоило бы провести с учениками беседу, поговорить, разъяснить в русле „да, у вас есть свое мнение, но оно попадает сейчас под уголовную статью, будьте осмотрительны“. Это и называется воспитательной работой. К тому же педагог несет ответственность за безопасность учеников, а тут выходит, что он же сам их и подставил», — говорит учитель из Нижегородской области Дмитрий К.
Интересно, что выпускники нижегородского лицея тоже выступили против директора. Среди тех, кто осудил поступок Говоровой, и её выпускник Антон Голованов, кандидат физико-математических наук.
— Когда я учился в конце нулевых, лицей был совсем другой, — рассказывает Антон Голованов. — Это была одна из лучших школ в Нижнем Новгороде, не было никакого недоверия между учителями, учениками и родителями.
Тогда Нина Говорова казалась ему хорошим педагогом. Но в последнее время он следил за соцсетями лицея, наблюдал за его преобразованием, и донос директрисы его не удивил.
В педагогическом сообществе тоже мало, кто встал на сторону директора.
«Это профессиональное преступление. Услужливый дурак хуже врага. С учениками надо разговаривать, объяснять им, а после доносительства директор выглядит просто поганцем. И профессию учителя этот поступок дискредитирует, и государство, если хотите. Потому что если ученик не доверяет учителю, он не будет доверять и государству. Что касается доносительства, то скорость стука у нас в последнее время превышает скорость звука, к сожалению», — заявил «НИ» доктор педагогических наук, директор школы №109 Москвы Евгений Ямбург.
Волна доносов на основании постов в соцсетях кажется становится рядовым явлением. Так, недавно из-за постов на своей страничке в соцсетях 18-летняя первокурсница МГПУ оказалась под домашним арестом. В суде Хорошевского района столицы рассмотрели дело об оправдании терроризма, фигурантом которого стала восемнадцатилетняя Анастасия У. В деле говорится: девушка на страничке своего Телеграм-канала опубликовала материал, где выразила личное мнение о теракте на Крымском мосту. В Следственном комитете пришли к убеждению: опубликованный текст содержит мысли, что в терроризме якобы есть рациональное зерно…
«Страну захлестнула эпидемия доносительства. Причем, за посты в соцсетях людям дают реальные сроки. Бьют мало, но системно. Система реагирует достаточно жестко, — считает политолог Илья Гращенков. — При этом доносить-то по сути никто не обязан, это делают из душевного порыва, что называется. Что касается инцидента в лицее Нижнего Новгорода, директор превысила свои должностные обязанности и показала не лучший пример другим. Из изменений в Уставе школы теперь следует, что детям нельзя даже чиновников обсуждать. Это уже вообще за гранью. Следующая мера — ходить строем».