В гармонии с собой, обществом и временем

Мастер-класс, урок-тренинг в 10 классе


Пугачева Елена Алексеевна, учитель физической культуры МКОУ СОШ ст. Исправной, Карачаево-Черкесская Республика


Цели:
— сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни;
— познакомить учащихся с особенностями работы функциональной системы дыхания;
— добиться стабильности в выполнении дыхательных упражнений, повышая уровень здоровья через дыхательные упражнения;
— познакомить с лечебными мудрами.

Задачи:
Образовательная:
— формировать практические знания, умения, навыки и рациональные приемы правильного дыхания;
— повысить уровень физической подготовленности на основе формирования и совершенствования различных комплексов дыхания;
— выявить эмоциональный фон и эмоциональное состояние детей в образовательной деятельности.
Развивающая:
— развивать умения осуществлять полноценный дыхательный акт и регулировать соотношения фаз вдоха и выдоха:
— улучшать работу органов дыхания посредством специальных упражнений;
— развивать речь на основе звукопроизношения.
Воспитательная:
— развивать дружеские взаимоотношения между детьми;
— формировать такие качества, как коллективизм, отзывчивость, вежливость;
— воспитание потребности в физическом совершенствовании и заботе о своем здоровье на основе формирования интересов и мотивов к занятиям физическими упражнениями, необходимостью правильного дыхания.

Ход урока:

«Если бы люди дышали правильно, то болезни стали бы редкостью» (Авицена)

I. Вводная часть

Задачи: познакомить с тремя типами дыхания, диагностировать состояние системы дыхания занимающихся.

Построение, рапорт, приветствие (дисциплина, внешний вид)

— Здравствуйте, я рада приветствовать вас. Сейчас мы все вместе проведем мастер-класс, в процессе которого попытаемся разобраться в вопросе, который на первый взгляд кажется простым, но в то же время очень важен для нас, людей.

Включить видео

— Да, я посвящаю его дыханию. Надеюсь, наша совместная работа будет полезной и интересной. А теперь давайте улыбнемся друг другу, расправим плечи, глубоко вздохнём и начнём урок.
Сначала мы с вами выполним общеразвивающие упражнения, но разомнем лишь те части тела, которое будут использоваться во время занятия.

1. Наклоны головы
Держите спину прямой, расслабьте плечи и шею. Медленно и плавно наклоняйте голову поочередно к правому и левому плечу. Не напрягайтесь, старайтесь наклонить голову как можно дальше. Повторите упражнение по 5 раз в каждую сторону.

2. Вращение головы
Держите спину прямой, расслабьте плечи и шею. Медленно и плавно поворачивайте голову сначала по часовой стрелке, потом в обратном направлении. Не напрягайтесь, старайтесь наклонить голову как можно дальше. Повторите упражнение по 5 раз в каждую сторону.

3. Вращения руками
* Держите спину прямой, выполните прямыми руками поочередно круговые движения вперёд и назад по 5 раз.
* Руки согните в локтях, выполняем поочередно круговые движения вперед и назад по 5 раз.
* Руки вытяните в стороны, пальцы сожмите в кулак, выполните поочередно круговые движения кистями по 5 раз вперед и назад. (Слайд)

4. Разные движения пальчиками
Прижать пальцы кистей рук друг к другу так, чтобы ладони не соприкасались. Делать пружинистые движения пальцами не отрывая их друг от друга.
Вдох, выдох

II. Основная часть

Задачи: определить жизненный объем легких.

— А знаете ли вы, ребята, «кто владеет дыханием, тот управляет своей судьбой», так говорил Александр Авдеевич Степанов. Действительно, система дыхания тесно взаимодействует с другими системами организма. И от того, насколько она будет развита, будет зависеть здоровье и долголетие всего организма. Важной характеристикой системы дыхания является жизненный объем легких, он у всех разный.
Сейчас мы с вами подтвердим это с помощью обычного воздушного шарика. Проведем эксперимент. Выполним один глубокий вдох и три постепенных выдоха в воздушный шарик. Какого размера будет ваш шарик, такого размера и будут ваши легкие.
А теперь поднимите ваши шарики вверх. Мы видим, что жизненный объем легких у всех нас разный. Спасибо!

III. Практическая часть

Задачи: обеспечить практическое выполнение упражнений.

Для того чтобы фаза вдоха соответствовала фазе выдоха, необходимо развивать дыхательную мускулатуру. Проведем дыхательные упражнения.

1. «Умываем лицо»
На вдохе закрываем лицо руками, медленно делаем движение, как будто умываемся, при выдохе встряхиваем руки.

2. «Умываем руки»
При вдохе обхватываем левую руку правой рукой и ведем вверх от лучезапястного сустава к локтевому, затем к плечевому, при выдохе меняем положение направления.

3. Давайте поиграем. Следите за моей рукой. Рука вверху — вдох, рука внизу — выдох, а если рука остановилась, нужно задержать дыхание.

Эти комплексы упражнений рекомендуется выполнять несколько раз в день. Результат вы почувствуете через 10-14 дней регулярных занятий, а именно:
* увеличится количество поступающего кислорода в вашу кровь,
* вы получите больше энергии,
* научитесь отдыхать с помощью дыхания, справляться с эмоциональными потрясениями

Теперь вы знаете, насколько важно для нашего здоровья правильное дыхание. Дыхание также очень тесно связано с движениями рук.
— А знаете ли вы, какое значение в нашем организме отведено рукам?
«Рука — вышедший наружу мозг», — писал Кант. А это значит, что глубинные процессы мозга отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелкой моторики руки. Ученые, изучая деятельность нашего мозга, отметили большое стимулирующее значение функции руки.

4. Пальчиковый тренинг.
Каждому человеку за день приходится совершать множество операций руками, в особенности кистями. А есть ряд профессий, где подвижность суставов пальцев играет особо важную роль. Сегодня, когда каждый из нас работает за компьютером, гимнастика для пальцев приобретает особую актуальность. Руки и пальцы устают за день. Чтобы снять напряжение и позволить повыситься работоспособности, необходимо упражнять пальцы. Давайте выполним упражнения на развитие мелкой моторики.

Каждое упражнение выполняйте (стоя или сидя за столом) от 10 до 20 раз и постоянно увеличивайте дозировку. После каждого упражнения расслабьте кисти и пальцы, встряхните ими.

*3 Выпрямить пальцы. Попеременно сгибайте и разгибайте две первые фаланги пальцев.

*4 Выпрямить пальцы, большой отвести в сторону и выполнить им круговые движения сначала вправо, а затем влево.

*7 Сжать пальцы в кулак. Разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Следите за тем, чтобы другие пальцы оставались собранными в кулак.

*8 Сгибать кисти так, чтобы большие пальцы дотянулись до предплечий. Выполнять попеременно правой и левой рукой.

— В конце комплекса сделайте массаж пальцев, поглаживая их от кончиков к запястью

Знаете, ребята, часто используя пальчиковый тренинг, я обратила внимание на то, что некоторые из них повторяют «мудры» хатха-йоги. Оздоровительная система хатха-йоги оказывает всестороннее воздействие на организм. Она доступна, безопасна, повышает наше эмоциональное состояние.

Так что же такое хатха-йога? Хатха-йога — это нетрадиционный метод оздоровления. Проверенная тысячелетним опытом, эта система стала одной из самых популярных и любимых оздоровительных процедур во многих странах. Наконец-то сегодня йога получила официальное признание и в нашей стране, она широко применяема учителями в своей педагогической деятельности.

Что обозначает слово хатха? Ха — это солнце, символ жизненных сил, энергии, бодрости. Тха — луна — символ покоя. Соединение этих слов-символов говорит о том, что эта система основана на союзе противоположности, который создает равновесие, гармонию.

Мудры — это жесты. Определённые положения пальцев, ладоней рук. Действительно, рука обладает огромной целительной силой. Соединяя пальцы в определённых комбинациях, можно направить энергию по всему телу, восстановить её поток и устранить «поломки» в больных органах.

Мудра Знания — одна из важных мудр. Снимает эмоциональное напряжение, тревогу, беспокойство, помогает при депрессии. Улучшает мышление и память, активизирует потенциальные возможности. Эту мудру делают при высоком давлении, бессоннице, а также излишней сонливости.

Техника Безопасности
При выполнении «мудры» хатха-йоги помните:
* во время занятия нужно дышать глубоко, непрерывно и ритмично через нос. Старайтесь не задерживать дыхание, поскольку это напрягает тело.
* сидите прямо, чтобы тело приняло правильное положение, вытяните позвоночник. Вес тела должен быть распределен равномерно.

Выполнение «мудры»
Итак, указательные пальцы обеих рук соедините с подушечками больших пальцев. Остальные пальцы держите выпрямленными. Закройте глаза.

Аудиозапись: пение птиц и журчание ручейка пробуждают чувство радости и покоя

Сосредоточьтесь на тишине. Когда она наступит, ощутите ее. Позы покоя помогут вам сохранить здоровье. Хотя может показаться, что вы почти ничего не делаете, на самом деле вы совершаете нечто важное. Вы перезаряжаете ваши внутренние батарейки, восстанавливая свою жизненную силу.
Негромкая приятная музыка поможет успокоить напряженно работающий мозг. Вы отдохнете и успокоите свое дыхание, не задерживайте его, дышите глубоко, непрерывно и ритмично через нос.

Тишина 10 сек

— Откройте глаза. Всем спасибо.

IV. Итог урока

А теперь давайте проведем синквейн.

Дети: Урок интересный, познавательный. Мы играли, мыслили, экспериментировали. Урок нас многому научил. Спасибо за урок

Учитель: Ученики любознательные, активные. Мыслили, экспериментировали, выполняли. Были активными помощниками на уроке. Спасибо за урок.

V. Домашнее задание

В рамках раздела нашей рабочей программы «Физкультурная деятельность с оздоровительной направленностью» я попрошу дома выполнить проекты по теме «Болезни дыхательной системы. «Дышать – значит жить»!

— Вот и подошла наша встреча к концу.
Я открыла вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!

Источник: конспекты-уроков.рф