У ребёнка конфликт с учителем: что делать?

Конфликтные ситуации в нашем мире – не редкость. Мы можем столкнуться с ними где угодно: на работе, в магазине и даже на улице. Наши дети тоже не застрахованы от разногласий, ссор и противоречий. Поэтому главная задача родителей – научить сына или дочь правильно выходить из таких ситуаций. Сегодня поговорим о том, что делать, если у ребёнка произошёл конфликт с учителем в школе, стоит ли вмешиваться родителям и как помочь ребёнку наладить взаимоотношения с педагогом.

Причины конфликтов между учениками и учителями

Как правило, конфликт не возникает на пустом месте. В его основе всегда лежит столкновение интересов и противоположных позиций.

Особенность школьных конфликтов состоит в том, что педагог не всегда может понять глубину переживаний ребёнка, а сам школьник – справиться со своими эмоциями.

По данным исследования, проведённого Российской академией образования в 2020 году, 76,8% учеников заявили о конфликтных взаимоотношениях с учителями.

Психологи выделяют три группы причин, которые могут привести к разногласиям между педагогом и учеником.

«Учебные» причины

Первая группа – причины, связанные с учебной деятельностью.

Учителей могут не устраивать:

  • низкая успеваемость;
  • невыполнение домашних заданий;
  • отсутствие у ученика интереса к предмету.

В свою очередь, учащиеся часто недовольны:

  • несправедливыми оценками;
  • непонятным объяснением материала;
  • сложными и объёмными домашними заданиями;
  • недостаточной компетентностью учителя (отсутствием опыта и глубоких знаний по предмету).

«Ролевые» причины (поведение в социуме)

Вторая группа – причины, связанные с ролевыми взаимоотношениями в школе.

Конфликт с учителем могут спровоцировать:

  • отсутствие дисциплины у учеников;
  • пренебрежение школьными правилами;
  • протестные действия «на публику».

Педагоги также часто «грешат»:

  • авторитарностью;
  • ограничением свободы учеников (например, не выпускают из класса во время урока);
  • открытой демонстрацией своего превосходства и власти над школьниками.

Личные причины

Третья группа – личные причины. К ним относятся:

  • личные особенности учителя и ученика, провоцирующие конфликтную ситуацию: агрессивность, раздражительность, грубость и т.д.
  • стресс, личные или семейные проблемы педагога или ученика, которые мешают полноценной учебной деятельности;
  • несоответствие интеллектуальных возможностей ребёнка и предъявляемых к нему педагогом требований;
  • отсутствие уважения, доброжелательности и коммуникативной культуры у обеих сторон конфликта;
  • оценивание педагогом ребёнка не по его личным качествам, а по отметкам в дневнике.

Таким образом, конфликт ученика и учителя – это не просто конфликт поколений. Столкновение интересов происходит в процессе учебно-воспитательной деятельности и затрагивает личные интересы каждого участника конфликта.

 

Как должны реагировать родители?

Этот вопрос часто задают психологам обеспокоенные мамы и папы. Конечно, первый порыв – защитить ребёнка от несправедливых нападок учителя и самим разобраться в произошедшем. Но так ли несправедлив учитель и действительно ли ребёнок не может сам наладить взаимоотношения с педагогом?

Психологи советуют родителям обратить внимание на два момента.

Возраст ребёнка

Ребята в начальной школе, как правило, стремятся понравиться учителю, завоевать его расположение. Ребёнок может переживать, что педагог недостаточно ласков с ним, не всегда обращает на него внимание, спрашивает других учеников, когда тот тянет руку. Переживания могут вылиться в нарушения дисциплины или плохую работу на уроке, но до открытого конфликта с учителем дело не доходит.

В этом случае родители должны объяснить сыну или дочери, что задача учителя – дать детям необходимые знания, научить их чему-нибудь, поэтому второй мамой учитель быть не может. Да и не должен.

В младшем и старшем подростковом возрасте противоречия во взаимоотношениях с учителями приобретают более серьёзный характер. Ребёнок может начать активно отстаивать свою позицию путем протестов и действий «на публику», а также открытых перепалок с «нелюбимым» педагогом.

Если ваш подросток ведёт себя именно так, ваше вмешательство в конфликтную ситуацию неизбежно. И, скорее всего, инициатором разговора с вами выступит именно учитель.

Отношение к конфликту

Дети могут по-разному относиться к разногласиям с учителями. Для кого-то это мелкая неприятность, а кто-то сильно переживает по этому поводу.

Если у ребёнка ухудшился сон и аппетит, появилось нежелание идти в школу, значит, вам обязательно нужно вмешаться в происходящее.

Нерешённые школьные проблемы могут привести к потере учебной мотивации, снижению успеваемости и ухудшению физического и психического самочувствия ребёнка.

В любом случае вы должны знать, что у вашего ребёнка произошёл конфликт с учителем. А вот вмешиваться в него или нет, можно решить, только хорошо разобравшись в самой ситуации.

 

Поиск виноватых

Итак, вы узнали о конфликте ребёнка с учителем и решили разобраться, кто же всё-таки виноват в происходящем.

Как правило, возможны три варианта:

1. Виноват ребёнок

Ваш сын или дочь может бить себя кулаком в грудь и доказывать, что это «учительница плохая, она на меня накричала», но в процессе разговора выяснится, что педагог повысила голос не просто так, а потому что ребёнок бегал по коридору на перемене или разговаривал во время урока.

Поэтому всегда важно найти первопричину конфликта и восстановить последовательность событий.

В случае вины ребёнка обсудите с ним, в чём именно он был не прав, и постарайтесь убедить извиниться перед педагогом, чтобы не портить сложившиеся отношения.

2. Виноват учитель

Может сложиться ситуация, при которой в конфликте не прав действительно именно педагог.

Случай из практики

На уроке технологии девочки учились вязать на спицах. Гале никак не удавалось сделать ровные петли. Учительница взяла её работу и перед всем классом показала Галины ошибки.Девочка очень расстроилась и затаила обиду на учительницу. Дома Галя сказала маме, что ей не нравится технология, и больше на эти уроки она ходить не будет. Никакие расспросы результатов не дали. Девочка упорно отказывалась говорить о том, что произошло.

Обеспокоенная мама пошла в школу к учительнице и спросила её о том, что могло стать причиной такого решения дочери. Педагог признала свою ошибку и на следующий день извинилась перед девочкой. А вывязать красивые петли Галю научила бабушка, и с тех пор ей очень нравится это занятие.

Если после выяснения ситуации станет понятно, что в конфликте главную роль сыграл учитель, не спешите кидаться в школу с оскорблениями и обвинениями педагога в непрофессионализме.

Для начала спокойно поговорите с учителем, расскажите о том, что ребёнок очень расстроен случившимся и предложите вместе найти выход из сложившейся ситуации. Не ждите, что педагог сразу же признает свою ошибку и извинится перед ребёнком. Наш случай из практики – скорее, исключение, чем правило.

Будьте готовы к тому, что учитель переложит ответственность за произошедшее на вашего ребёнка. В этом случае дайте понять, что вы не сомневайтесь в профессиональных качествах учителя, но вам бы не хотелось повторения подобной ситуации.

Также важно донести до школьника мысль, что все мы – люди, и все мы можем ошибаться. У педагога был сложный день, он очень устал и перенервничал, поэтому и произошёл конфликт.

Главное – чтобы ребёнок после случившегося не потерял уважение к учителю и не стал относиться к нему, как к врагу.

3. Ребёнок неверно оценил ситуацию

Бывает так, что сын или дочь уверенно заявляет вам о конфликте с учителем, а сам педагог даже не в курсе происходящего.

В каких случаях это возможно:

  • Ребёнок слишком обидчивый или ранимый

Дети зачастую очень эмоционально воспринимают тот или иной поступок учителя. Неосторожно сказанное слово, оценка, на балл ниже ожидаемой, и ребёнок сразу меняет свое отношение к педагогу.

  • Плохие оценки = плохой учитель

Негативное отношение к педагогу может вызвать слабая успеваемость ребёнка. «Учитель ставит мне плохие оценки, значит, он плохой» – думает ребёнок и спешит поделиться своими мыслями с родителями.

  • Ребёнок – «кумир» семьи

Если дома ребёнок привык слышать, какой он умный, замечательный и вообще самый-самый, а учительница не разделяет мнения родителей, более того, даже может отругать и поставить двойку, тогда обиды и слёзы неизбежны. Школьник может искренне не понимать, почему эта тетя не гладит его по головке и не называет умницей за небрежно нарисованный рисунок или криво написанные буквы.

 

Решаем спорные ситуации правильно: советы психологов

Разбираемся, что делать, когда у ребёнка возник конфликт с учителем.

Шаг 1. Обсуждаем конфликт с ребёнком

В спокойной обстановке выясните, какие разногласия произошли у ребёнка с учителем. Внимательно выслушайте, пусть выскажет всё, что у него наболело.

Спросите, с чего всё началось, в какой момент отношения с учителем стали портиться.

Узнайте, кого ребёнок считает виноватым в конфликте, готов ли он к примирению и что может для этого сделать.

Воздержитесь от негативных комментариев в адрес учителя. Также не стоит обвинять и самого ребёнка. Ваша задача – быть беспристрастным судьей.

Постарайтесь узнать у сына или дочери, что об этом учителе думают его одноклассники и если ли ещё дети, с кем у педагога были разногласия.

Главная задача родителей на этом этапе — убедить ребёнка, что конфликт необходимо разрешить, а не пускать ситуацию на самотёк.

Шаг 2. Находим время для беседы с учителем

Не откладывая в долгий ящик, поговорите с учителем.

Не начинайте разговор с обвинений и претензий, постарайтесь сдержать свои негативные эмоции. Дайте понять педагогу, что вы заинтересованы в разрешении конфликта.

Если учитель обвиняет ребёнка в плохом поведении, снижении успеваемости и пренебрежении к школьным правилам, попросите привести конкретные факты.

Выслушайте все претензии педагога и предложите вместе найти выход.

Шаг 3. Делаем выводы

После прояснения ситуации с учителем не лишним будет ещё раз поговорить с ребёнком и выбрать правильную стратегию дальнейших действий.

Если причиной конфликта стала плохая успеваемость или отсутствие интереса к предмету, поработайте над мотивацией и помогите школьнику подтянуть свои знания с помощью интересных видео, онлайн-уроков или репетитора.

Если разногласия возникли из-за нарушений дисциплины, стоит обратить внимание на то, как ребёнок ведёт себя дома, нет ли признаков стресса или психологического неблагополучия. Возможно, стоит посетить школьного психолога.

Если же школьник не признает авторитет учителя и сомневается в его профессионализме, вы должны объяснить ему, что в жизни встречаются разные люди, и не со всеми из них общение приносит удовольствие. Но быть вежливым, тактичным и не опускаться до оскорблений – это важное умение взрослого человека, которому вашему сыну или дочери нужно обязательно научиться.

Шаг 4. Контролируем ситуацию

Конфликтная ситуация улажена? Отлично. Теперь вам остаётся только «держать руку на пульсе». Интересоваться успехами и неудачами ребёнка. Узнавать у него, в каких отношениях он сейчас находится с учителем, есть ли какие-то изменения. Можно ещё раз посетить школу и расспросить педагога, есть ли прогресс в учёбе и поведении ребёнка, на что вам ещё нужно обратить внимание и над чем поработать.

Родителям на заметку:

  • Вы должны быть всегда на стороне ребёнка. Даже если учитель прав. Даже если ваш отпрыск сам выступил зачинщиком конфликта.
  • Никогда не высказывайтесь негативно в адрес учителя, если ребёнок может это услышать. Вы можете иметь о педагоге какое угодно мнение, но старайтесь держать его при себе. Если вы сами позволяйте себе даже в шутку назвать Марью Ивановну «злобной училкой», не удивляйтесь, что эти слова ваш сын или дочь может повторить перед одноклассниками. И не исключено, что и в глаза самой учительнице.
  • Главная задача родителей – не добиться справедливости и найти виновника конфликта, а сделать так, чтобы из-за произошедшего не пострадала самооценка ребёнка.
  • Запомните: школьник, уважающий учителя и его авторитет, лучше учится и усваивает знания. А при возникновении конфликтной ситуации с педагогом старается её разрешить с минимальными последствиями.

 

Если не удаётся уладить конфликт

Большинство разногласий между учителями и учениками можно уладить мирным путём. Но что делать, если к соглашению с педагогом вы так и не пришли, а ситуация только усугубилась?

Рассмотрим основные варианты ваших действий.

Обратиться в администрацию

Вы можете обратиться в администрацию школы. Но имейте в виду, что после выговора от директора учитель вряд ли захочет пойти вам навстречу и наладить взаимоотношения с ребёнком. Скорее, конфликтная ситуация просто сойдёт на нет.

Сейчас во многих школах организована служба медиации. В неё могут входить как педагоги, так и родители с детьми. Задача данной службы – помочь урегулировать сложные и конфликтные ситуации между всеми участниками образовательного пространства. Если в вашей школе есть подобная структура, вы можете обратиться и туда.

Перевести ребёнка в другой класс или школу

Если ребёнок не против, всегда есть вариант перевести его в другой класс или школу. Но при этом ему придётся заново выстраивать отношения с одноклассниками и, что не менее важно, с учителями. Где гарантия, что на новом месте не окажется более строгий и придирчивый педагог?


Перевод ребeнка в другую школу: основания, процедура, пакет документов

Как перевести ребёнка в другую школу: гайд для родителей


Перейти на семейное обучение

Самая кардинальная мера – это переход на семейную форму обучения. В этом случае учить сына или дочь вы будете сами либо подберёте наиболее подходящих вам и ребёнку педагогов.

Запомните! Учитель не имеет права:

  • унижать, оскорблять ученика, применять к нему меры физического воздействия;
  • изымать или портить личные вещи;
  • выгонять с урока или не допускать до него;
  • необъективно оценивать знания учащегося.

Такое поведение выходит за рамки компетентности и профессиональной этики педагога. Если ваш ребёнок столкнулся с чем-то подобным, вы должны незамедлительно вмешаться в ситуацию и обратиться к директору школы, в районное управление или департамент образования.

 

«Один на всех и все на одного»: конфликт учителя и всего класса

Рассказывает мама 14-летней Алины:

«Моя дочь учится в 8 классе. Ей всегда нравились такие предметы, как биология и химия. Только хорошие оценки по ним получала. А тут как-то смотрю: в дневнике по биологии аж две двойки стоят! Спросила дочь, что случилось. Она сначала ничего не хотела рассказывать, а потом призналась, что прежняя учительница у них уволилась, а на её место пришла другая. Так вот, эта новая учительница никому из класса не нравится. Она и кричит постоянно на детей, и телефоны у них перед уроком забирает. Ребята устали терпеть такое к себе отношение. Решили устроить учительнице бойкот – перестали всем классом делать домашние задания. А ей все нипочём, ставит двойки и ставит. Вот и моя Алина две получила… Ума не приложу, как помочь ребятам в такой ситуации».

Конфликт между учителем и учениками может случиться, когда в класс приходит новый педагог, либо когда обостряются отношения со «старым».

Что могут сделать в такой ситуации родители:

  1. Объясните ребёнку, что ученики вовсе не обязаны любить и обожать своего учителя. Если педагог не устраивает школьников по каким-то личным качествам, это не значит, что он не сможет дать полноценные знания по предмету.
  2. Предложите сыну или дочери поставить себя на место учителя. Он пришёл в новый класс к незнакомым ребятам, и, конечно, ему будет тяжело сразу ко всем привыкнуть и наладить с ними взаимоотношения.
  3. Спросите ребёнка и его одноклассников: что для них важнее? Получить новые знания по предмету, подготовиться к поступлению в ВУЗ или показать учителю, как он им не нравится? Как правило, школьные бойкоты и протестное поведение не способствуют разрешению противоречий между учениками и педагогом, а только сильнее их разжигают.

В этом случае будет лучше поставить в известность родителей и, если нужно, подключить администрацию школы.

Школьный путь труден и тернист. Столкновение интересов, противоречия и разногласия – это его неотъёмлемая часть. Поэтому, дорогие родители, будьте мудры, и научите этой мудрости ваших детей: учитель должен быть не врагом, а добрым союзником. Тогда ваш ребёнок с лёгкостью пройдёт весь этот путь и оставит в душе приятные воспоминания о тех, кто был с ним рядом.

Нина Сускина, психолог и педагог начальных классов

Источник