Развитие эмоционального интеллекта школьников

Что делать, чтобы все получилось?

Раньше мерилом потенциала конкретного человека считался так называемый общий или психометрический интеллект. Однако многочисленные исследования показали, что иметь высокий психометрический интеллект далеко не достаточно, чтобы состояться в жизни. Многие люди с высоким IQ («ай-кью») не умеют строить отношения с самим собой, плохо считывают сигналы внешнего мира и терпят фиаско. Поэтому сегодня в мировом образовании широко распространены программы обучения социально-эмоциональным навыкам.

В России с 2023 года требования к развитию эмоционального интеллекта (ЭИ) включены в федеральные основные образовательные программы на всех уровнях образования. Поэтому в настоящее время перед школами встает задача запуска работы по развитию социально-эмоциональных навыков.

Предлагаем вашему вниманию рекомендации автора первой российской программы по развитию эмоционального интеллекта, доктора психологических наук, профессора, главного научного сотрудника лаборатории психологии развития субъекта в нормальных и посттравматических состояниях Института психологии Российской академии наук Елены Сергиенко.

Сергиенко Елена Алексеевна

 

Что важно учесть при запуске проекта развития эмоционального интеллекта?

Первое. Решение должно быть согласовано с педагогами и получить их поддержку.

Если директор всей душой за реализацию проекта, а большинство педагогов не желают в этом участвовать, вряд  ли стоит надеяться на хороший результат. И наоборот. Руководителю нужна уверенность, что проект развития ЭИ изменит к лучшему жизнь всех участников образовательного процесса. И важно, чтобы эту уверенность руководителя разделяли учителя, которым предстоит воплощать этот проект в жизнь.

Второе. Настроенность на диалог.

Администрация школы должна найти время для регулярного обсуждения процесса реализации проекта. Полезная практика: хотя бы раз в месяц обсуждать реализацию проекта в вашей школе и приглашать на эту встречу ее авторов или тьюторов.

Дети в школе — это не объекты, а субъекты обучения и воспитания. Они имеют право голоса, обладают собственной индивидуальностью и требуют уважения, как и любой взрослый. Все дети разные. Не думайте, что школьники одинаково усвоят эту программу.

Третье. Позаботьтесь о том, чтобы в школе был человек, который досконально знает проблематику развития ЭИ и может помочь учителям в затруднительных ситуациях.

На первых порах учителям понадобится помощь, им трудно сразу сориентироваться.

Четвертое. Ведите интенсивную работу с родителями.

Без участия родителей рассчитывать на успех не приходится. Нельзя, чтобы учитель в классе занимался развитием эмоционального интеллекта у ребенка, а дома ему говорили: «Отстань!» или вовсе с ним не разговаривали.

Как превратить родителей в союзников? Это одна из самых сложных задач, решению которой мы уделили особое внимание. В книге «Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей» (Сергиенко Е.А., Хлевная Е.А., Киселева Т.С., издательство АСТ, 2021) опубликован опросник для родителей, который помогает им задуматься над эмоциональными состояниями своих детей.

Мы спрашиваем: «Как часто ваш ребенок испытывает…» — и далее перечисляются эмоции: радость, печаль, гнев, страх, обида и т. д. «Считаете ли своего ребенка эмоционально возбудимым?», «Можете ли вы сказать, что он понимает ироничное высказывание: «Какая прекрасная погода!», хотя в это время на улице ветер, гром, град, гроза и очень холодно. Понимает ли он, что это сказано с иронией?», «Может ли он догадаться, какие чувства вы испытываете?», «Понимает ли ваш ребенок, когда кто-то нуждается в помощи и делает ли попытки помочь?», «Принято ли у вас в семье ярко выражать эмоции и чувства? Обсуждать эмоции и чувства и те ситуации, которые они вызвали?», «Принято ли у вас в семье пытаться помочь другому, справиться со слишком сильными эмоциями или чувствами?» и т.д.

Очень немногие родители смогли ответить на все 26 вопросов анкеты! К сожалению, я часто сталкиваюсь с тем, что мамы кричат на собственных детей, унижают их, нанося ребенку травму, которая осложнит его жизнь, не позволит ему реализоваться в полной мере. Скорее всего, эти мамы повторяют поведение собственных родителей. Но эту негативную цепочку необходимо прервать.

Задача школы — убедить взрослых потратить каждый день хотя бы немного времени на разговор со своими детьми о том, что их волнует. И тогда школа сделает важный шаг к большой цели образования — сделать все возможное, чтобы наши ученики самореализовались и жили счастливой жизнью.

Источник