Почему в школе оказался в яме предмет «физика», без которого не будет инженера

Впервые за последние несколько лет физика «сползла» на четвертое место по популярности среди предметов ЕГЭ по выбору, уступив свое место в тройке лидеров информатике. Вузы отмечают: снижается и средний балл ЕГЭ у абитуриентов. Минобрнауки и Минпросвещения решили: предмет нужно срочно вытягивать из «ямы» и даже создали для этого специальную рабочую группу. Как спасать науку Эйнштейна и Бора? Зачем школьникам парадоксы? Можно ли на уроках физики выучить русский? Об этом беседа с учителем физики московской «Цифровой школы», призером конкурса «Учитель года России — 2021» Артемом Баратом.

— Артем Александрович, ваш предмет сдает позиции. Тревожно?

Артем Барат: Знаю, что, согласно статистике, любовь к физике — удел немногих. Чтобы это исправить, нужно интереснее преподавать, конечно. Возможно, меняя содержание. Дети должны узнавать о физике XXI века, а мы, педагоги, — повышать собственную квалификацию, следить за тем, что происходит в науке.

А еще нужно понимать, как потом об этом ребенка спрашивать, какие составлять вопросы, если, например, включать современные открытия в задания ЕГЭ.

— Министр просвещения предложил дополнить урок физики и других естественно-научных предметов новыми разделами о современных открытиях. Чем бы с учениками поделились вы?

Артем Барат: Моя родная тема — квантовая физика, квантовые парадоксы. Или парадоксы специальной теории относительности. Честно говоря, обсуждение физических парадоксов на уроках полезно, даже если они берут начало не в XXI веке. Например, парадокс Ольберса, который начинается с банального вопроса: «Почему ночью темно, ведь вокруг столько звезд?». Мы отвернулись от одной звезды, но почему другие нам не светят? Отталкиваясь от парадокса Ольберса, можно прийти к теории Большого взрыва и вообще к доказательству того, что Большой взрыв существовал. Замечательная тема. Я бы еще выделил квантовую теорию гравитации и гравитационные волны как одно из последних достижений науки. Оно уже в достаточной степени популяризировано, можно найти простые и понятные объяснения. Хотя, признаюсь, я против излишних упрощений. Так мы иногда выхолащиваем смысл.

— Физика — это факты, но не только. Какие опыты на уроках вы проводите?

Артем Барат: Моя любимая технология работы с физическим экспериментом была описана в старом журнале «Квант» в 1979 году. Тогда Е.Н. Юносов придумал «турнир юных физиков» — исследования, которые можно ввести в течение года, которые требуют и экспериментов, и уравнений, и совпадения разных результатов… Например, если посветить естественным светом на компакт-диск, можно наблюдать красивые дифракционные картины. Изучаем это явление. Есть еще задачка «рисовые гири» — про физику сыпучих материалов. Оказывается, если в емкость, плотно наполненную рисом, буквально «вбить» ложку, то потом за эту ложку можно поднять всю емкость с крупой. Дети очень эффективно учатся на подобных задачках и узнают гораздо больше.

Вообще, эксперимент для современных детей необычайно важен. И ценность представляет не только натурный эксперимент, но и имитационное моделирование. Поэтому я рекомендую своим ученикам использовать виртуальные лаборатории МЭШ. Это интерактивные онлайн-симуляторы опытов и экспериментов. Они помогают воспроизвести опыт или исследования бесконечное число раз, изменяя условия и изучая, что при этом происходит. Например, недавно появилась лаборатория по физике «Архимед» для учеников 7 класса, которая позволяет наблюдать и изучать взаимодействия тел, давление жидкостей, плавание тел и воздухоплавание, механическую работу и энергию, и даже способы измерения различных величин: размеров, массы, силы, давления.

Современному человеку сложнее воображать, особенно что-то трёхмерное, потому что вокруг нас слишком много всего происходит «на плоскости». А воображать и представлять надо, это очень хороший способ познания.

В самом начале надо решить главную задачу: объяснить детям, что физика — это интересно. Фото: РИА Новости

— Интересные уроки и подготовка к ЕГЭ — вещи совместимые?

Артем Барат: Честно скажу, я большой поклонник Единого государственного экзамена. Почему? Еще до повсеместного введения ЕГЭ я работал в вузе, проводил вступительные экзамены, и могу точно сказать: права детей со всей страны уравнялись. Где бы ребенок ни родился, у него есть равный с москвичом шанс поступить в московский вуз, и вообще в любой вуз страны. Это большое достижение. Кроме того, в этом году в школах Москвы стартовал новый формат обучения одиннадцатиклассников с акцентом на подготовку к ЕГЭ. До 1 февраля московские школьники прошли всю учебную программу по ряду непрофильных предметов и перешли к работе по гибким учебным планам. В зависимости от профиля класса или нахождения в предпрофессиональном классе, у ребят сейчас продолжается углубленное изучение профильных предметов. Но вместо пройденных предметов у ребят появились практикумы по выбранным ими предметам для подготовки к ЕГЭ. Они позволят ребятам подготовиться к самой процедуре проведения экзамена, проработать сложные вопросы и задания, а также систематизировать изученный материал.На мой взгляд, такой подход помогает ученикам эффективно готовиться к ЕГЭ прямо на занятиях в школе, а родителям позволяет сэкономить деньги на репетиторов. Для учителей важно еще и то, что ученики собраны в группы по нужным им предметам, схожему уровню подготовки и нацеленности на результат. Так заинтересованность в изучении предмета гораздо выше, поэтому подготовка идет более результативно. Считаю, что благодаря этому нововведению образовательный процесс в школе для будущих выпускников организован более рационально и эффективно.

«Физика — действительно сложный предмет. Парадокс в том, что она вокруг нас, на каждом шагу. Задача учителя — сделать так, чтобы дети это увидели».

— В 90-е годы прошлого века в подмосковных школах был эксперимент: предлагали на выбор отказаться от химии, биологии, физики или иностранного языка в старших классах. Я, не сомневаясь, вычеркнула физику. Сейчас жалею. Кого в этом винить?

Артем Барат: А я понимаю ваш выбор. Физика — действительно сложный предмет. Парадокс в том, что она на каждом шагу: рассчитываем время поездки до дачи, делаем проводку, кабельный ввод в дом, копаем колодец… Задача преподавателя — сделать так, чтобы дети видели связь физики с жизнью, и одновременно, понимали, что есть что-то большее, потому что, например, субатомных частиц мы в повседневной жизни не наблюдаем, а это очень интересно. В идеале учитель должен удовлетворить запросам государства, семьи и ребёнка.

— Расскажите, какие запросы у государства, семьи и ребенка, на ваш взгляд?

Артем Барат: В наши задачи перед государством входит подготовить человека, который готов обучаться дальше и приносить пользу стране: будущих инженеров, учёных, готовых развивать технологическую мощь страны. Семья, помимо этого, хочет успешного будущего для ребенка и в связи с этим хороших баллов на ЕГЭ. Ребёнок хочет, чтобы ему было интересно, он хочет человеческого отношения.

— Физика начинается в 7-м классе. Как сразу «зацепить» детей?

Артем Барат: Мне как-то коллега из моей первой школы сказал, что физика в первый год изучения должна быть гуманитарным предметом. Я тогда возмутился, а сейчас думаю, так ли он был не прав? В 7 классе надо решить главную задачу: объяснить детям, что физика — это интересно. Поэтому в 7 классе я сейчас рассказываю, что такое физическое мышление, что разные явления можно объяснять, что есть разница между описанием и объяснением явления. В 8 классе мы пытаемся идти дальше и наращивать интерес. Далее — девятый, для кого-то выпускной класс. Тут два направления: подготовка к ОГЭ и задел для 10 класса, где будет более глубокая физика. 10 класс для меня и моих учеников — это чистое творчество. И выпускной 11 — ищем баланс между творчеством и подготовкой к ЕГЭ и олимпиадам

— А что такое творчество в физике?

Артем Барат: Это умение разглядеть интересную задачу, чётко её поставить. Затем перевести её на язык математики или информатики, провести какие-то свои эксперименты, до которых могу додуматься только я. Создать свои собственные математические модели, и не постесняться всем этим поделиться с сообществом.

— На своем мастер-классе на конкурсе «Учитель года» вы сказали, отвечая на вопрос жюри: «Важно решать здесь и сейчас те задачи, к которым ты готов, а не ждать, что научишься впрок». А разве учиться впрок, на будущее — это не главное?

Артем Барат: Это частая проблема начинающих студентов. Открою секрет: знаний всегда не хватает. Особенно сейчас, когда все так стремительно меняется. Большая иллюзия, думать: «не буду делать что-то интересное сейчас, подожду, подучусь, и вот потом…». Нет никакого потом. Только здесь и сейчас. Научная состоятельность должна быть заложена достаточно рано, и те студенты, которые начинают заниматься наукой или что-то интересное делать только на стадии подготовки диплома, существенно отстают от тех, кто начал этим заниматься в школе. Самое важное — не пытаться прыгнуть выше головы. Понять, что на своём уровне мы уже можем много чего сделать.

— На волне повышенного внимания к физике предложено снизить требования по русскому языку для абитуриентов-технарей. Как вам такая инициатива?

Артем Барат: Слышал опасения, мол, инженеры станут безграмотными и их не разделяю. Знаете, я сдавал ЕГЭ по русскому. И большего страха не испытывал. Потому что, ну как можно родной язык сдать плохо? И потом уверен: изучением русского языка можно заниматься в том числе и на физике. У меня ребята делают проекты, пишут тезисы докладов, описывают результаты экспериментов. И в них, конечно, бывают грамматические и орфографические ошибки. И когда я проверяю работы, начинаю именно с этого — с исправления ошибок по русскому языку. И только потом начинаю вникать в суть по физике. И знаете, заметил: дети не так трагично воспринимают эти ошибки, если они замечены не на уроке русского языка, а на физике и, может быть, даже более эффективно делают работу над ошибками.

— Вы окончили Московский энергетический институт, а как попали в школу?

Артем Барат: Абсолютно случайно. Мой начальник в 2007 году рассказал, что одной школе очень нужен физик, «иди попробуй, у тебя получится». Я пошел и не жалею. Мне показали, куда можно и нужно расти.

— Как работать учителю, когда в одном классе сидят и физики, и «лирики»? Как заинтересовать всех и надо ли?

Артем Барат: Есть разные моменты урока, адресованные разным группам детей. У меня есть «лирические отступления», какие-то философские моменты — тут включаются гуманитарии, а физики в это время могут изучать формулы. Да, приходится серьезно планировать урок, думать над подходами к каждой группе. Дети разные, но самое важное, что они все дети — это их объединяет.

 

Мария Агранович

«Российская газета»


 

Почему ЕГЭ по физике сдает всего 15% выпускников

Примеры современного отраслевого применения научных законов и явлений включат в школьную программу

Результат ЕГЭ по русскому будет необязательным при поступлении в технические вузы

Аслан Кашежев: «Учитель — артист, сценарист, оператор и режиссер всего, что происходит в классе»

Физика для лириков: как «поженить» постулаты Бора с историей, а силу трения — с литературой: самые интересные приемы от учителя физики из Алтайского края Светланы Сидоренко

Такая занимательная и понятная физикаодесский учитель Павел Виктор записал 473 бесплатных видеоурока по физике, которые смотрят миллионы школьников

Экспериментальная физика для пятиклассниковв 2023 году в южно-сахалинских школах будут преподавать физику по-новому