Физика для лириков: как «поженить» постулаты Бора с историей, а силу трения — с литературой

Светлана Сидоренко, учитель физики в МАОУ СОШ №132 (Алтайский Край) на своих уроках проводит соревнования, дидактические игры  и даже… просит писать сочинения! Так она вовлекает в работу слабых, «равнодушных», «трудных» учеников. Мы попросили Светлану рассказать о самых интересных приемах из ее методической копилки.

Метапредметные задания

Вопросы-стихотворения

Это нестандартная замена устного опроса, которая активизируют внимание учеников и создает проблемную ситуацию.

Например, при изучении атмосферного давления учитель спрашивает:

Бортпроводница очень мило
Перед отлетом попросила
Из ручек вылить все чернила.
Зачем ей это надо было?

А перед изучением закона сохранения энергии приводит четверостишие:

…она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла.

После этого спрашивает, действительно ли поубавилось тепла?

Подобные задания могут составить сами дети, и это повысит их ценность.

Исторический экскурс

Этот прием позволяет связать физику с другими дисциплинами и сформировать вокруг абстрактных понятий реальный исторический контекст.

Обычно изучая, например, атомную физику учитель просит детей сформулировать постулата Бора.  Но интереснее сначала рассказать как он возник.

В 1943 году выдающийся физик Нильс Бор был вынужден спасаться от гитлеровцев. Покидая Копенгаген, он не рискнул взять с собой массивную золотую медаль лауреата Нобелевской премии и растворил ее в царской водке, а сосуд с раствором спрятал в своей лаборатории. Вернувшись после войны домой, он выделил химическим путем золото из раствора и заказал из него новую медаль, аналогичную растворенной.

Вопрос: «За какой вклад в науку Нильс Бор получил Нобелевскую премию? Или: «А что это за царская водка и каким именно химическим методом было выделено золото?»

Так абстрактный физический постулат будет связан в памяти детей с занимательным историческим фактом.

Физическое сочинение

Этот способ подойдет, чтобы заинтересовать предметом детей с гуманитарным складом ума, которым сложно даются точные науки.

7 классе после изучения силы трения я предлагаю детям написать сочинение на тему: «Что я буду кричать: «Ура» или «Караул», — если исчезнет сила трения?»

Кто-то пишет сказку про удивительный сон, кто-то — научно-фантастический рассказ, а одна девочка даже написала стихотворение:

«Если бы не было силы трения,
Все было бы в мире иначе…
С горки на санках ехали бы весь день,
Пока не налетели б на плетень.
Все валилось бы из наших рук —
Сколько бы было от этого мук!
Нельзя было бы собрать кастрюль и блюд,
А в квартире мог бы заблудиться и верблюд.
Полетели бы гвозди, болты и винты со стены,
И не было бы тут силы трения вины.
В гололед не посыпали бы тротуары песком,
Мы лежали бы на льду вверх животом.
Вихрь кружился бы, не прекращаясь,
Звук не умолкал бы, не кончаясь.
Автомобиль при торможении
Останавливает ведь тоже сила трения.
И движение он начинает —
Это ему она помогает».

Может быть, кто-то скажет ничего особенного, а я вот в этих четырех четверостишиях насчитала девять разных примеров проявления силы трения.

Игры

«Верю — не верю»

Подходит для проверки домашнего задания и закрепления нового материала.

Учитель произносит какую-либо фразу, например «Самолет, летящий на высоте две тысяч метров обладает только запасом Ер».

Если ученики согласны с высказыванием, они поднимают правую руку, если же нет, то левую. Кто знает материал, как правило сразу поднимает руку, кто нет — смотрит на других. Учитель сразу получает представление о том, кто по-настоящему готов к уроку.

«Домино»

Пригодится, чтобы нестандартно обобщить тему урока.

Учитель готовит три одинаковых комплекта карточек, которые отличаются только цветом. Каждая карточка делится на две части. В левой половине записывается концовка одной фразы, а справа  — начало следующей. В игре участвуют три команды — по рядам. Каждому ряду учитель раздает комплект своего цвета.

Игра начинается с карточки «пустое поле+какая-то фраза». Ученик, у которого оказывается ее продолжение, поднимает руку и зачитывает содержание своей карточки. Если это правильно, то карточку прикрепляют к доске. Затем зачитывают следующий вопрос, и так далее — пока не появится карточка «фраза+пустое поле». После этого учите всю цепочку фраз и определяет, какая команда победила — дала больше всего верных ответов. Благодаря тому, что у каждого ряда были карточки своего цвета, это делается очень быстро.

«Кубик-экзаменатор»

Подойдет для работы с учеником-ворчуном, который жалуется ему задали самый трудный вопрос. 

На каждой грани бумажного кубика учитель пишет вопрос. Ученик бросает его и отвечает на тот, который ему выпал. В этом случае ребенок уже не сможет пенять на учителя — только на удачу.

«Морской бой»

Подходит для проверки домашнего задания. Можно использовать как нестандартный способ тестирования.   

Два ученика получают по игровому полю и пять карточек с вопросами. Каждому ответу соответствует своя координата. Если игрок неправильно отвечает на вопрос, то названная им координата придется на пустую клетку. Если правильно — координата укажет местонахождение корабля противника. По окончании игры учителю достаточно подсчитать количество крестиков, чтобы определить сколько правильных ответов дали ученики. Рассмотреть ошибки можно в индивидуальном порядке на перемене.


Источник