Памяти вехи победные

Месячник, посвящённый Победе нашей страны в Великой Отечественной войне


Пономарёва Надежда Александровна, воспитатель; Созонова Елена Ильинична, старшая вожатая
Казённое учреждение Удмуртской Республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Нылгинский детский дом» (с. Нылга, Увинский район, Удмуртская Республика)


Участники: воспитанники 8-18 лет, педагоги и гости детского дома.

Цель: организация и проведение мероприятий, способствующих сохранению памяти о Великой Отечественной войне.

Задачи:

  • пополнять знания детей о событиях Великой Отечественной войны;
  • содействовать развитию интереса у воспитанников к героическому прошлому нашей страны;
  • воспитывать гордость за подвиги советских людей во время Великой Отечественной войны;
  • способствовать формированию гражданственности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
  • формировать чёткое представление о зле, которое несут война и фашизм; учить ценить мир;
  • знакомить детей с героями-земляками, с историей их подвигов;
  • развивать и поддерживать у воспитанников желание чтить традиции празднования Дня Победы и других памятных дат нашей страны.

Формы, методы, приёмы: мастер-класс, лекторий, литературно-музыкальная композиция, викторина, беседа, выставка книг, выставка-конкурс рисунков, устный журнал, экспозиция, смотр песни и строя; рассказ, демонстрация, декламация, презентация, разыгрывание сценок.

Большое значение имеет личная заинтересованность взрослых, вовлечение к подготовке и проведению мероприятий воспитанников.

Оборудование, материалы: проектор, компьютер, акустическая система, фото-видеокамера, демонстрационные материалы, костюмы, материалы и инструменты для практической работы, свечи, выставочные материалы.

 

В настоящее время очень остро стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Современные дети и молодые люди мало знают о событиях Великой Отечественной войны и о подвигах нашего народа в этой войне. А у воспитанников детских домов эта проблема стоит ещё острее, так как чаще всего в детский дом поступают дети из неблагополучных семей, зачастую ведущих асоциальный образ жизни. Поэтому мы, педагоги детского дома, считаем необходимым уделять больше внимания теме патриотизма.

«Памяти вехи победные» – это цикл мероприятий, способствующих сохранению памяти о Великой Отечественной войне, проводимых в течение месяца в преддверии Дня Победы. Месячник «Памяти вехи победные» мы провели в нашем детском доме в 2019 году.

Работу целесообразно осуществлять в несколько этапов:

  • подготовительный (создание творческой группы из числа педагогов и старших воспитанников, которая составляет план месячника; распределение тем мероприятий среди педагогов детского дома; подготовка материалов для работы ответственными за каждое мероприятие);
  • основной (проведение мероприятий в соответствии с планом);
  • заключительный (подведение итогов и поощрение активных участников, фотоотчёт, освещение проведения месячника на сайте детского дома и в социальной сети, систематизация методических материалов).

 

План месячника «Памяти вехи победные»

 

 

 Дата проведения  Форма и тема мероприятия
1 8 апреля, понедельник ЛИНЕЙКА
«Вахта памяти-2019»
2 с 8 апреля по 12 апреля ОФОРМЛЕНИЕ ЭКСПОЗИЦИИ
«Мы помним! Мы гордимся!»
3 в течение месяца КОНКУРС-ВЫСТАВКА РИСУНКОВ
«Хочешь мира, помни о войне»
4 9 апреля,
вторник
БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЧАС
«История образования детского дома»
5 в течение месяца КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА
«О героях былых времен»
6 10 апреля,
среда
МАСТЕР- КЛАСС
«Значок «Я помню! Я горжусь!»
7 11 апреля,
четверг
ЛЕКТОРИЙ
«Долгие версты войны. Эшелон великих сражений»
8 15 апреля,
понедельник
БЕСЕДА
«Брестская крепость»
9 16 апреля,
вторник
БЕСЕДА
«Жизнь и подвиг Алексея Маресьева»
10 17 апреля,
среда
ЖИВАЯ ГАЗЕТА
«Невоспетые герои войны. Боевые друзья – животные»
11 18 апреля,
четверг
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
«Блокада Ленинграда»
12 19 апреля,
пятница
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ
«Броня крепка и танки наши быстры»
13 22 апреля,
понедельник
ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ
«Города-герои»
14 23 апреля,
вторник
БЕСЕДА
«Дети – герои войны»
15 24 апреля,
среда
БЕСЕДА
«Знамя Победы»
16 25 апреля,
четверг
ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
«Удмуртия в годы Великой Отечественной войны»
17 26 апреля,
пятница
УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
«Свеча памяти»
18 29 апреля,
понедельник
БЕСЕДА-РАЗМЫШЛЕНИЕ
«Концлагерь – место зла и бесчеловечности»
19 30 апреля,
вторник
БЕСЕДА С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАКТИКУМА
«Солдатские письма — тоже святыня,
с нами, с живыми, они говорят»
20 2 мая,
четверг
ВИКТОРИНА
«Память, память, за собою позови!»
21 3 мая,
пятница
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«Память поколений»
22 7 мая,
вторник
СМОТР ПЕСНИ И СТРОЯ
23 9 мая,
четверг
УЧАСТИЕ В МИТИНГЕ СЕЛА

 

Мастер-класс «Я помню! Я горжусь!»

ЦЕЛЬ: изготовление значка из георгиевской ленты к Празднику Победы.

ЗАДАЧИ:
— напомнить воспитанникам о значении георгиевской ленты как символа памяти о военных годах;
— способствовать формированию чувства гордости за боевое прошлое нашей страны, чувства своей причастности к памяти о годах Великой Отечественной войны через изготовление и ношение значка;
— развивать умение работать в коллективе;
— прививать эстетический вкус.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ножницы, клей «Титан», простые карандаши,
  • отрезки георгиевской ленты 2,5х11 см,
  • кружок чёрного фетра D – 3 см,
  • булавки длиной 2-2,5 см, иглы для шитья,
  • нитки для шитья №40 чёрного цвета,
  • открытки с надписью «Я помню! Я горжусь!» D – 4 см,
  • материал для декора значков.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. https://www.livemaster.ru/topic/1199175-tvorim-s-detmi-delaem-krasivye-broshi-ko-dnyu-pobedy
  2. https://www.stihi.ru/

 

Память – бесценный человеческий дар. Она ограждает нас от малодушия и жестокости. Мы знаем историю своей страны, гордимся своим народом, его подвигом. Россия была, есть и будет великой страной со своим героическим прошлым.

Чтец 1:
Георгиевская лента – и порох, и огонь,
И горечь слёз, и радость от победы.
Не просто гордый символ, а шёлковый погон,
За добрый мир, что нам добыли деды.

Чтец 2:
Георгиевская лента – как выживший цветок,
Что видел злом загубленное детство,
Сожжённые селенья, руин смертельный смог…
Не просто символ – памяти наследство.

Чтец 1:
Георгиевская лента – двухцвет простых полос –
На фронтовых дорогах кровь и пламя,
И жизней эшелоны, ушедших под откос…
И злом исполосованное знамя.

Чтец 2:
Георгиевская лента – и порох, и огонь,
И скорбь души, и солнце жизни новой.
Узор двухцветных линий – истории ладонь,
Судьбы орнамент… Памятное слово.

(Натали Самоний)

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Рассмотрите, из каких элементов состоит изделие.

2. Приготовьте для работы: отрезок георгиевской ленты длиной 11 см с заранее оплавленными концами, кружок чёрного фетра, открытку, булавку, цветок для декора, иголку с ниткой. Ещё понадобятся ножницы и клей «Титан».

3. Перед тем как начать работу, вспомним технику безопасности: ножницы передавать острыми концами вперёд; иглу в рот не брать и всегда втыкать в игольницу; клеем пользоваться аккуратно; следить за порядком на рабочем месте (чтобы не было лишних вещей); быть внимательными и вежливыми друг с другом.

4. Работу выполняем по плану:

  • ленту взять вертикально, завести верхний конец назад и закрепить ниткой примерно на середине вертикального края ленты (получается похоже на единичку), работу пока отложить;
  • примерить булавку на себя (как удобнее будет закреплять), пришить на кружок фетра, хорошо закрепив у головки булавки и спиральки, чтобы булавка держалась крепко;
  • намазать обратную сторону фетра клеем и приклеить на обратную сторону ленты, закрепив по периметру круга швом «вперёд иголку», сделать закрепляющий узелок, нить обрезать;
  • примерить открытку на лицевой стороне ленты, намазав поверхность открытки клеем, приклеить её к ленте;
  • примерив, пришить цветок.

Работа завершена.


 

Устный журнал «Память поколений»

ЦЕЛЬ: формирование у воспитанников желания чтить традиции празднования Дня Победы.

ЗАДАЧИ:
— пополнять знания детей о символах Победы;
— вызвать у воспитанников чувство гордости за фронтовые и трудовые подвиги сотрудников детского дома – участников Великой Отечественной войны;
— воспитывать осознанное чувство необходимости знать и помнить историю своей Родины.

ОБОРУДОВАНИЕ И ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ:

  • компьютер, проектор;
  • презентация «Память поколений»;

Память поколений

  • видеоролик к стихотворению Р. Рождественского «Помните»;
  • видеоролик к песне «Мой старый дед говорил мне – помни!».

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. А.С. Фролов. День Победы. Сценарии, песни, стихи, фронтовые пословицы. – М.: Центр педагогического образования, 2007.
  2. Материалы музейной комнаты детского дома.
  3. https://www.stihi.ru/2019/02/11/9710
  4. https://yandex.ru/video/preview?filmId=9644745718028244317
  5. https://yandex.ru/video/search?text

 

Ведущий: (Слайд 1) Есть в жизни события, над которыми не властно время, они навсегда останутся в памяти человечества. О них пишут книги, сочиняют песни и стихи. Главное – о них помнят. Эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть тем или иным событиям. Именно таким событием стала Великая Отечественная война.

Я предлагаю вам, ребята, пролистать несколько страниц нашего устного журнала «Память поколений».

(Рассказ сопровождается презентацией «Память поколений»)

  • Страница первая – «Символы Победы»

Ведущий: (Слайд 2) Да, война постепенно уходит в прошлое, становится лишь страницей истории. Но благодарная память потомков не должна угасать. 9 Мая по всей нашей огромной стране люди пойдут к тем местам, где можно поклониться бесстрашным солдатам, защищавшим нашу Родину во время Великой Отечественной войны, туда, где установлены символы Победы.

(Слайд 3) Скажите, пожалуйста, а какие вы знаете символы Победы?

Дети дают ответы: Могила Неизвестного Солдата, скульптура «Родина-мать зовёт!», танк «Т-34», реактивная установка «Катюша», орден «Победа», письма с фронта (письмо-треугольник), Знамя Победы, Вечный огонь, георгиевская лента, плакат «Родина-мать зовёт!», монумент «Воин-освободитель», песня «Священная война», георгиевская свеча памяти…

(Слайд4) Самым уникальным и популярным символом является георгиевская лента.

Что означают цвета георгиевской ленты? Два цвета – жёлтый и чёрный – символизируют мужество и доблесть, отражают пламя огня и цвет пороха.

Георгиевская лента стала традиционным атрибутом праздника Победы – 9 Мая. На всех открытках, плакатах и картинках, посвященных Великой Победе, изображена именно георгиевская лента.

В преддверии праздника проводится акция памяти, в ходе которой все желающие прикрепляют к одежде георгиевские ленты в знак уважения к подвигу ветеранов Великой Отечественной войны. Девиз такой акции: «Я помню! Я горжусь!».

Хочу обратить ваше внимание на то, где нужно носить георгиевскую ленту: только на одежде, приколотую слева.

(Слайд 5) Следующий символ, о котором я хочу рассказать – Могила Неизвестного Солдата. В 1966 году Николай Егорычев предложил создать памятник, посвященный всем павшим во время Великой Отечественной. Так появился мемориал «Могила Неизвестного Солдата». На его надгробной плите установлена бронзовая композиция — солдатская каска и лавровая ветвь, лежащие на боевом знамени, которое немного приспущено. Перед плитой расположены пятиконечная звезда, в середине которой горит Вечный огонь, и надпись: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен».

(Слайд 6) Вечный огонь является обязательным атрибутом воинских памятников и мемориалов, являясь символом памяти о подвиге погибших солдат, отдавших жизнь во имя спасения Родины. У Вечного огня всегда стоит почетный караул, его называют – Пост №1.

Впервые Вечный огонь славы зажгли не в Москве, а в маленьком посёлке Первомайском под Тулой, у памятника героям, павшим в Великой Отечественной войне. В Москве же сегодня Вечный огонь горит в трёх местах: у Кремлёвской стены, на Могиле Неизвестного Солдата и на Поклонной горе. (Слайды 7-16)

  • Страница вторая – «Сотрудники детского дома – участники войны»

Ведущий: (Слайд 17) Среди сотрудников детского дома есть три участника Великой Отечественной войны: Денисов Николай Сергеевич, Хмелевский Эдуард Назарович, Караваев Илья Федорович.

1 ребёнок: (Слайды 18-19)  Хмелевский Эдуард Назарович (1919-1986)

Хмелевский Эдуард Назарович (1919-1986). Фото 1942 года.

Родился Эдуард Назарович на Украине. После окончания семилетки в 1933 году поступил учиться в сельскохозяйственный техникум.

В 1938 году призван на службу в армию. Эдуарда Назаровича направили механиком на надводный корабль Черноморского флота. Подходил к концу третий год службы на корабле, и вот 22 июня 1941 года объявлена боевая тревога – корабль бомбили фашистские самолёты. Так с первого дня началась война для Эдуарда Назаровича.

Воевать пришлось не только в море на корабле, но и на суше, где Эдуард Назарович был механиком-водителем танка. Это случилось после гибели под фашистскими бомбами его корабля. Экипаж был расформирован. Э.Н. Хмелевского направили в танковые части под Сталинград. В одном из боёв летом 1943 года в башню танка Хмелевского попал вражеский снаряд. После страшного взрыва уцелел только Эдуард Назарович.

Эдуард Назарович — ветеран Великой Отечественной войны

2 ребёнок: Ранение в голову было настолько тяжёлым, что о возвращении в строй не могло быть и речи. Дальнейшая его жизнь проходила в полной темноте из-за поражения органов зрения. Полтора года в госпитале, в марте 1944 года выписка из госпиталя. Домой на Украину нельзя, там ещё идут боевые действия. Тогда его жена Шура, с которой Эдуард Назарович познакомился в госпитале, привезла его на свою родину.

Так Хмелевский попал в Удмуртию, в село Нылга. Его пригласили работать в школу учителем математики, но слепота и тут дала о себе знать. Решил попробовать себя в музыке, стал вести кружок в детском доме. Занимался с эвакуированными детьми и местными сиротами. Под его руководством в Нылге появился хор, а потом инструментальный и духовой оркестры. Эти музыкальные коллективы заработали любовь и признание и в районе, и в республике.

Любовь детей к нему были беспредельны. Несколько детей-сирот, получая паспорт, изъявили желание взять его фамилию и отчество.

А ещё Эдуард Назарович сочинял песни. Одна из них – гимн нашего детского дома «Над рекою над Нылгинкою туман». Его сын Виктор подарил нашему селу «Гимн Нылги».

В 1975 году Эдуард Назарович решил вернуться на родину. И там он не оставил своё любимое дело, в городе Умань им был создан хор ветеранов, который стал гордостью города.

Школьный ансамбль под руководством Э.Н. Хмелевского. Село Нылга, 1980-е годы.

Школьный вокально-инструментальный ансамбль под руководством Э.Н. Хмелевского. Село Нылга.

3 ребёнок: (Слайд 20)  Денисов Николай Сергеевич (1924-1987)

На долю Денисова Николая Сергеевича в годы войны выпала нелёгкая работа: его военная специальность – сапёр. За время участия в боевых действиях был дважды ранен.

Из воспоминаний Николая Сергеевича: «Наши войска с тяжёлыми кровопролитными боями метр за метром, километр за километром двигаются на запад, очищая нашу землю от врага. И тут самое опасное достаётся на долю сапёров. Они ползут впереди всех, чтобы обезвредить мины, которые оставляет враг.

В боях под Смоленском зимой 1942 года послали в разведку. Ночью пошли семь человек. На опушке леса заметили блиндаж и часового. Его бесшумно уничтожили, а в землянке находились девять человек. Троих взяли в плен, в том числе немецкого фельдфебеля.

4 ребёнок: В боях под Новосокольниками Псковской области снова пошли в разведку. Зима, мороз, ночь! Снова вперёд идут сапёры. Я кусочком проволоки (миноискателей ещё не было) прощупываю каждый метр снега, под которым смертельные мины. Вот раздаётся взрыв, и моя нога полетела в воздух. Чуть остановлена кровь, проведена операция. Меня вместе с другими ранеными грузят в товарный вагон для отправки в тыловой госпиталь.

Наш состав прошёл 900 км на запад и на станции Осташково встал. Зимняя ночь, в вагонах холодно, а поезд стоит, как будто чего-то ждёт. В воздухе послышался гул моторов, и через минуту вдоль всего состава рвутся снаряды. Рядом вагон взорвался и горит. Ещё минута – и горит уже весь состав. Больной без ноги я очутился возле вагона и пополз в одной шинели по глубокому снегу дальше и дальше от взрывов и пожарища. После длительного лечения в госпитале я был демобилизован, вернулся в Удмуртию».

5 ребёнок: Победу Николай Сергеевич встретил дома в Сям-Можге. После войны закончил Понинское педучилище по специальности «Русский язык и литература». В Нылгу приехал в 1963 году, начал работать в детском доме воспитателем. Дети любили и уважали Николая Сергеевича – он был строг, справедлив и требователен, в то же время был человеком весёлым и хорошим рассказчиком. Под его руководством воспитанниками посажена берёзовая аллея, которая радует нас и поныне.

6 ребёнок: (Слайд 21)  Караваев Илья Фёдорович (1920-2005)

В детском доме Илья Фёдорович начал работать с 1978 года сторожем. Его помнят как трудолюбивого ответственного сотрудника. Часто Илью Фёдоровича можно было видеть пришивающим вешалки на ребячьи пальтишки, он всегда носил шапку-ушанку, за околышем которой имелась игла с намотанной на неё ниткой.

В настоящее время у нас в детском доме работает его дочь Созонова Елена Ильинична, ей предоставляется слово.

Е.И. Созонова: Мой отец родился в деревне Валамаз Глазовского района. Когда началась война, он находился на службе в армии, оттуда и был отправлен на фронт, воевал в составе 200-го стрелкового полка стрелком. Дошёл до Болгарии. По его словам, хотел там остаться, потому что встретил девушку и мечтал жениться, но не разрешили.

Он много рассказывал о войне, как это страшно, что значит, если недалеко от тебя разорвалась бомба, когда отрываются каблуки и подошвы сапог. Да что сапоги, если людей разрывает на части. Как это быть пленным, как бежать из плена. Что такое «каменный мешок», а что такое голод – рассказать невозможно. Во время боевых действий получил ранение в правый глаз. После демобилизации вернулся домой в опустевшую деревню.

Я очень сожалею, что плохо его слушала, когда он заводил разговор о том страшном времени, и помню совсем немного. Сейчас его уже нет, и с каждым днём становится всё меньше живых свидетелей Великой Отечественной войны, поэтому хотя бы раз в год нам нужно говорить о героях, слушать и запоминать всё, что рассказывают люди об этой войне, чтобы передавать память о ней следующим поколениям.

  • Страница третья – «Свеча памяти»

Ведущий: (Слайд 22) 9 Мая в разных городах и сёлах будут зажжены сотни свечей – Свечей Памяти. «Свеча памяти» – это международная акция, участники которой с 2009 года ежегодно накануне Дня памяти и скорби 22 июня, Дня Победы 9 мая и в другие памятные дни зажигают свечи в честь тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину, кто умер от мучений и пыток в фашистских лагерях, кто сгорел в газовых камерах или взорвался на снарядах, кто бросался под танки и своим телом защищал от обстрела детей и стариков.

Демонстрация видеозаписи стихотворения «Помните» Роберта Рождественского.

Во многих городах в эти дни около мемориалов и памятников собираются люди, чтобы минутой молчания почтить память защитников Отечества. Я предлагаю, и нам присоединиться к акции памяти и зажечь свечи.

Пускай огонь свечи как символ веры
Горит о тех, кто предан был без меры,
Кто голову сложил за мир земной…
Зажжем свечу за вечный их покой.

В исполнении воспитанницы звучит песня «Мой старый дед говорил мне» (музыка и слова Н. Устюжаниной).

Ведущий: (Слайд 23) Прошу приступить к церемонии зажжения свечей.

Друг за другом выходят чтецы: каждый сначала зажигает свечу от большой свечи, читает четверостишие и отходит в сторону. Затем присутствующие поочередно подходят к большой свече, зажигают свои свечи.

Чтец 1:
Зажги свечу ты в память о погибших!
Огонь святой вдруг память оживит…
И вспомнишь ты людей, так жизнь любивших…
Их только память наша воскресит!

Чтец 2:
Зажги свечу ты в память о погибших!
За тех, кто жизнь свою не пощадил.
За тех, кто пал, за них – недолюбивших,
Кто от беды и слёз людей собой прикрыл.

Чтец 3:
Зажги свечу ты в память о погибших!
И пламя нашу память обожжёт…
Глаза солдат вдруг, как в кино, оживших,
Рванувшихся в последний раз вперёд.

Чтец 4:
И ты солдат, тех павших, подвиг вспомни –
И в сердце береги – не забывай!
Зажги свечу ты в память о погибших!
В душе зажги и никогда не задувай!

(Игорь Михалевич)

Ведущий: (Слайд 24) В память о тех, кто сложил головы на фронтах Великой Отечественной войны, и всех тех, кто ушёл от нас, не дожив до Победы, объявляется минута молчания.

Минута молчания.

Прошли десятилетия, пройдут века, десятки веков, а она, всеобъемлющая народная память, будет так же свежа, как свежи неувядающие цветы на братских могилах, и так же вечна, как вечен огонь, зажжённый Родиной у подножья обелиска, венчающего воинскую славу её известных и неизвестных солдат, её верных и доблестных защитников.

Чтец:

В наших душах человечьих
Есть один простой секрет:
В нас горят святые свечи,
Излучая тонкий свет.

Три свечи: свеча Надежды,
Веры, и свеча Любви.
Три огня святых и грешных
Освещают изнутри.

И пока огонь не гаснет –
Память наша будет жить,
Будет мир и будет счастье –
Всё, чем нужно дорожить!

(«Свечи», Юрий Гарин)

Ведущий: Спасибо за внимание.


 

Литературно-музыкальная композиция «Удмуртия во время Великой Отечественной войны: подвиг земляков»

ЦЕЛЬ: углубление знаний воспитанников о вкладе Удмуртии и удмуртского народа в Победу в Великой Отечественной войне.

ЗАДАЧИ:
— дать понятие «тыл»;
— показать значимость нашей республики как одной из важнейших тыловых баз во время войны;
— рассказать о земляках-героях – участниках Великой Отечественной войны;
— воспитывать уважительное отношение к истории Удмуртии и нашей страны.

ОБОРУДОВАНИЕ, АУДИО- и ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ:

  • компьютер, проектор, акустическая система;
  • презентация «Удмуртия в ВОВ»;

УДМУРТИЯ во время ВОВ

 

  • видеоролик «В.К. Пислегин – приезд на родину»;

И.П. Речич

 

  • аудиозапись фрагмента песни «А он не вернулся из боя» в исполнении В. Высоцкого;
  • аудиозапись голоса Б. Левитана о начале войны.

РЕКВИЗИТ: костюмы (гимнастёрки, пилотки, старый пиджак для деда), сумка медсестры, газета, книга.

ЛИТЕРАТУРА И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. Великой славы светлая память: посвящ. Году рос. истории и Году оружейной славы Удмуртии / Н.С. Кузнецов (науч. консультанты Г.И. Сабуров, А.А. Тронин). – Ижевск: Известия Удмурт. Респ., 2012.
  2. Удмуртия в Великой Отечественной войне. // Сборник документов. – Ижевск: «Удмуртия», 1974.
  3. https://ru.wikipedia.org/
  4. http://izdania.unatlib.ru/
  5. https://elibrary.unatlib.ru/
  6. http://litsait.ru/

 

В комнате сидят дед и маленькая девочка. Дедушка читает газету, внучка рассматривает книжку.

(Презентация «Удмуртия в ВОВ». Слайд 1.)

Внучка: Деда, а что такое воевать?

Дед: (тяжело вздохнув) Воевать – это самое сложное испытание для человека. Война – это боль, холод, голод, смерть… (задумался)

Внучка: (вновь смотрит в книжку, встретив новое слово, спрашивает) Дед, а что такое тыл? Деда, ну расскажи, расскажи…

Дед и внучка замирают, звучит голос Левитана о начале войны. (Слайд 2)

Ведущий: (Слайд 3) Народ ответил на призыв советского правительства беспрерывным потоком заявлений с просьбой добровольно взять в ряды Красной Армии. Удмуртский народ вместе со всей страной немедленно поднялся на защиту своей Родины.

(Слайд 4) Только за первый день в городе Ижевске было подано 1997 заявлений, в Сарапуле – 600 заявлений, в Глазове – 292, в посёлке Ува – 586 заявлений.

(Слайд 5) Было сформировано два партизанских отряда, общей численностью 68 человек.

(Слайд 6) Более 364 тысяч своих сынов и дочерей отправила Удмуртия на борьбу с вероломным врагом.

(Слайд 7) Маленькая Удмуртия стала одной из важных тыловых баз. Что же такое тыл? (Территория воюющей страны позади фронта, где не идут военные действия.)

(Слайд 8) Люди без устали трудились, чтобы фронт получал вооружение, продукты питания и обмундирование.

(Слайды 9-10) Вот отрывок из статьи «Тёплые вещи – бойцам Красной Армии», напечатанной в газете «Удмуртская правда» от 11 октября 1941 года: «Трудящиеся Нылгинского района собрали для бойцов Красной Армии 1061 овчину, 1377 кг шерсти, 104 пары валенок, 542 пары варежек, 269 пар носков и другие вещи. Местная артель инвалидов открыла мастерскую по обработке собранных овчин. Мастерская уже обработала 726 овчин. Портновская мастерская этой же артели приступила к пошиву полушубков». Кроме того, на фронт было отправлено 80 вагонов продовольственных посылок.

(Слайд 11) С первых дней войны республика стала резко увеличивать производство стрелкового оружия, чтобы обеспечить армию винтовками, карабинами, авиапушками, пулемётами, противотанковыми ружьями, пистолетами. В Удмуртию было эвакуировано около сорока предприятий.

(Слайды 12-13) Вместо ушедших на фронт мужчин к станкам встали женщины и дети. Женщины овладели мужскими профессиями, а 14-15-летние подростки трудились наравне с взрослыми. На заводах стали организовываться стахановские вахты, то есть, люди трудились и днём, и ночью.

(Слайд 14) Удмуртия принимала эвакуированных детей и раненных солдат из зоны боевых действий. В Увинском районе было открыто несколько госпиталей, в которые поступило 38 тысяч раненных и больных солдат, и семь детских домов, в том числе и наш детский дом. Тяжело было всем: и воинам на фронте, и тем, кто сражался на территории, захваченной врагом, – партизанам и подпольщикам, и тем, кто трудился в тылу.

(Слайды 15-16) В 1941 году на полях республики развернулась настоящая битва за хлеб. Она осложнялась тем, что большая часть техники и лошадей были направлены на фронт, а большинство трудоспособного населения направлялись на строительство оборонных сооружений, торфоразработки.

(Слайды 17-18) Настоящим трудовым подвигом жителей Удмуртии стало сооружение железной дороги Ижевск – Балезино протяженностью 146 километров. С 1942 по 1944 год, работая по 12 часов в сутки вручную, в основном женщины и дети строили дорогу, имеющую стратегическое значение. Кувалда, клин, лопата, носилки, тачка – вот и вся механизация. Особенно тяжело было зимой – чтобы отогреть землю для работы, жгли лес. Условия жизни и труда рабочих были очень тяжёлыми. Много людей тогда умерло от болезней и голода. Но работа не прекращалась ни днём, ни ночью. У каждого было одно желание – работать так, чтобы быстрее построить дорогу, которая так необходима Родине.

(Слайд 19) Наша маленькая республика заплатила за Победу тысячами жизней своих сыновей и дочерей. С войны не вернулась 131 тысяча наших земляков. 98 жителей Удмуртии удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Около 70 тысяч солдат и офицеров вернулись с фронта с боевыми наградами. А за трудовые подвиги около двух тысяч тружеников тыла были награждены орденами и медалями Советского Союза.

Ребёнок: (Слайд 20)
— Что есть в твоём сердце святого?
— Мой родимый единственный край.
— Что песнею славишь ты снова?
— Мой родимый единственный край.
— Кто в думах твоих беззаветных?
— Мой родимый единственный край.
— А что в твоих снах предрассветных?
— Мой родимый единственный край.
— Кому свою жизнь отдаёшь ты?
— Всё. Отчизне. И жизнь. И любовь.
(Флор Васильев)

Ведущий: У каждой войны есть свои герои…

Звучит фрагмент песни «А он не вернулся из боя» в исполнении В. Высоцкого. Во время звучания выходят шесть чтецов в военной одежде – каждый соответственно образу персонажа, о котором рассказывает; в руках держат зажжённые свечи, становятся спиной к зрителям. Рассказывая, поворачиваются к зрителям, потом снова отворачиваются.

Ведущий:(Слайд 21)  СИВКОВ Вадим Александрович (1925-1944)

Чтец 1: Я родился в Пермском крае, но школьные годы провёл в Ижевске – учился в школе №22. С самого начала войны хотел попасть на фронт, но мне это удалось только в начале 1944 года. К сожалению, ненадолго. В ночь с 14 на 15 марта 1944 года, следуя по маршруту полка, мой танк ворвался в село Явкино Николаевской области. Много маневрируя, нам удалось создать впечатление, что в село вошли около 10 танков. В итоге наш экипаж уничтожил более 100 гитлеровцев, разбил 12 бронетранспортеров, 3 орудия и раздавил 50 повозок. К полудню село было очищено от врага. На следующую ночь фашисты вернулись. Мой танк попал в противотанковый ров и, упёршись в его стену стволом башенного орудия, лишился возможности двигаться. Я и радист Пётр Крестьянинов забаррикадировались в танке и отстреливались до последнего патрона. Не желая сдаваться в плен, подожгли танк и взорвали себя гранатами.

Ведущий: Указом Президиума верховного Совета СССР 3 июня 1944 года Вадиму Сивкову присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно. Его именем с 5 марта 1970 года названа улица в Ижевске.

Ребёнок: (Слайд 22)
…Много вам пережить, перевидать досталось,
Только крепче та сила, что в бою закалялась,
Только крепче тот клич, что в бою подержался,
И бессмертен солдат, что погиб, но не сдался!
(Отряд «Поиск-1» шк. №8 г. Ижевска)

Ведущий: (Слайды 23-24)  КУНГУРЦЕВ Евгений Максимович (1921-2000)

Чтец 2: Я родился 3 октября 1921 года в Ижевске. В начале войны учился на лётчика в Балашовской военной школе. Несмотря на то, что я сильно рвался на фронт, отправили меня туда только в феврале 1943 года. Я воевал на Ленинградском фронте. Спасал от варварских обстрелов население Ленинграда в суровые дни блокады, фотографировал расположения немецких войск, добывал ценнейшие оперативные данные.

В июле 1944 года моё звено участвовало в налёте на вражеский аэродром. Преодолев сильнейший миномётный обстрел и отразив атаки фашистских истребителей, группа нанесла точный удар по цели. Штурмовики уничтожили десять и повредили пять вражеских самолётов, взорвали три склада с горючим, подавили три зенитные батареи, в воздухе сбили один «ФВ-190». Наши самолёты без потерь вернулись на свой аэродром.

К октябрю 1944 года я совершил 210 боевых вылетов, сбил лично и в группе шесть самолётов противника. В 1945 году, будучи тяжело раненым, попал в плен, бежал и вернулся в свою часть.

Ведущий: Евгений Кунгурцев участвовал в Параде Победы 24 июня 1945 года. Указом Президиума верховного Совета СССР 23 февраля 1945 года за боевые подвиги и проявленные мужество и отвагу Евгению Кунгурцеву присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». После победы продолжал службу в Военно-воздушных Силах СССР. С 1968 года – генерал-майор авиации в отставке. В городе Ижевске в сквере у Вечного огня установлен бронзовый бюст героя, а на стене лицея №22 установлена мемориальная доска. Именем Евгения Кунгурцева названы улицы в городах Воткинске и Ижевске.

Ребёнок: (Слайд 25)
Лети, моя песня, пари, как орёл,
Над нашей землёй, опалённой войною,
Над пеплом сожжённых фашистами сёл,
Над всей необъятной страною.
Лети, моя песня, и скорби полна,
Поведай, что нас не сломила война.
(Михаил Петров, перевод с удмуртского В. Семакина)

Ведущий: (Слайды 26-29)  БАРАМЗИНА Татьяна Николаевна (1919-1944)

Чтец 3: Я уроженка Глазова. Когда началась война, просилась на фронт, но мне отказали. Тогда я решила работать воспитателем в детском саду для эвакуированных. Одновременно я училась на курсах медсестёр, сдавала кровь для раненых солдат. В 1943 году меня зачислили в женскую снайперскую школу, и в 1944 году была направлена на 3-й Белорусский фронт. Из снайперской винтовки уничтожила 16 солдат противника, но вскоре у меня стало падать зрение. Демобилизоваться я отказалась и переучилась на телефонистку. В боях у деревни Малое Морозово под сильным артиллерийским огнём 22 и 23 июня 1944 года мне пришлось 14 раз восстанавливать порванную телефонную линию.

5 июля 1944 года я была направлена в тыл противника для захвата узла железной дороги. Но около деревни батальон наткнулся на противника, силы которого существенно превосходили наши силы. В завязавшемся бою я оказывала помощь раненым. Видя превосходство противника, я приказала раненым отступать в лес, а тем, кто не может – укрыться в блиндаже. Мы оказались в окружении. Целый час немцы не могли взять землянку. Отстреливаясь до последнего патрона, мы уничтожили 20 вражеских солдат. Захватив блиндаж, фашисты расстреляли раненых, а меня долго пытали, тело изрезали кинжалом, глаза выкололи, в живот воткнули штык, добили выстрелом в голову… Мне было 24 года.

Ведущий: Опознать Таню удалось только по остаткам её обмундирования и по волосам.

24 марта 1945 года за боевые подвиги и проявленные мужество и отвагу Татьяне Барамзиной присвоено звание Героя Советского Союза. 8 мая 1946 года улица Пролетарская, где выросла Татьяна, была названа её именем. На здании Пермского пединститута установлена мемориальная доска. В городах Глазове, Ижевске и на месте гибели Татьяны установлены памятники. Её именем названа школа №86 и спортивная детско-юношеская школа в Перми, названы улицы в Минске, Глазове, Ижевске, Перми, Подольске. Её имя увековечено на Мемориальной стеле Героям Советского Союза у Вечного огня в городе Ижевске.

Ребёнок: (Слайд 30)
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
(Юлия Друнина, 1943 г.)

Ведущий: (Слайды 31-33)  САБУРОВ Александр Николаевич (1908-1974)

Чтец 4: Я родился 8 августа 1908 года в деревне Ярушки бывшего Ижевского района (ныне Завьяловский район) в семье рабочего. Уже в 14 лет я начал трудиться подсобным рабочим на стройках Ижевска. Позднее стал заведующим хозяйством в колхозе, потом председателем сельского совета в Ижевском районе. В 1931 году был призван на службу в армию. После демобилизации в 1933 году меня выдвинули на работу в Житомирскую область Украины. А с 1938 года работал в органах НКВД.

25 июня 1941 года назначен комиссаром 4-го батальона особого назначения войск НКВД. Батальон занял позиции у города Ирпень. При отступлении из Киева 21 сентября подразделение попало в окружение и было разбито. В попытке прорыва в живых осталось шесть человек.

19 октября 1941 года я возглавил партизанский отряд из четырёх бойцов и пяти командиров разбитых частей Красной Армии. А уже в декабре в Орловской области объединил под своим командованием пять партизанских отрядов численностью 151 человек.

Мы прошли с боями семь тысяч километров по тылам врага и уничтожили более 36 тысяч солдат и офицеров противника, пустили под откос свыше 350 железнодорожных составов с боеприпасами и живой силой врага.

Ведущий: Александр Сабуров был талантливым стратегом и тактиком партизанской борьбы. В мае 1942 года он был удостоен звания Героя Советского Союза.

После освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков генерал-майор А.Н. Сабуров работал в органах МВД. Избирался депутатом Верховного Совета СССР трёх созывов. Автор книг «За линией фронта» (1955), «У друзей одни дороги», «Силы неисчислимые» (1967), «Отвоёванная весна» (1968).

В Удмуртии именем А. Сабурова названы две школы в Можге и в посёлке Первомайском под Ижевском.

В мае 2014 года в селе Завьялово по инициативе МВД Удмуртии открыт бюст Александра Сабурова. Ещё один памятник герою стоит на Украине в освобождённом им городе Овруч. Его имя носят улицы в городах Ижевске, Житомире, Киеве, Овруче, Чернигове.

Ребёнок: (Слайд 34)
Воздушный бой, мгновенья бесконечность.
Вираж, бросок и тет-а-тет с судьбой…
Вас уносило небо чаще в вечность,
Где нет могил в пустыне голубой.
Без показной и пафосной бравады
В смертельный отправлялись вы вояж.
И самой дорогой тогда наградой
Была звезда на тёплый фюзеляж.
(Воса Блок, 2014 г.)

Ведущий: (Слайды 35-36)  УЛЬЯНЕНКО Нина Захаровна (1923-2005)

Чтец 5: Я родилась 17 декабря 1923 года в городе Воткинске в семье рабочего. Окончив обучение в средней школе в 1940 году одновременно окончила Ижевский аэроклуб. Работала в детском саду, затем училась в Саратовском авиационном техникуме, работала на авиационном заводе. Впервые поднялась в воздух 11 апреля 1940 года.

Получив военную специальность «штурман» и воинское звание «сержант», с января 1942 года зачислена штурманом экипажа в 558-й авиационный полк лёгких ближних ночных бомбардировщиков. В 19 лет стала командиром звена. Я совершила более 900 успешных вылетов. Фашисты нас, девчонок-лётчиц, называли «ночными ведьмами». От берегов Волги до поверженного Берлина вела я свою машину, участвовала в освобождении Северного Кавказа, Крыма, Белоруссии, Польши, Восточной Пруссии.

Возвратившись к мирной жизни, окончила Удмуртский государственный педагогический институт и в течение многих лет преподавала историю в школах Воткинска. После выхода на заслуженный отдых жила в Ижевске.

Ведущий: За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии лейтенанту Уляненко Нине Захаровне присвоено звание Героя Советского Союза.

Нина Захаровна участник Парада Победы 24 июня 1945 года. 24 октября 1996 года она удостоена звания «Почётный гражданин Удмуртской Республики».

О своём пути Нина Захаровна рассказала в книге «Незабываемое». Её имя увековечено на Мемориальной стеле Героям Советского Союза у Вечного огня в городе Ижевске.

Ребёнок: (Слайд 37)
Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!
С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом…
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
(Юлия Друнина)

Ведущий: (Слайды 38-39)  ПУШИНА Феодора Андреевна (1922-1943)

Чтец 6: Я родилась 7 ноября 1922 года в деревне Тукмачи Якшур-Бодьинского района в крестьянской многодетной семье. Окончив в 1939 году семилетку, работала в колхозе. Затем обучилась в Ижевской фельдшерской школе.

5 апреля 1942 года меня призвали в армию. Закончив краткосрочные курсы медсестёр, в августе 1942 года была направлена военфельдшером в 520-й стрелковый полк 167-й Уральской стрелковой дивизии. Мой ратный путь прошёл через Сумскую, Черниговскую, Киевскую области, я участвовала в форсировании рек Десна и Днепр. В феврале 1943 года в боях у деревни Пузачи Курской области я вывела из-под огня противника 57 раненых бойцов и командиров, оказав им первую помощь. За это награждена орденом Красной Звезды.

В ноябре 1943 года наш полк вёл тяжёлые наступательные бои в Киеве, медчасть находилась в пригороде Святошино. Утром 6 ноября над селом появились фашистские бомбардировщики. От попадания бомбы здание госпиталя загорелось, вместе с врачами и санитарками я выносила из огня тех, кто не мог двигаться. Меня ранило, но я продолжала спасать других. В тот день я вынесла тридцать солдат и офицеров. Но у самой не хватило сил выбраться. В последний момент перед самым обрушением здания меня вынес из огня один боец. Я была в бессознательном состоянии, с сильным повреждением головы, со сплошными ожогами тела.

Ведущий: За мужество и отвагу лейтенанту медицинской службы Феодоре Андреевне Пушиной 10 января 1944 года посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Она похоронена на кладбище в селе Святошино, здесь же установлен памятник отважной санитарке.

Имя Ф. Пушиной увековечено на Мемориальной стеле Героям Советского Союза у Вечного огня в городе Ижевске. Памятники установлены возле Ижевского медицинского колледжа, носящего её имя, и в селе Якшур-Бодья. Её имя носят улица в Святошинском районе города Киева и школа в деревне Большие Ошворцы.

Ребёнок: (Слайд 40)
На носилках, около сарая,
На краю отбитого села,
Санитарка шепчет, умирая:
— Я ещё, ребята, не жила…
И бойцы вокруг неё толпятся
И не могут ей в глаза смотреть:
Восемнадцать – это восемнадцать,
Но ко всем неумолима смерть…
(Юлия Друнина)

Ведущий: (Слайды 41-42)  ПИСЛЕГИН Виктор Кузьмич (1920-1941)

Виктор Кузьмич Пислегин родился 20 апреля 1920 года в деревне Пуштовай Увинского района в семье крестьянина.

Демонстрируется видео «Биография В.К. Пислегина».

В мае 1940 года лейтенант Виктор Пислегин побывал у себя на родине. Состоялась встреча с односельчанами и писателями.

Демонстрируется видео «В.К. Пислегин. Приезд на родину»:

Имя Виктора Пислегина увековечено на Мемориальной стеле Героям Советского Союза у Вечного огня, на мемориальной доске на здании ОАО «Ростелеком» в Ижевске и на мемориальной доске в Сям-Можгинской школе Увинского района. Его именем названа улица в посёлке Ува, а на улице Карла Маркса 8 мая 1970 года был установлен памятник-бюст Герою. В 1947 году удмуртский драматург Игнатий Гаврилов опубликовал пьесу «Лейтенант Пислегин», посвящённую подвигу героя.

Ведущий: Слово предоставляется сотрудникам Нылгинской сельской библиотеки.

(Рассказ сопровождается презентацией «И.П. Речич»)

И.П. Речич

 

Библиотекарь: (Слайд 1) Много лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, но мы до сих пор храним в памяти подвиги тех людей, которые сражались на фронтах войны и победили. В России нет семьи, которой бы не коснулась война.

Наше село она тоже не обошла стороной. Из ушедших на фронт вернулись немногие. После войны в Нылгу со своей супругой приехал фронтовой врач-хирург Речич Игорь Петрович. С первых дней врачебной деятельности снискал он уважение и благодарность жителей села и всего Увинского района.

(Слайд 2) А родился Игорь Петрович 20 сентября 1920 года в Смоленской области в семье врача. Окончив школу, поступил в Ленинградский мединститут. В 1940 году перевёлся в Смоленский мединститут, поближе к дому, в 1941 году закончил четвёртый курс. После экзаменов 12 июля 1941 года был призван в ряды Красной Армии и направлен для службы в эвакуационный госпиталь №1151,  который обслуживал войска Западного фронта. После того как немцы были разбиты под Москвой, госпиталь был направлен на обслуживание раненых Ленинградского, а затем Прибалтийского фронтов, с которыми Игорь Петрович прошёл до конца войны.

В 1946 году приехал в город Ижевск, где в 1948 году окончил мединститут и был направлен хирургом в Нылгинскую районную больницу.

(Слайд 3) Все годы военного времени верным помощником, другом Игоря Петровича, была его жена Азимова Ольга Владимировна. Война проверяла их на верность и дружбу, любовь и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие…

(Слайд 4) Азимова Ольга Владимировна родилась 2 декабря 1914 года в Смоленской области в семье бедного крестьянина. С трудом родители сумели дать дочери семилетнее образование. В 1930 году поступила в Брянский медицинский техникум на акушерское отделение. 22 июня 1941 года была призвана в ряды Красной Армии и направлена операционной медсестрой в санитарный эвакогоспиталь №1151, затем переведена в санитарный эвакогоспиталь №3167, где проработала до дня расформирования госпиталя в ноябре 1945 года. Ассистировала более чем на пяти тысячах операций. Много занималась вопросами переливания крови. Было сделано более шести тысяч переливаний.

В 1943 году вышла замуж за Игоря Петровича Речича.

Не любила вспоминать о тех тяжёлых днях операционная сестра Азимова. Воспоминания Ольги Владимировны очень скупы.

«Мы с Игорем Петровичем непосредственного участия в боях с оружием в руках не принимали. Мы всю войну простояли над операционным столом. Госпиталь отступал, когда наши части отступали, и шёл вперед, когда наша армия наступала. Работали под бомбёжкой и обстрелом, но операционную не покидали. Мы видели только кровь и стоны, ампутированные конечности и разбитые черепа. Но самое страшное для нас было в Курске, когда после бомбёжки одного из детдомов привезли изувеченных детей. Большинство из них умирали на носилках, не дождавшись нашей помощи. Да, было всё: и радость побед, и горечь поражений».

Во время войны всю семью Ольги Владимировны расстреляли немцы под Смоленском. Её брат проживал в Америке, стал известным писателем-фантастом. Произведения Айзека Азимова широко известны во всём мире.

(Слайд 5) Ольга Владимировна отдала Нылгинской районной больнице пятьдесят лет своей жизни.

Вот что говорят земляки: Игорь Петрович не был уроженцем нашего села, но здесь он провел всю свою жизнь и оставил о себе добрую память. Поэтому мы, нылгинцы, считаем его своим, гордимся, что у нас в селе работал хирург с большой буквы. Долгие годы он возглавлял коллектив Нылгинской районной больницы.

Игорь Петрович серьёзно относился к своей работе. В семь утра он уже был на своём рабочем месте. Тихими неслышными шагами он проходил по коридору, проводил обход. Без его внимания не оставался ни один больной. Игорь Петрович был необыкновенным хирургом – хирургом «от бога». Он делал сложнейшие операции: трепанация черепа, кесарево сечение, внематочная беременность, прободные язвы желудка, различные ранения, аппендициты, грыжи, занимался травматологией. И всё это проводил в условиях сельской больницы, где не было ни настоящего наркоза, ни реанимации.

(Слайды 6-7) Под руководством Игоря Петровича вырос хороший коллектив добросовестных профессиональных медицинских работников. Многие из них трудятся и в настоящее время. Игорь Петрович воспитывал свой коллектив личным примером. Он был строг к себе и с других требовал того же.

(Слайд 8) Дети и внуки Игоря Петровича и Ольги Владимировны пошли по стопам родителей: сын Владимир живёт в городе Сарапул, работал главным врачом городской больницы. В его семье выросли две дочери, старшая работает акушером-гинекологом, а младшая – неврологом.

Из воспоминаний Павловой Лидии Петровны: «Я училась в школе вместе с сыном Игоря Петровича, Володей, и когда приехала после окончания медучилища в Нылгинскую больницу, Игорь Петрович никогда не называл меня Лидой, а всегда уважительно Лидия Петровна».

(Слайды 9-10) За добросовестный и многолетний труд, а также за участие в Великой Отечественной войне Игорь Петрович был награждён многими правительственными наградами. На здании Нылгинской участковой больницы установлена мемориальная доска в память о выдающемся человеке, заслуженном враче-хирурге Российской Федерации и Удмуртской Республики Речиче Игоре Петровиче.

Жизнь человека подобна звезде. Каждая звезда щедро льёт свой свет на окружающий мир. Такой звездой был для нас Игорь Петрович. Многие люди будут помнить его «золотые руки» и «золотое» сердце, вспоминать с большой благодарностью их непростой, но благородный труд.

Ведущий: (Слайд 43) Сколько их? Ушедших и не вернувшихся, вернувшихся ранеными, ставших сиротами. О каждом рассказать невозможно и невозможно не рассказать. Сколько раз мы с вами были в Уве и в Ижевске, ходили по улицам, носящим имена героев, и не задумывались, почему эти улицы так названы. Наша страна большая, но ведь большое всегда сложено из малого. Так и наша маленькая Удмуртия является важной частью России. И своих героев мы должны знать, гордиться ими, помнить и равняться на них.


 

Фотоотчёт по Месячнику «Памяти вехи победные»


 

Конкурс эссе, посвящённый Дню Победы, среди воспитанников детских домов

Цель: воспитание патриотизма у подростков.

Задачи:
— содействовать развитию интереса у воспитанников к героическому прошлому нашей страны;
— воспитывать гордость за подвиги своих предков во время Великой Отечественной войны;
способствовать выявлению и развитию творческих способностей у воспитанников;
формировать предметные и содержательные связи между детьми, родителями, дедушками, бабушками в процессе творческой деятельности.

Формы, методы, приёмы: интервьюирование, поиск информации на интернет-сайтах, анализ и систематизация собранных материалов, работа в Word.

Используемые ресурсы:

  1. Информация, полученная из бесед с родственниками (бабушка, тётя)
  2. https://obd-memorial.ru/html/
  3. www.podvignaroda.mil.ru

Соколова София, 16 лет, 10 класс. Руководитель: Созонова Елена Ильинична, старшая вожатая КУ УР для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Нылгинский детский дом»

Эссе «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»

За окном весна, май радует нас буйством красок, теплом, ароматом сирени и черёмухи. Но больше всего май ассоциируется с великим праздником для нашей страны – праздником Победы над фашизмом.

Много лет прошло с тех пор, но события Великой Отечественной войны волновали и будут волновать людей.

Страшная война горькими слезами вошла в каждый дом, не обошла стороной и судьбу моего прадедушки Вотинцева Николая Владимировича.

Когда у нас в детском доме проходил месячник «Памяти вехи победные», мы говорили о символах Победы, таких как: знамя, Вечный огонь, георгиевская лента, фронтовые письма, гвоздика, свеча памяти и других, о городах-героях. Но самое главное, мы говорили о людях, благодаря которым живём сейчас. Именно они защищали нашу Родину и дали нам чистое небо над головой.

Воспитатели нам рассказывали про своих отцов и дедов, и тогда я задалась вопросом: а что я знаю о своей семье? Мне стало интересно, и я решила узнать, кем был мой прадед, как складывалась его судьба. В голове было столько вопросов!.. Оказывается, мы, его правнуки, о нём вообще ничего не знаем… Своей дочери, моей бабушке, отец о войне рассказывал совсем мало, поэтому она смогла вспомнить только то, что прадед был ранен в руку, долго лежал в госпитале, затем руку ампутировали.

Я начала усиленно искать информацию. Вот что я узнала. Мой прадедушка Вотинцев Николай Владимирович родился 21 ноября 1924 года в деревне Чибирь-Зинья Селтинского района. На фронт он был призван 24 октября 1942 года Ждановским РВК г. Ижевска, Удмуртской АССР, в звании красноармеец, в составе 556 сп 169 гв. сд 63А.

Вот выписка из Наградного листа: «Красноармеец Вотинцев Николай Владимирович участвовал в боях против немецких захватчиков <…> на Брянском фронте <…> с 8 августа по 5 сентября 1943 года, <…> несмотря на сильный огонь противника, за своевременное выполнение приказа командира роты <…> 29 августа 1943 г. тов. Вотинцев с товарищем в районе города Брянска захватил языка и доставил его в штаб батальона. 6 сентября 1943 г. при выполнении боевого задания был тяжело ранен. По излечении в госпитале получил инвалидность второй группы. Достоин награждения медалью «За отвагу».

К сожалению, его фото не удалось найти, но я не буду отступать и продолжу поиск.

Я испытала чувство гордости, когда узнала, что мой прадедушка не просто воевал, но и совершил подвиг, был награждён Орденом Славы III степени.

Мне кажется, что во многих семьях не знают о своих прадедах и дедах, а ведь это очень важно.

В музейной комнате нашего детского дома большими буквами написаны слова: «ЧЕЛОВЕК ЖИВ, ПОКА ЖИВА ИСТОРИЯ…». Теперь я поняла смысл этой цитаты – пока мы помним свои семейные корни, наша семья жива, сильна и имеет будущее. Поэтому я буду искать информацию не только о своём прадеде, но и о других членах семьи, и обязательно привлеку к этому своих младших братьев и сестрёнок, и остальных родственников.