О’кей, X, Y, Z, или Они уже тут

Работая в школе, невозможно не замечать, как меняются поколения, и приходят дети уже не те, что были 10–15 лет назад, — с другими взглядами и другим мышлением. Директору и учителю тоже приходится думать по-новому, учить по-другому, разговаривать по-иному.

Речь в статье пойдет о книге, которую советует прочитать один из директоров Калининградской области.

Дорогие коллеги, перед вами очередной разбор книги из рубрики «Читающий директор». Меня очень зацепила книга «О’кей, Игрек! Ценности и психологические особенности поколения Y (1981–1995 г. р.)». Зацепила не только потому, что я сам в это поколение (условно) попадаю. В первую очередь мой интерес в том, что часть сотрудников как раз из игреков, а еще часть родителей учеников школы аккуратно подходят под все описания автора.

Автор — Алла Дмитриевна Иванова. И тут сразу редкое сочетание гуманитария (кандидат педагогических наук) и технаря (Уфимский государственный авиационно-технический университет).

Сразу хочу представить доказательства максимальной практической пользы от прочтения этого труда.


Комментарий эксперта

«Читаю и понимаю, как мне близки рассуждения автора, уже и книгу открываю в интернете, чтобы занять свободный вечер. В итоге надеюсь найти ответы на вопросы, которые давно волнуют меня при ежедневном общении с представителями разных поколений, демонстрирующих свои взгляды и ценности, которые не укладываются в голове, а уложить все-таки придется. Книга — в помощь».


Доказательство первое

«Поколение Игрек, или миллениалы. Кто они? Они родились с 1981-го по 1995-й год — для нашей страны это очень непростые годы, хотя когда и кому было легко? Им сегодня от 27 до 42 лет — это самые активные и динамичные члены общества, еще молодые, но уже успевшие стать родителями детей поколений Z и Альфа. Именно они сегодня формируют настоящее и определяют, каким будет будущее».

Это поколение попадает в категорию родителей детей любой школы в 9 из 10 случаев, как и в категорию «молодых специалистов» любой школы. Вывод прост: раз нам от них никуда не деться, их (а заодно и себя) надо изучить и возглавить. Прошу аналог с бардаком не проводить, он здесь не подходит.

Вся суть книги и этих двух мыслей о родителях, детях и молодых сотрудниках моей (любой) школы, похоже, заключена в одной фразе автора: «Как бы вы ни воспитывали детей, все равно они будут похожи на вас».


Комментарий эксперта

«Извечный конфликт “отцов и детей”. Однако любую возможность понять молодых коллег, родителей обучающихся надо использовать. Возможно, книга А.Д. Ивановой в этом сможет помочь…»


Понимаю, что перевоспитывать родителей/сотрудников — тупиковая ветвь эволюции андрогогики. О детях еще можно подискутировать. Но у меня вот какой применительно к себе (я же читаю) вопрос: Прежде чем ругать сотрудников, родителей, детей (что уж точно бессмысленно) за что-либо, не стоит ли спросить: «А кто же им подал такой плохой пример?»

И это третий вопрос, с которым я начал чтение этого исследования. Конечно, отвечая на него, каждому представителю любого поколения стоит поработать с зеркалом. Но это больше мысли вслух. Возвращаюсь к книге.

Доказательство второе

На страницах поднимаются важнейшие вопросы, которыми задается каждый из нас:

  • Почему в XXI столетии «агрессивное меньшинство» стало править миром?
  • Почему сегодня обществом рулят те, кто громче кричит?
  • Почему в современном социуме гендерное равенство, толерантность, мультикультурализм, политкорректность превратились в мантры «позитивного террора» и «карательной толерантности»?
  • Почему мы верим интернету, а не официальным СМИ и доверяем первому встречному проходимцу?
  • Почему пропагандистская работа среди молодежи сегодня пробуксовывает?
  • Почему у нас произошла «буратинизация мышления» и почему так развито и востребовано «инфоцыганство»?

Каждый из этих вопросов вызывает некоторое чувство нехватки кислорода, и даже вспоминается известная фраза «остановите… я сойду…».

В развернувшейся за последний год и уже понятной (надеюсь) многим картине по очевидному оболваниванию, гуманизации и гуманитаризации мышления молодежи, инициированной еще 30 лет назад теми, кого раньше называли «партнеры», эта книга с такими вопросами служит прямым доказательством геостратегических игр «на примере отдельно взятой школы».

И мне после прочтения стало не только больно (яжгуманитарий…), но и понятно, что словосочетание «технологический суверенитет» — это не просто фигура речи высших должностных лиц нашей страны.

Я заказал несколько экземпляров книги для наших школьных «молодых специалистов.

Параллельно вспомнил слова, подходящие под основную тему этой книги: «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления. Ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна» (Гесиод, очень древний греческий мыслитель, примерно 2750 лет назад).

Доказательство третье

«Что интересно, у первых мини-поколений Y и Z есть много общих черт, связанных с социальными и историческими процессами, происходящими в мире. Но главные различия в их психологии кроются именно в степени проникновения цифровых технологий в повседневную жизнь. Поэтому практически все учителя и преподаватели, долго работающие с большим количеством постоянно сменяющейся молодежи, отмечают, как трансформировался контингент обучаемых за последние 20 лет».

Книга состоит всего из двух глав.

Главу 1 пояснять не стоит. Мы в ней жили последние 30–40 лет. Каждый может и сам ответить на вопрос: «Что и как повлияло на формирование жизненных ценностей поколения Y в России?»

А вот глава 2 меня ой, как зацепила именно своей практической применимостью. «Характерные черты и особенности психологии поколения Y» — выписал себе некоторые наиболее интересные и делюсь.

Первая интересная особенность наших молодых коллег, родителей и многих детей начальной школы описана автором как «поколение снежинок». Лучше тут только один известный певец спел про «снег растаявший — он вода».

«Поколение снежинок — так называют чрезмерно чувствительных людей, свято убежденных в том, что у них есть право влиять на окружающий мир: не видеть то, что им не нравится; не знать то, что их не устраивает; не слышать тех, чьи суждения им не подходят. Первыми снежинками стали хорошо образованные Игреки из среднего класса, родившиеся в западных странах в 1980–1990-х годах и не имевшие в жизни реальных (не надуманных) проблем. Они росли во время расцвета педоцентризма, когда интересы и желания ребенка возвели в абсолют, а детей стали возводить в культ, истово опекать и защищать от дискомфорта и обязательств. В результате сегодня любое наказание ребенка уже практически приравняли к уголовному преступлению, причем не важно, в чем это выражено — в лишении сладкого или подзатыльнике. Даже обычные слова и поступки многие уже интерпретируют как пассивную агрессию. Например, фраза, написанная капслоком, — крик, а СМС с точкой в конце — угроза».

«Сегодня количество снежинок, уверенных, что мир должен и обязательно будет крутиться вокруг них, растет в геометрической прогрессии: к Игрекам (1981–1995) присоединяются не только более юные поколения Z (1996–2009) и Альфа (2010-…), но и старшие Иксы (1963–1980) и Беби-бумеры (1944–1962), истово уверовавшие в непогрешимую проповедь новых педагогических веяний и евангелизм политических трендов».

Если вам показалось, что вы узнали в этих строках половину родителей вашей школы, да еще и добрую часть ваших сотрудников, то вам не показалось. В день по 100–150 «пупов земли» встречать — это, похоже, норма…

Не верите? А вы попробуйте проехаться за рулем по оживленной трассе в час пик. Проведите математическое исследование, кто будет вас «подрезать», сигналить, требовать, чтобы уступили дорогу? Именно они — Игреки и примкнувшие к ним «снежинки».

Особенность вторая, которую и за собой замечал (после поездки за рулем особенно), — культура обесценивания.

«Обесцениванием сегодня можно назвать все что угодно: несогласие с глобальностью и масштабом чьих-то проблем, непрошеный совет, подозрение в зависти, банальный дизлайк под постом или фотографией».

Тут уж особенно не поспоришь и пользы не извлечешь практической. Только «понять и простить» остается.


Комментарий эксперта

«Заинтриговал “читающий директор”! Хочешь не хочешь, пришлось присмотреться к рядом живущим. Открытий впереди еще предстоит много, учитывая все интересные факты, на которые автор обратил наше внимание».


С третьей особенностью я сталкивался первые годы работы руководителем. Это «…культура слабости и отсутствие адекватности в восприятии критики в свою сторону. Высокое самомнение, сверхчувствительность, оскорбленность, пугливость, ранимость и большой список претензий к жизни и окружающим».

Моего ребенка не так учат, я оскорблена этим! Я буду жаловаться на вас, поскольку вы общаетесь со мной неуважительно… (это родители).

Вы кричите тихим голосом, интеллектуально давя на нас, поскольку применяете непонятные слова из области педагогики, а мы стесняемся спросить их значение… (это некоторые коллеги, да простят они меня).

Долгое время я над этим шутил, боролся с этим, игнорировал и много еще чего, а потом вдруг понял то, что автор пишет напрямую…

«Оскорбленчество — новая идеология и успешный бизнес. Вкусив кайф от разобиженных чувств и открывшихся перспектив, каждая снежинка создает и пестует свой персональный Извинистан. Недовольные клиенты-пациенты с помощью СМИ и дыр в законодательстве по любому поводу выколачивают компенсации за свои «невыносимые моральные страдания», «яжребенки» впадают в истерику, депрессию и агрессию от «неправильных» оценок, «яжродители» разъяряются на всех, кто посмел поставить интересы их деточек ниже своих собственных (или, не дай бог, общественных). Сегодня практически любые коллективные чаты — родительские, домовые, дворовые, садовые — становятся ядовитым источником проблем и скандалов, вызова на дуэль и кровной мести. Из-за какой-то ерунды все очень легко расстраиваются, надувают губы и требуют раскаяния, а то и начинают вендетту и перепалку…»

С тех пор я вдоль и поперек изучил ФЗ «Об обращениях граждан» и ГК РФ в части разделов «клевета» и «порча» деловой репутации (второе юридическое гуманитарное образование так и свербит во мне).

Некоторые выдержки повесил в кабинете, некоторые распечатал коллегам, некоторые в родительских чатах разместил. Не забыл и с себя начать — книгу «Жалоба — это подарок» прочитал и неоднократно «причинил добро» коллегам. И как-то наладилось…

Еще несколько особенностей этого поколения, которые уже по названиям заслуживают прочтения: Позитивный террор толерантности; «Зомбоящик» VS интернет; Аполитичность VS онижполитики; Этичное потребление (видели детей с шоперами вместо рюкзаков? Привет Игрекам); Высокая социальная активность (в интернете); Лень, прокрастинация и вечная молодость.

Отдельно повеселил меня раздел «Поиск себя». Чуть что, так надо идти к психологу, коучу, профориентологу… Это я про тарологов, нумерологов и прочих присоседившихся к поиску себя не говорю…

А дальше названия особенностей нашего брата становятся все особеннее: «Культура: свободное падение»; «Поколение экспертов и аналитиков» (у нас их сусликами-агрономами или диванными экспертами называют).


Комментарий эксперта

«Разложенная по полочкам “теория поколений” по принципам ценностных установок и особенностей каждого из поколений. Стало грустно, но от правды не убежишь. Это нужно знать, чтобы выстраивать конструктив или грамотно “тушить” агрессию».


И наконец — «Буратинизация мышления: от Гуттенберга до Цукерберга». Почему-то мне это напоминает характеристику Буратино: «человечек с коротенькими мыслями» (Алексей Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино», 1935 г.). После этого заключительного раздела вполне логичен раздел под хлестким названием «Зачем учить? Загуглим!», проливающий свет на всех современных учеников (кто сказал, что старшие не учатся у младших?). Все предельно логично и закономерно. Более того, мы сами их такими сделали.

Вот доказательство: «Молчаливое поколение (1921–1943) и Беби-бумеры (1944–1962) создали необходимый математический аппарат, программное обеспечение и технологический базис для цифровой революции. Творцы цифрового уклада — поколение Х (1963–1980). Первые массовые уверенные пользователи — поколение Y (1981–1995). Поколение Z (1996–2009) росло вместе с разнообразием компьютерной техники, развитием интернета и появлением мобильных технологий. Поколение Альфа (2010-…) — первые цифровые аборигены: они не представляют допланшетную жизнь без интернета и упорно пытаются раздвиганием пальчиков увеличить картинку в бумажной книжке…»

Больше тут ничего не добавишь. Читайте. Рекомендую. Практически помогает «понять и простить» коллег, родителей и учеников, да и себя, что уж скрывать…

Головачев Сергей Александрович

Источник