Майк Гелприн и его рассказ «Свеча горела»
Конспект урока литературы в 10 классе
Горичная Наталья Федоровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ станицы Луковской, Моздокский район, Алания (Северная Осетия)
Аннотация
Предлагаю материал к уроку литературы в 10 классе в рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока — на материале рассказа М.Гелприна «Свеча горела» пробудить у старшеклассников интерес к литературе и чтению. В ходе анализа рассказа используются интересные методические приёмы. Урок построен в соответствии с основными требованиями ФГОС. В конспекте есть навигация по слайдам презентации. Ссылки на источники информации указаны. В начале урока на стадии вызова используется видеоролик «Пушкин написал Есенина», который необходимо скачать по ссылке и самостоятельно вставить в презентацию.
Цели:
Личностные: формирование ценностного отношения к книге, литературе, чтению.
Метапредметные: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
Регулятивные УУД: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.
Коммуникативные УУД: общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией; учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия, работают в группе; придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.
Познавательные УУД: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, анализируют текст по образцу.
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся.
Организационная структура урока:
1 этап. Вхождение в тему урока (рассказ учителя)
2 этап. Организация учащихся (аналитическая работа)
3 этап. Практикум (диалог на уроке)
4 этап. Организация и самоорганизация учащихся (творческая работа)
5 этап. Подведение итогов, д/з
Ход урока:
Организационный момент
Презентация урока по рассказу Свеча горела
1 этап «Стадия вызова»
Слайд 2. Смотрим видеоролик «Пушкин написал Есенина»
— Итак, ребята, я неслучайно начала урок с этого видео. Каковы ваши предположения: о чём пойдёт речь сегодня? (В широком смысле). Чтобы проверить правильность предположений, предлагаю вам задание: «Восстанови пропущенное слово» (Слайд 3).
Задание выполняется по вариантам: ( I – книга, II – литература)
2 этап «Целеполагание» (Слайд 4)
Ваши предположения верны: разговор на уроке пойдёт о книге и литературе, об их роли в жизни людей.
— Какое произведение будет в центре нашего диалога? (Рассказ «Свеча горела»)
— Какие же цели и задачи стоят перед нами? (Формулируем вместе, потом показываем слайд)
Как видите, главная цель пока не видна, попробуем сформулировать её в конце урока, а пока обратимся к эпиграфу. (Слайд 5) Объясните, какие мысли, высказанные автором рассказа «Свеча горела», подтверждает этот эпиграф? (Проблематика рассказа)
3 этап «Практикум»
Диалог на уроке. Проверка домашнего задания (Слайд 6). Заслушиваем письменные ответы нескольких учащихся.
— А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете содержание рассказа. На Оценочных листах найдите и выполните задание: «Восстановите последовательность событий». (Слайд 7)
Для глубокого анализа литературного произведения необходимо знать не только цепочку событий в нём, но и специальные термины, которые понадобятся нам в работе. Предлагаю проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в литературоведческих понятиях. (Слайды 8 — 9)
Ответы записываются на ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
— На слайдах — рассыпавшиеся определения, постарайтесь быстро собрать их и записать название терминов, «спрятанных» на каждом слайде. Цифра вверху слайда показывает количество зашифрованных на нём понятий. (№ 8 — СЮЖЕТ – ИДЕЯ – РАЗВЯЗКА; № 9 — РАССКАЗ – КУЛЬМИНАЦИЯ)
— Ваши предположения (Слайд 10)
Слово об авторе рассказа
Подготовленный ученик, опираясь на кластер (Слайд 11), делает сообщение
— Разберёмся в прочитанном.
Приём «Ромашка вопросов» (Слайд 12)
Технология. Желающий ответить ученик выбирает тип вопроса, учитель зачитывает вопрос, ждёт ответа. В случае необходимости ответ корректируют одноклассники.
- Простой вопрос. С чего начинается рассказ?
- Уточняющий вопрос. Сколько главных героев в рассказе. Кто они?
- Почему… Максим обратился к Андрею Петровичу?
- Как ты думаешь, в какой момент наступает кульминация в рассказе?
- Оценочный вопрос. Чем плохо общество, в котором не читают книги?
- Литература и жизнь. О чём предупреждает автор рассказа современного читателя?
— Обратимся к тесту. (Слайд 13)
Требуемый фрагмент зачитывается вслух. Уч-ся отвечают на вопрос; высказывают свои предположения. Для проверки – Слайд 14
— Проблемный вопрос (Слайд 15)
Приём «Градусник»
Через несколько секунд обдумывания каждому ученику необходимо написать на карточке «+», «-» или половинку «+», в зависимости от того, согласен он с утверждением, не согласен или затрудняется в выборе. Карточки со значком поднимается вверх; учитель предоставляет возможность обосновать свою позицию представителю каждой точки зрения.
4 этап «Организация и самоорганизация учащихся» (творческая работа)
— В какой момент, по-вашему, наступает кульминация в рассказе? (Почему А.П. решил покончить с собой? Почему не пришёл Макс?)
Работа с текстом
— Давайте прочитаем по ролям заключительный фрагмент рассказа. (От слов: «Звонок в дверь застал его на полпути к плите» и до конца)
Ассоциации (Слайд 16)
Рефлексия. Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Да здравствует книга». (Слайд 17)
5 этап «Домашнее задание» (Слайд 18)
Рефлексия «Сорок секунд красноречия»
С помощью магнитов лицевой стороной к доске прикреплены плакаты. Приглашаются 4 ученика, которым предлагается, опираясь на материал сегодняшнего урока, раскрыть смысл выбранной ими фразы. На выступление – 40 секунд. (Слайд 19)
Подведение итогов
Пока готовятся к конкурсу красноречия, учитель с остальными учащимися подводит итог урока, возвращаясь к слайду с целями
— Какой же была главная цель нашего урока?
Ответы учащихся. Затем «Сорок секунд красноречия». После прослушивания ученики выбирают лучшее выступление
Источники информации:
Фон слайдов:
- Книги http://mywishlist.ru/pic/i/wish/orig/006/802/827.png
- Белая свеча http://kingofwallpapers.com/candle/candle-008.jpg
- Золотая рамка https://avatanplus.com/files/resources/original/579751d93654b1562717b887.png
- Рамка https://avatanplus.com/files/resources/original/570d006283c361540ac980ec.png
- Книга и свеча http://predskazat-sudbu.ru/uploads/533919modarticle165129925-3794ef5.png
- Видео «Пушкин написал Есенина» https://www.youtube.com/watch?v=-5t9QHe-ybI
- М.Гелприн «Свеча горела» http://smartfiction.ru/prose/candle/
- М.Гелприн Биография http://readly.ru/author/7569/
- М.Гелприн Фото https://book-guide.ru/authors/fotoupda/735902/65054.jpg
- Стихотворение «Да здравствует книга» http://allforchildren.ru/poetry/book11.php
- Термометр http://previews.123rf.com/images/pitris/pitris1103/pitris110300019/9102657-Three-color-thermometer-illustration-Stock-Vector-thermometer-cold-hot.jpg
- Читайте книги Радзинский http://www.sostav.ru/articles/rus/2008/13.08/news/images/1pis6.jpg
- Читайте книги Барщевский http://s.afisha.ru/MediaStorage/97e3be6d7734411cbbdf0c65d484.jpg
- Читайте книги Задорнов http://gouspo-smu.ru/typo3temp/pics/dd01f2dc80.jpg
- Артемий Лебедев http://banknews4life.info/imagelib/56bc07a88ef89.jpg