Майк Гелприн и его рассказ «Свеча горела»

Конспект урока литературы в 10 классе


Горичная Наталья Федоровна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ станицы Луковской, Моздокский район, Алания (Северная Осетия)


 

Аннотация
Предлагаю материал к уроку литературы в 10 классе в рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока — на материале рассказа М.Гелприна «Свеча горела» пробудить у старшеклассников интерес к литературе и чтению. В ходе анализа рассказа используются интересные методические приёмы. Урок построен в соответствии с основными требованиями ФГОС. В конспекте есть навигация по слайдам презентации. Ссылки на источники информации указаны. В начале урока на стадии вызова используется видеоролик «Пушкин написал Есенина», который необходимо скачать по ссылке и самостоятельно вставить в презентацию.
 
Цели:
Личностные: формирование ценностного отношения к книге, литературе, чтению.
Метапредметные: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его.
Регулятивные УУД: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи.
Коммуникативные УУД: общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией; учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия, работают в группе; придерживаются морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества.
Познавательные УУД: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров, анализируют текст по образцу.
 
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Организационная структура урока:
1 этап. Вхождение в тему урока (рассказ учителя)
2 этап. Организация учащихся (аналитическая работа)
3 этап. Практикум (диалог на уроке)
4 этап. Организация и самоорганизация учащихся (творческая работа)
5 этап. Подведение итогов, д/з

Ход урока:

Организационный момент

Презентация урока по рассказу Свеча горела

1 этап «Стадия вызова»
 
Слайд 2. Смотрим видеоролик «Пушкин написал Есенина»

— Итак, ребята, я неслучайно начала урок с этого видео. Каковы ваши предположения: о чём пойдёт речь сегодня? (В широком смысле). Чтобы проверить правильность предположений, предлагаю вам задание: «Восстанови пропущенное слово» (Слайд 3).

Задание выполняется по вариантам: ( I – книга, II – литература)

2 этап «Целеполагание» (Слайд 4)
Ваши предположения верны: разговор на уроке пойдёт о книге и литературе, об их роли в жизни людей.
— Какое произведение будет в центре нашего диалога? (Рассказ «Свеча горела»)
— Какие же цели и задачи стоят перед нами? (Формулируем вместе, потом показываем слайд)
Как видите, главная цель пока не видна, попробуем сформулировать её в конце урока, а пока обратимся к эпиграфу. (Слайд 5) Объясните, какие мысли, высказанные автором рассказа «Свеча горела», подтверждает этот эпиграф? (Проблематика рассказа)

3 этап «Практикум»
 
Диалог на уроке. Проверка домашнего задания (Слайд 6). Заслушиваем письменные ответы нескольких учащихся.

— А теперь проверим, насколько хорошо вы знаете содержание рассказа. На Оценочных листах найдите и выполните задание: «Восстановите последовательность событий». (Слайд 7)
Для глубокого анализа литературного произведения необходимо знать не только цепочку событий в нём, но и специальные термины, которые понадобятся нам в работе. Предлагаю проверить, насколько хорошо вы ориентируетесь в литературоведческих понятиях. (Слайды 8 — 9)

Ответы записываются на ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

— На слайдах — рассыпавшиеся определения, постарайтесь быстро собрать их и записать название терминов, «спрятанных» на каждом слайде. Цифра вверху слайда показывает количество зашифрованных на нём понятий. (№ 8 — СЮЖЕТ – ИДЕЯ – РАЗВЯЗКА; № 9 — РАССКАЗ – КУЛЬМИНАЦИЯ)
 
Ваши предположения (Слайд 10)
 
Слово об авторе рассказа
Подготовленный ученик, опираясь на кластер (Слайд 11), делает сообщение
 
— Разберёмся в прочитанном.
 
Приём «Ромашка вопросов» (Слайд 12)
Технология. Желающий ответить ученик выбирает тип вопроса, учитель зачитывает вопрос, ждёт ответа. В случае необходимости ответ корректируют одноклассники.
 

  1. Простой вопрос. С чего начинается рассказ?
  2. Уточняющий вопрос. Сколько главных героев в рассказе. Кто они?
  3. Почему… Максим обратился к Андрею Петровичу?
  4. Как ты думаешь, в какой момент наступает кульминация в рассказе?
  5. Оценочный вопрос. Чем плохо общество, в котором не читают книги?
  6. Литература и жизнь. О чём предупреждает автор рассказа современного читателя?

— Обратимся к тесту. (Слайд 13)
Требуемый фрагмент зачитывается вслух. Уч-ся отвечают на вопрос; высказывают свои предположения. Для проверки – Слайд 14
 
— Проблемный вопрос (Слайд 15)

Приём «Градусник»
Через несколько секунд обдумывания каждому ученику необходимо написать на карточке «+», «-» или половинку «+», в зависимости от того, согласен он с утверждением, не согласен или затрудняется в выборе. Карточки со значком поднимается вверх; учитель предоставляет возможность обосновать свою позицию представителю каждой точки зрения.

4 этап «Организация и самоорганизация учащихся» (творческая работа)

— В какой момент, по-вашему, наступает кульминация в рассказе? (Почему А.П. решил покончить с собой? Почему не пришёл Макс?)
 
Работа с текстом
— Давайте прочитаем по ролям заключительный фрагмент рассказа. (От слов: «Звонок в дверь застал его на полпути к плите» и до конца)
 
Ассоциации (Слайд 16)
Рефлексия. Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение «Да здравствует книга». (Слайд 17)

5 этап «Домашнее задание» (Слайд 18)
 
Рефлексия «Сорок секунд красноречия»
С помощью магнитов лицевой стороной к доске прикреплены плакаты. Приглашаются 4 ученика, которым предлагается, опираясь на материал сегодняшнего урока, раскрыть смысл выбранной ими фразы. На выступление – 40 секунд. (Слайд 19)
 
Подведение итогов
Пока готовятся к конкурсу красноречия, учитель с остальными учащимися подводит итог урока, возвращаясь к слайду с целями

— Какой же была главная цель нашего урока?

Ответы учащихся. Затем «Сорок секунд красноречия». После прослушивания ученики выбирают лучшее выступление

Источники информации:
Фон слайдов:

  1. Книги http://mywishlist.ru/pic/i/wish/orig/006/802/827.png
  2. Белая свеча http://kingofwallpapers.com/candle/candle-008.jpg
  3. Золотая рамка https://avatanplus.com/files/resources/original/579751d93654b1562717b887.png
  4. Рамка https://avatanplus.com/files/resources/original/570d006283c361540ac980ec.png
  5. Книга и свеча http://predskazat-sudbu.ru/uploads/533919modarticle165129925-3794ef5.png
  6. Видео «Пушкин написал Есенина» https://www.youtube.com/watch?v=-5t9QHe-ybI
  7. М.Гелприн «Свеча горела» http://smartfiction.ru/prose/candle/
  8. М.Гелприн Биография http://readly.ru/author/7569/
  9. М.Гелприн Фото https://book-guide.ru/authors/fotoupda/735902/65054.jpg
  10. Стихотворение «Да здравствует книга» http://allforchildren.ru/poetry/book11.php
  11. Термометр http://previews.123rf.com/images/pitris/pitris1103/pitris110300019/9102657-Three-color-thermometer-illustration-Stock-Vector-thermometer-cold-hot.jpg
  12. Читайте книги Радзинский http://www.sostav.ru/articles/rus/2008/13.08/news/images/1pis6.jpg
  13. Читайте книги Барщевский http://s.afisha.ru/MediaStorage/97e3be6d7734411cbbdf0c65d484.jpg
  14. Читайте книги Задорнов http://gouspo-smu.ru/typo3temp/pics/dd01f2dc80.jpg
  15. Артемий Лебедев http://banknews4life.info/imagelib/56bc07a88ef89.jpg