Кто в ответе за переполненные классы в школах

Переполненные школы — типичная ситуация для крупных городов. Но не принять детей, прописанных на закрепленной за школой территории, директор не имеет права. Тем не менее Роспотребнадзор оштрафовал директора новосибирской школы №76 Надежду Равлюк на 30 тысяч рублей по причине превышения допустимого по установленным санитарно-эпидемиологическим правилам числа учеников в школе. Проще говоря, за то, что детей в школе больше положенного. Прокуратура намерена добиваться отмены штрафа и в ближайшее время направит жалобу в кассационную инстанцию…

Директор попыталась оспорить штраф в суде Октябрьского района, но получила отказ. Тогда за нее решила заступиться прокуратура, которая направила апелляционную жалобу в Новосибирский областной суд. Но и областной оставил в силе решение регионального управления Роспотребнадзора. Прокуратура намерена добиваться отмены штрафа и в ближайшее время направит жалобу в кассационную инстанцию в Кузбассе.

Мы считаем, что состава правонарушения нет. В Новосибирске переполненных школ много, можно в любую заходить и штрафовать, — комментирует помощник прокурора Октябрьского района Новосибирска Марина Кабакова.

Что же произошло? Школа №76 расположена на одной из главных улиц в городе. В ней учатся в основном дети из активно застраивающихся новых микрорайонов «Марсель» и «Европейский берег», а также окрестных многоэтажек. В итоге при максимально допустимой загрузке в 520 учеников в школе их чуть ли не в три раза больше. При этом отказать в приеме детей в первый класс директор не имеет права — ребята зачислены по месту прописки.

Ситуация не уникальна, а наоборот — типична для крупных городов России. Но уникален прецедент: за результаты интенсивной точечной застройки ответственность понесла почему-то директор школы.

Кстати, пару лет назад рекордсменом по числу первых классов стала одна из школ в Краснодаре: в ней сформировали 33 (!) параллельных первых класса, получивших литеры от «А» до «Я». А буквально на днях на митинг вышли родители будущих первоклашек другой краснодарской школы: там мест не хватило, и в школу детей не приняли.

Министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук считает, что директор школы права. В части 3 статьи 67 Закона «Об образовании в РФ» говорится: «Правила приема в государственные образовательные организации … должны обеспечивать также прием … граждан, …проживающих на закрепленной территории».

— Закон в этом случае имеет приоритетное значение. Директор поступила правильно, использовав все возможности для того, чтобы создать условия для приема детей, которые пришли учиться по месту жительства, — подчеркнул министр.

Между тем в законе есть и другое: учет детей-школьников, а также закрепление школ за конкретными территориями — полномочия местных властей (ст. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»). Внимание, вопрос: почему же «крайней» в этой истории оказалась директор?

Родители учеников школы №76 направили в адрес губернатора Новосибирской области Андрея Травникова письмо с просьбой заступиться за Надежду Равлюк и заявили, что сами готовы оплатить штраф. Между тем прямо у стен школы возводится еще один жилой комплекс.

Официально

Система школьного образования выстроена так, чтобы равномерно охватывать стопроцентной доступностью все территории без исключения, сообщили в Министерстве просвещения.

— Каждый территориальный орган управления образованием обязан следить за тем, сколько у него в школах мест и как они распределены. Прием в школу ведется соответственно до заполнения всех мест и не более, — прокомментировали в ведомстве. — Кроме того, в стране полным ходом ведется беспрецедентная по своим масштабам программа строительства новых школ, которая поддерживается из федерального бюджета. Это не менее 1300 школ «накопительным» итогом с 2019 по 2024 год и пять видов консолидированных межбюджетных субсидий плюс две субсидии в рамках нацпроекта «Образование».

Также в ведомстве отметили: начиная с 2021 года регионам предоставляется новая, «демографическая» субсидия по созданию учебных мест в связи с ростом числа школьников. В федеральном бюджете на это предусмотрено более 234,7 миллиарда рублей. Нет ни одного региона, включая Новосибирскую область, который бы не был охвачен этими программами.

 

Комментарии

Надежда Вавилина, социолог:

— В последние годы в Новосибирске интенсивно строились новые микрорайоны экономкласса. Социальные учреждения за этим темпом не успевали. Очевидное решение проблемы — строительство новых школ. Сейчас все чаще становится обычной практикой, когда застройщик жилого квартала сразу же в комплексе возводит школу или детский сад.

Другое направление — оптимизация уже работающих учреждений: капремонт, перепланировка помещений и присоединение вечерних, уже менее востребованных, школ. Есть еще один момент. В центре Новосибирска рядом работают две школы: в одну выстраивается огромная очередь, а во второй — недокомплект и устойчиво низкие результаты. Нужно повышать качество образования.

Лидия Цимбал, директор школы №8 г. Краснодара:

— Столица Кубани растет просто стремительными темпами, поэтому некоторые школы, особенно расположенные в новых спальных микрорайонах, переполнены. Есть определенные нормативы наполняемости школ и классов, за несоблюдение которых директора могут оштрафовать. Но и ребенка мы не можем оставить без образования. Как быть?

Если классы переполнены, обращаемся в департамент образования, где имеется информация и о количестве детей в каждой городской школе, и о наличии свободных мест. И департамент помогает родителям с выбором другого учебного заведения, расположенного желательно неподалеку от места жительства ученика. В любом случае выход будет найден. В подобных ситуациях нужна мудрость директора и руководства муниципального органа образования.

Тем временем

Ольга Медведева, «Российская газета», Екатеринбург:

В самом молодом районе Екатеринбурга — Академическом — появились сразу две новые школы. Но проблемы у города остались. В новых районах детей и молодежи зримо больше, чем в старых кварталах. И здесь предсказуемо не хватает школ и детских садов. Учеба в две смены, первые классы до буквы «Х», школьники, которые вынуждены ездить за тридевять земель на общественном транспорте, — таких историй много. Скорость строительства инфраструктуры гораздо ниже, чем темпы возведения жилья, отсюда и проблемы.

Но в этом году ситуация наконец должна измениться: 1 сентября звонки прозвенят сразу в двух новых школах, на 1100 и 825 учеников.

В муниципальном департаменте образования обещают: «Все дети Академического в этом году точно будут устроены в своем районе, в другие районы детей возить не понадобится, открыли нужное количество дополнительных мест. Восемь школ примут первоклассников». Даже 120 свободных мест осталось! Правда, от второй смены в районе пока избавиться не смогли. Надолго ли установился баланс, тоже непонятно: активное строительство продолжается, в ближайшие годы население района может удвоиться.

По-другому формируется дефицит школьных мест в центре города. Там расположены «статусные» школы, куда родители стремятся записать детей из разных районов, прописывая их в квартирах дальних и ближних родственников. Так сделала, например, Ольга, мама учениц третьего и восьмого классов.

— Мы были приписаны к маленькой школе без спортзала. Там нас не устраивали ни состояние здания, ни уровень образования. Так что прописали девочек у бабушки и дедушки, теперь они ездят в английскую школу, — рассказывает родительница.

Нехватку школ чувствуют жильцы новостроек, которые точечно воткнули в старую застройку. В своде градостроительных правил, принятых в Екатеринбурге в 2021 году, указано: на 1000 жителей должно приходиться не менее 114 мест в общеобразовательных организациях. Причем школа должна быть не дальше полукилометра от дома. Эта цель пока не достигнута.

 

Источник


 

Штраф за переполненную школу оплатит город