Как изменить систему образования, чтобы изменить мир
Клаудио Наранхо, пропагандист эннеаграммы личности, предлагает новую образовательную модель для воспитания свободных умов
Обучение в духе свободы требует от нас не только пересмотра традиционных моделей и представлений о детях и молодежи, но также и пересмотра самого образования как такового. И перемены начинаются с педагогов, родителей, учителей и общества в целом, которым стоило бы принять этот вызов и начать с собственного внутреннего роста и развития.
Клаудио Наранхо, пропагандист эннеаграммы личности, предлагает новую образовательную модель для воспитания свободных умов. «Если мы хотим улучшить наше общество, нам нужны более гармоничные личности. Но добиться этого можно лишь в том случае, если мы изменим систему образования», признает 87-летний доктор Клаудио Наранхо, чилиец, бывший профессор Университета Беркли, психиатр, прозаик и, возможно, один из величайших мудрецов в вопросах самопознания человека. Несколько десятилетий назад он начал активную работу, направленную на то, чтобы сделать образование более гуманистическим и обеспечивающим целостное развитие человека.
К этой цели он двигался через предложенную им программу обучения самопознанию, которую прошли за последние десятилетия более 100 000 человек в 10 странах. Клаудио Наранхо сосредоточен на том, чтобы способствовать трансформации образовательной системы и перейти от нынешней патриархальной и иерархической модели, которая ставит во главе угла интеллект и его развитие, к другой, более целостной системе, способствующей формированию гуманистических ценностей. Но впереди еще долгий путь.
В современной модели дети и молодые люди — простые зрители, которые должны приспособиться к определенным стандартам. В редких случаях им предоставляется возможность раскрыть весь свой потенциал. Говоря об образовании, Наранхо приводит следующую метафору: «Образование больше похоже на садоводство, чем на работу плотника». По его мнению, пока плотник следует заранее установленному плану и не отступает от него ни на шаг, садовник в своей работе сталкивается с тайной. Садовник не знает, каким будет конечный результат его трудов, и он оставляет пространство свободы для существа, которое сопровождает и которому помогает расти. Когда мы обучаем детей в духе свободы, рождаются творческие умы, которые не живут наполовину и не ходят в школу только лишь для того, чтобы сдать экзамен или просто для галочки. Но чтобы приблизиться к подобной форме образования, необходимо принять важные и смелые решения, которые зависят от каждого из нас. Рассмотрим некоторые из предложенных нашим экспертом шагов в этом направлении:
1. Обучать педагогов. Говоря об этом, Наранхо затрагивает не только обучение техническим знаниям, таким как математика или языки, но и более глубоким аспектам. Для этого он предлагает учителям встать на путь развития своей личности. Это нужно для того, чтобы они могли осознанно отслеживать процессы своей трансформации, по мере того, как они преподают новому поколению предметы чистой науки. Очень трудно помочь кому-то принять свою ошибку, преодолеть внутренние конфликты или научить не вешать сгоряча ярлыки, если мы не способны справляться со своими собственными трудностями подобного рода. Именно поэтому Наранхо создал свою авторскую программу SAT (на санскрите это и бытие, и истина): курс, который он предлагает людям через свой международный фонд и Школы Клаудио Наранхо по всему миру. В своем авторском методе он использует разнообразные инструменты. Одним из них является эннеаграмма, по которой Клаудио Наранхо признанный авторитет и специалист. Эннеаграмма — это одна из самых тщательно проработанных методик описания характеров, предлагающая девять основных моделей с соответствующими им подтипами.
2. Ввести в систему образования модель «триединого мозга». Мы это нечто большее, чем наш интеллект, однако большинство образовательных систем сосредоточены лишь на когнитивной части. Наранхо предлагает включить в систему образования духовный аспект, который не имеет ничего общего с религиозностью, а подразумевает работу с нашими эмоциями и инстинктами, которые находятся под строгим запретом, в то время, как было бы крайне важно дать развиваться именно этой стороне, приняв ее в союзники. Когда нам это удастся, мы обретем силы, чтобы понять себя во всей полноте.
3. Воспитание в духе гуманизма. В современном мире стремительно развивающихся технологий, пожалуй, важнее, чем когда-либо, вернуться к истинно человеческим аспектам, таким как воспитание внутреннего покоя, доброго отношения или любви к себе. Лишь при развитии в себе этих сторон мы способны любить других. Общество ставит во главе угла сдачу экзаменов и получение знаний о внешнем мире, но совершенно не учит нас принимать самих себя такими, какие мы есть, со всеми нашими теневыми сторонами. Наранхо задается вопросом: «Сколько часов жизни мы теряем, вкладывая в головы бесполезные вещи?»
4. Устранить гиперопеку. Избыток перфекционизма привел нас к созданию бесконечных норм, которым наши дети или ученики должны соответствовать. Подчас мы применяем их абсолютно неосознанно. Образовательная модель, предложенная Наранхо, основана на том, чтобы признавать детей людьми независимо от их возраста, с их собственным правом выражать свое мнение и выражать то, что они чувствуют. Это помогает им раскрывать свой потенциал без навязанных из вне стереотипов.
5. Фокус на сообществе. Образование шире, чем изучение базовых понятий в школе. Это работа общества в целом, где мы все взаимодействуем и, так или иначе, несем за это ответственность. Задача содействия изменениям в системе образования общества, которое служит преобразованию мира в целом, зависит от каждого из нас.
Словом, обучение в духе свободы требует от нас не только пересмотра традиционных моделей и представлений о детях и молодежи, но также и пересмотра самого образования как такового. И перемены начинаются с педагогов, родителей, учителей и общества в целом, которым стоило бы принять этот вызов и начать с собственного внутреннего роста и развития. Вот что предлагает Клаудио Наранхо, человек, снискавший любовь и признание, который десятилетиями прилагает все свои усилия, чтобы сделать этот мир немного лучше.
Автор статьи: Пилар Хэрико
Перевод: Волкова Юлия, Анна Школьник