Экологическое воспитание младших школьников

Авторская программа для учащихся 2 класса


Лидия Ивановна Карасёва, учитель МОУ Зерносовхозская средняя школа имени М.Н.Костина, Ульяновская область


Воздух – наш отец.
Вода – мать.
Земля – дом.
Роса – национальное достояние.

Приоритетными задачами современной школы являются создание необходимых полноценных условий для личностного развития учащихся, формирование экологической культуры, субъектности и активной позиции в учебном процессе. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем.

В современной воспитательно-образовательной системе экологическая деятельность учащихся рассматривается как эффективное средство, позволяющее решать в комплексе образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, развивая ребёнка в целом интеллектуально, нравственно, физически, эмоционально.

Данная программа является продолжением спецкурса «Экология для младших школьников» и разработана с целью более полного охвата экологического образования и воспитания младших школьников через внеклассные мероприятия. Экологическая деятельность учащихся не закончится в рамках начальной школы, так как одним из главных направлений Зерносовхозской средней школы является экологическое воспитание учащихся.

Актуальность программы
Реализация принципа экологической воспитательной деятельности помогает подвести младших школьников к пониманию того, что от состояния окружающей среды зависит состояние физического и духовного здоровья человека, а потому оберегать эстетические, экологические качества окружающей среды – значит заботиться о духовном и физическом здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.

Цели:
— воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества;
— содействие личностному развитию ребёнка и наиболее полной его самореализации;
— повышение мотивации через внеклассную деятельность в моменте обучения, что даёт возможность научиться использовать свои знания в практической деятельности.
 
Задачи:
— воспитание понимания красоты окружающего мира, бережного отношения к своему здоровью, природе и результатам труда человека;
— воспитание экологической культуры как части общей культуры учащихся, изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости;
— эколого-краеведческая работа.
 
Планируемый результат
Показателями сформированности экологической культуры второклассников являются:
— умение видеть прекрасное и проявлять интерес к окружающей природной и социальной среде, попытки анализировать явления окружающего мира с позиции приобретённых экологических знаний;
— восприятие цвета, звука, формы, стремление овладеть навыками художественного творчества (флористика, икебана и т. п.);
— овладение гигиеническими умениями и навыками;
— попытки управлять своими чувствами, преодолевая себя (боязни естественных препятствий, усталости на прогулке, плохого настроения, неприятия других людей);
— проявление активности в детских экологических акциях;
— стремление постоянно заботиться о домашних животных, а также помогать окружающим людям, растениям, животным;
— осознанное выполнение нравственно-эстетических норм и правил в природной и социальной среде.

Содержание программы

Сентябрь, октябрь, ноябрь

1. Прогулка «У природы нет плохой погоды»
Активизировать имеющиеся у детей знания о животных и растениях, познакомить с понятием «погода», с влиянием изменений погоды на растения, животных и людей; способствовать формированию умения оценивать состояние окружающих растений и животных, учить вести фенологические наблюдения, работать над сплочением коллектива.

2. Продолжение работы по проекту «Очистим и украсим кусочек планеты»
Совместная работа с шефами на участке земли в питомнике, взятым детьми под охрану.

3. Прогулка «Этажи леса»
Сбор природного материала для конкурса поделок. Перед прогулкой вспомнить растения и животных нашего леса. Рассказать о строении растений, о различии между травянистыми растениями, кустарниками и деревьями. Рассказать о том, что лес является домом для животных и растений, и каждый из них живёт на своём этаже.

4. Игра «Где клад?»
С целью закрепления навыков ориентирования и преодоления препятствий предварительно провести несколько тренировочных игр: «По тропинке», «Через ручеёк», «По мосту», «По извилистой дорожке».

5. Конкурс на лучшую поделку из природного материала «Фантазия и творчество»
6. Праздник «Рыженькая осень»

Декабрь, январь, февраль

7. Прогулка «У природы нет плохой погоды»
Продолжить наблюдение за природой в зимний сезонный цикл, учить вести фенологические наблюдения, обратить внимание на жизнь птиц зимой.

8. Конкурс плакатов «Покорми птиц»
Волонтёрское движение «Мы рядом, мы поможем!»

9. Организация зимних кормушек, начало операции «Птичья столовая»
Выступить организаторами массового движения в начальной школе по подкормке зимующих птиц.

10. Экскурсия в краеведческий музей
Познакомить с историей родного совхоза, передовиками труда. Воспитывать чувство гордости за родной край.

11. Конкурс рисунков «Край мой Мелекесский»
Воспитывать чувство уважения и любви к родному краю, его людям.

12. Экологический спектакль для детей детского сада и начальной школы «Сосна и всё вокруг»
Раскрыть взаимосвязи сосны с животными и растениями, развивать творческие способности детей.

13. Конкурс проектов «Наш цветник» (совместно с родителями)
Заинтересовать детей идеей создания своего цветника на территории начальной школы; развивать творческую фантазию в ходе составления проекта цветника, сближение в ходе совместной деятельности ребёнка с родителями.

14. Волонтёрское движение «Лучшие семена для цветника»
Вовлечь в работу по проекту «Наш цветник» не только учащихся 2 класса, но и всю начальную школу.

Март, апрель, май

15. Посев семян цветов в ящики для рассады и уход за ней
В экологическом воспитании младших школьников существенную роль играет уход за растениями, обеспечивающий взаимное, согласованное влияние на интеллектуальную, эмоциональную и действенную сферы учащихся. Работа с растениями способствует познавательной активности учащихся, развитию наблюдательности, самостоятельности, аккуратности, трудолюбия.

16. Прогулка «У природы нет плохой погоды»
Продолжить наблюдение за природой в весенний сезонный цикл. Беседа о бережном отношении к лесным и луговым цветам, насекомым, жабам, ящерицам, бабочкам. Так как именно они чаще всего становятся жертвами неразумной любви и жестокости людей. Рассказ о том, что животные и растения не живут изолированно друг от друга, они взаимосвязаны между собой и с местом обитания.

Диагностический инструментарий:
— изучение эмоций и чувств ребёнка, которые он испытывает в процессе общения с природой (аффектный компонент ценностей);
— изучение умений и навыков взаимодействия с природным окружением (деятельностный компонент проявления ценностного отношения к миру природы).

Уровень сформированности аффектного компонента

Уровень Оценка, балл Младший школьный возраст
Высокий 2 Ребёнок проявляет устойчивый интерес к заданию, внимательно рассматривает предложенную ситуацию, выделяет основные связи и закономерности, активно выражает свои эмоции в речи, мимике, жестах; сочувствует и сопереживает объектам природы, предлагает позитивные решения ситуации, аргументирует свои ответы и выводы.
Средний 1 Ребёнок заинтересован заданием, но интерес неустойчив; не всегда адекватно оценивает ситуацию на картинке; не всегда замечает основные связи и зависимости, отмечает второстепенные детали; делает выводы по наводящим вопросам взрослого.
Низкий 0 Ребёнок либо индифферентен к заданию, либо проявляет негативные эмоции и отношение к объектам природы.

Уровень сформированности деятельного компонента

Уровень Оценка, балл Младший школьный возраст
высший 2 Ребёнок принимает задачу полностью; самостоятельно устанавливает зависимость способа ухода за растениями от его внешнего вида, строения, технически точно выполняет трудовые операции; проявляет положительные эмоции в процессе трудовой деятельности; проявляет устойчивый интерес к деятельности.
средний 1 Ребёнок принимает задачу частично; только при помощи взрослого устанавливает зависимость способа ухода за растением от его внешнего вида, строения; под руководством взрослого выполняет трудовые операции; при выполнении трудовых операций допускает технические неточности; интерес к деятельности неустойчив.
низкий 0 Ребёнок затрудняется в установлении зависимости способа ухода за растением от его внешнего вида и строения; не проявляет желания участвовать в трудовой деятельности по уходу за растениями.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название темы Вид работы Время проведения
1 «У природы нет плохой погоды» (осенний цикл) Прогулка Сентябрь
2 Продолжение работы по проекту «Очистим и украсим кусочек планеты» Практическая деятельность Сентябрь
3 «Этажи леса» Прогулка Октябрь
4 Игра «Где клад?» Игра Октябрь
5 «Фантазия и творчество» (конкурс на лучшую поделку из природного материала) Практическая деятельность Ноябрь
6 Праздник «Рыженькая осень» Творческая работа Ноябрь
7 «У природы нет плохой погоды» (зимний цикл) Прогулка Декабрь
8 «Покорми птиц» (конкурс плакатов). «Мы рядом, мы поможем» — волонтёрское движение Практическая пропагандистская Декабрь
9 «Птичья столовая» — организация зимних кормушек Практическая работа Декабрь
10 «История родного края» (экскурсия в краеведческий музей) Экскурсия Январь
11 «Мой край Мелекесский» (конкурс рисунков) Творческая практическая работа Январь
12 «Сосна и всё вокруг» (экологический спектакль) Творческая работа Февраль
13 «Наш цветник» (конкурс проектов) Практическая работа Февраль
14 «Лучшие семена для цветника» (волонтёрское движение) Пропагандистская деятельность Февраль
15 Посев семян цветов в ящики для рассады и уход за ней Практическая работа Март
16 «У природы нет плохой погоды» (весенний цикл) Прогулка Апрель
17 «Очистим и украсим кусочек планеты» (работа по проекту) Практическая работа Апрель
18 «В гостях у Берендея» Поход в лес Апрель

Литература
Для педагога:

  1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Захлебный А.Н. На экономической тропе. – М.: Знание, 1986.
  3. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. – М.: Педагогика, 1981.
  4. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. – М., 1980.
  5. Прохорова Л. П., Фоминых Н. М. Изучение комнатных растений с младшей школы. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2005.
  6. Салеева Л.П. Опыт экологического воспитания младшей школы. – «Начальная школа», №4, 1991.
  7. Советская энциклопедия лекарственных растений. – М., 2006.
  8. Сосновская И.П. Редкие исчезающие животные (По страницам Красной книги СССР). – М., 1987.

Для учащихся:

  1. Экология для детей. – Самарский клуб экологов, ИД «Фёдоров», 1994.