Родники в Языковском парке

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе


Мишина Татьяна Александровна, воспитатель детского сада «Теремок», р.п.Языково, Ульяновская область


 

Цель: формирование элементарных научных экологических знаний. Обобщение знаний детей о природных объектах и их охране. Развитие любознательности, мышления, внимания. Развитие речи через загадки, сказки. Формировать у детей желание сохранить окружающую среду.

Задачи:
Учебная: формировать представление о роднике как природном объекте.
Развивающая: развивать наблюдательность, внимание, мышление и память.
Воспитательная: способствовать воспитанию добрых чувств и добрых дел, любви к природе.
Речевая: развивать навыки активной речи, активировать и обогащать словарный запас детей.

Предварительная работа: чтение познавательной и художественной литературы природоведческого характера, экологических сказок; заучивание стихотворений, народных примет, пословиц, поговорок; рассматривание картин, иллюстраций.

Материал: макет родника; ноутбук, проектор; мультфильм «Сладкий родник» Союзмультфильм, 1982 г. Режиссер: Иван Аксенчук.
 
 
Ход занятия:
 
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У меня сегодня замечательное настроение, потому что мы с вами отправляемся в путешествие в одно замечательное место, а вот что мы там увидим, вы догадаетесь, отгадав мою загадку:

Он без рук, он без ног,
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной
Ледяной поит водой.
 
Дети: Это родник!
 
Воспитатель: Молодцы! Мы отправимся в путь пешком в Языковский парк.
Итак, мы с вами пришли к началу родника, его ещё называют истоком, здесь нам предстоит ответить на несколько вопросов:

  1. Как вы думаете, что такое родник? (Ответы детей)

Родник — это ручей. Он бежит, журчит холодной водой. И летом, в жаркую погоду, родник является источником прохлады.

  1. Ребята, как вы думаете, откуда берется вода в реках? (Ответы детей)

Многие реки и озера, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников. Вода прячется глубоко под землёй, она пробирается из-под земли тоненькими струйками — родниками.

  1. Какая вода в роднике и почему? (Ответы детей)

Вода в роднике всегда чистая и прохладная, так как пробираясь из-под земли, она не успевает нагреться, а земля служит для воды фильтром, через который она очищается. А теперь предлагаю вам немного отдохнуть, подышать свежим воздухом, полюбоваться родником.

Воспитатель и дети подходят к роднику, в котором лежат пластиковые бутылки, полиэтилен и др. мусор.

— Ой, здесь уже кто-то побывал до нас! Кто мог так замусорить родничок? (Люди, туристы)
— Что же нам сделать, чтобы родник стал чище и краше?

1 ребёнок: Здравствуй, добрый родничок!
Мы хотим с тобой дружить!
2 ребёнок: Бережок почистить твой, мусор весь убрать.
И тебя от злых людей будем охранять.
3 ребёнок: Всем, кто к роднику идёт, гость наш или местный,
Все вместе: Мы вас просим, люди, берегите наш родник – природы дар чудесный!

Дети и воспитатель собирают мусор

Воспитатель: Вот какие мы молодцы. Как вы думаете, а какое настроение у родничка? (Радостное, хорошее, весёлое)
-А почему настроение у родничка стало весёлым? (Потому что мы убрали мусор, и родничок стал чистым)
— А какое настроение у вас стало? (Радостное, хорошее, весёлое)
— А почему настроение у вас стало весёлым? (Потому что мы помогли родничку)
Вот видите, как приятно делать добрые дела. А теперь давайте немножко отдохнём, проведём физкультминутку.

Физкультминутка
Родничок меж трав бежит (бег на месте)
Тихо по камням журчит:
С камешка на камень – скок
Прыгает наш родничок. (дети прыгают)
Родничок наш изогнулся,
Влево, вправо повернулся (повороты в стороны)
Между кочек затаился (приседают на корточки)
Вверх на горку заискрился (поднимаются)
Снова быстро побежал, (бегут на месте)
В реку широкую упал! (дети все сбегаются вместе, образуя реку)
 
А теперь мы с вами отправляемся дальше, к тому месту, где вода из родника попадает в большой водоём. Здесь я хотела бы прочитать вам сказку.

Сказка «Родник»
С давних пор на дне оврага жил весёлый и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр. Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили свои гнёзда. Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы.
В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артём играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артём пошёл за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артём тоже сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам. Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник ветки и камни. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый весёлый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артёма на целый год, и он давно мечтал подружиться с ними.
Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.
Когда Андрей и Петя ушли домой, Артём присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.
— Что это с ними? – подумал мальчик. – Чего они хотят?
Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика. У Артёма закружилась голова, и он крепко зажмурил глаза. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте. Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба лился на землю знойный воздух. Артёму стало жарко и очень захотелось пить. Он побрёл по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага.
Овраг показался мальчику знакомым, но на его дне не журчал весёлый родничок. Черёмуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинками, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.
— Куда делся родник? Что случилось с оврагом? – подумал Артём.
Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:
— Артёмка! Где ты?
— Я здесь, дедушка! – отозвался мальчик. – Мне приснился такой страшный сон! – И Артём рассказал обо всём дедушке.
Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:
— Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что приснилось тебе во сне, пойдём очищать родник от мусора.
Дедушка и Артём открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.
 
Воспитатель: Вам понравилась сказка? Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов:
— Как вы думаете, хорошую ли игру придумали ребята? Почему?
— Как бы вы поступили на месте Артёма?
— Какой вред приносят природе такие игры?
— Что могло случиться с природой, если бы родник пересох?
— Как вы думаете, нужно ли заботиться о родниках, и каким образом это можно сделать? (Ответы детей)
Конечно же, люди должны заботиться об этих источниках чистой питьевой воды, ведь многие из них считаются святыми. Возле родника нельзя мусорить, мыть в источнике грязную обувь, нельзя преграждать дорогу воде, бросать камни, палки и т.д.
В целом на территории Языковского парка находится 12 родников, с которыми связано множество легенд и сказаний. Считается, что вода в них целебная. Как известно, в семье Языковых было три брата: Николай (поэт), Пётр (геолог и историк-краевед) и Александр (предводитель дворянства). Все они были прекрасно воспитаны, обладали творческими способностями и были очень дружны. В центральной части парка бьют три родника, впадающих в один пруд, которые так и названы — родники-братья, символизирующие семейное единство, братскую любовь и благополучие…

Мы верим с надеждой отныне,
Что в жизнь воплотится мечта:
Российскою станут святыней
Языковские места.
Языковский парк, ты — поэма
В страницах аллей и прудов,
Ты – память России, ты – время
Немеркнущих славных годов.
(А.Чесноков)
 
Воспитатель: Что вам понравилось в сегодняшнем путешествии? Что нового узнали? Было ли для вас что-то трудно и непонятно? Какое у вас настроение?

Список литературы

  1. Бобылева Л. К природе — с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками /Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. — 2010. — № 4. — С. 38-43.
  2. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом — природа»: блок занятий «Я и природа» /Рыжова Н. А.- М.: ООО «Карапуз-дидактика», 2005. — 192 с.
  3. Суркина С.А. Экологическое образование дошкольников: учебное пособие /С.А.Суркина. — Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. — 103 с.
  4. Трофимов Ж.А., В.Н. Андреев-Бурлак: память и наследие. – Ульяновск: Симбирская книга, 1995. – 252 с. ил.
  5. Трофимов Ж.А. Симбирские дни Пушкина: исследования и находки. – Ульяновск: Печатный двор, 1999. – 144 с.: ил.
  6. Трофимов Ж.А. Арнольдов Михаил Васильевич// Ульяновская-Симбирская энциклопедия в 2 т. – Ульяновск, 2000. – Т. 1: А – М. – С. 39.
  7. Трофимов Ж.А. Белокрысенко Арсений Фёдорович// Ульяновская-Симбирская энциклопедия в 2 т. – Ульяновск, 2000. – Т. 1: А – М. – С. 60.
  8. Янакиева Э. К. Теоретические вопросы экологического воспитания / 9 Янакиева Э. К.// Современный детский сад. — 2008. — № 8. — С. 49-54.