Экология для младших школьников (ч.2)

Авторская программа – спецкурс по экологии для учащихся 2 класса


Лидия Ивановна Карасёва, учитель МОУ Зерносовхозская средняя школа имени М.Н.Костина, Ульяновская область


Цели:
— формировать у ребят чувство рачительного хозяина своей земли, её защитника, чувство ответственности, всех вместе и каждого в отдельности, за всё, что происходит на нашей планете;
— воспитывать экологически компетентную личность;
— развивать интерес учащихся к исследовательской деятельности.
Задачи:
— расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация.
— углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки;
— обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности детей по изучению и охране окружающей среды.

Требования к знаниям, умениям и навыкам
После изучения курса учащиеся должны знать:
— понятие «экология»;
— народные приметы;
— народные названия месяцев;
— называть характерные особенности всех времен года;
— историю своего края;
— несколько видов комнатных растений и правила ухода за ними;
— лечебные свойства некоторых растений;
— народные приметы;
— временные изменения в жизни растений и животных;
— правила поведения в природе.
Должны уметь:
— использовать народные приметы в прогнозе погоды;
— объяснять природные явления;
— ухаживать за комнатными растениями;
— составлять цепи питания;
— применять правила поведения в природе;
— различать некоторые породы деревьев, кустарников и трав;
— оказывать помощь зимующим птицам.
Должны применять:
участие в проекте «Очистим и украсим кусочек планеты».

Учебно-тематический план
 

Название темы Всего часов Беседы Практич. занятия Экскурсии
1 Наука о доме (вступительная беседа по экологии 1 1
2 Осенние изменения в природе 3 2 1
3 Родной край 6 1 1 4
4 Комнатные растения 4 3 1
5 Зимние изменения в природе 4 3 1
6 Экологический лекторий 8 3 5
7 Весенние изменения в природе 3 1 2
8 Дидактическая игра-викторина «Мы знаем и любим природу» 1 1
9 «Звёздный час» (на экологическую тему) 1 1
10 Лето. Правила поведения в природе. 1 1
Всего 32 5 18 9
Резервное время 2

 
Содержание программы (34 часа)

1. Наука о доме (1 час)
Что такое экология? Экология – это наука, которая исследует, каким образом растения, животные и человек связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей природе и как они на нее влияют. Эта наука не только помогает нам понять природу, но и учит, как ее сберечь. Ведь каждый год гибнут сотни и тысячи растений и животных из-за того, что окружающая нас природа меняется, и приспособиться к ней все труднее и труднее.

2. Осенние изменения в природе (3 часа)
Экскурсии и практические работы по распознаванию примет осени.
Знакомство со старинными названиями осенних месяцев. Объяснение такого осеннего явления, как листопад, почему листья с березы опадают. Знакомство с осенними изменениями в жизни диких животных, почему некоторые животные впадают в спячку (ёж).

3. Родной край (6 часов)
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных (деревьев, кустарников и травянистых растений). Использование с этой целью атласа-определителя «От земли до неба». Объяснение происхождения названий некоторых растений и животных с целью их наилучшего запоминания.
Знакомство с трудом хлебороба, знатными хлеборобами СПК им. Н.К.Крупской. Экскурсии в мехотряд, на местную пекарню для более полного понимания детьми, как приходит хлеб на стол.
Экскурсия в местный музей с целью ознакомления детей с деятельностью людей, их трудовыми подвигами, показать роль СПК им. Н.К.Крупской в объеме государственного значения; воспитывать чувство гордости за дела и людей родного края.

4. Комнатные растения (4 часа)
В решении задач, позволяющих осуществить экологические образование и воспитание младших школьников, существенную роль играют комнатные растения, обеспечивающие взаимное согласованное влияние на интеллектуальную, эмоциональную и действенную сферы учащихся.
Изучение комнатных растений способствует активизации познавательной активности учащихся, развитию наблюдательности, самостоятельности, аккуратности, трудолюбия.
Экскурсия в «Зимний сад» позволит наглядно познакомить детей с видами домашних растений, вызвать положительные эмоции, интерес к растениям, желание заняться их разведением. Результатом этой экскурсии может стать поисковая работа учащихся в определении растений в своем классе и составление этикетки к каждому растению.

Дать первоначальные знания по уходу за комнатными растениями: полив, рыхление, опрыскивание, мытье, обрезка и прищипка, формовка, очистка. Результатом этого занятия может явиться создание «Дневника наблюдений» и само наблюдение за ростом растений.
Многие растения обладают лечебными свойствами, оздоравливающими воздух помещения. Это связано с наличием в них фитонцидов – особых летучих веществ, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Для микроорганизмов – это яды, но эти яды в высшей степени полезны человеку.
Один из советов, которые дают специалисты по видеоэкологии, состоит в том, что люди в помещении, где они находятся подолгу, обязательно должны завести комнатные растения.

5. Зимние изменения в природе (4 часа)
Знакомство со старинными названиями зимних месяцев, народными приметами. Роль снега в жизни растений. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры на примере зайца.
Практическая работа по изготовлению кормушек для птиц и организация «Птичьей столовой».

6. Экологический лекторий (8 часов)
Экологические связи в живой природе. Почему белые медведи и слоны не живут в нашем лесу? Пищевые цепочки и их звенья: 1 звено – лес, 2 звено – все те, кто питается растениями, 3 звено – охотники: насекомые, лягушки, птицы, мелкие звери, 4 звено – те, которые охотятся на охотников: ястребы, совы, волки, рыси, бурые медведи.
Экологический взрыв (на примере леммингов в тундре и кроликов в Австралии).
Знакомство с Красной книгой. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (знакомство с 2-3 заповедниками по выбору учителя и учащихся).
Кислый дождь. Влияние загрязнений окружающей среды на природу и здоровье человека.
В природе всё связано друг с другом.

7. Весенние изменения в природе (3 часа)
Экскурсия и практические занятия по распознаванию примет весны. Старинные названия весенних месяцев, народные приметы. Знакомство с жизнью растений весной, правилами посадки культурных растений на огороде.
Экскурсия на поле СПК им. Н.К.Крупской «Как хлеб растет».

8. Занимательная экология (2 часа)
Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов на дидактическом уроке-игре «Мы знаем и любим природу» и «Звёздный час» (на экологическую тему).

9. Лето. Правила поведения в природе. (1 час)
Изготовление школьных условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для друзей и взрослых.

Дата Тема Кол-во часов Практическая работа Наглядность Методы обучения Знания и умения
1. Наука о доме 1 час Плакат «Защити природу» Иллюстрации с изображением природы;
Красная книга
Беседа с элементами практической работы Что такое экология
2. Осенние изменения в природе:
1) Осень в природе. Народные приметы. Экскурсия в парк.
2) На дворе осень. Почему с берёзы листья опадают?
3) Осенние изменения в жизни животных. Листопаднички.
3 часа 1) Составление гербария из осенних листьев.
2) Рисунок берёзового листа.
3) Работа с пластилином и природным материалом.
«Ёжик».
И. Левитан «Берёзовая роща»;
иллюстрации берёзы;
С. Есенин «Берёза»;
запись песни «Во поле берёза стояла».
Иллюстрации животных: белка, лиса, волк, заяц, ёж.
1) Урок-экскурсия.
2) Беседа с элементами практической работы.
3) Практическая работа с элементами беседы.
Знать народные названия осенних месяцев.
Уметь объяснить, почему с деревьев опадают листья.
Знать осенние изменения в жизни животных.
3. Родной край:
1) Деревья в нашем посёлке.
2) Трава у нашего дома. Крапива. Репейник.
3) Откуда хлеб пришёл? О труде хлебороба.
4) Экскурсия в мехотряд.
5) Экскурсия в совхозную пекарню.
6) Экскурсия в совхозный музей.
6 час. Изготовление поделки из семян репейника. Иллюстрации с изображением труда хлебороба.
Фотографии передовиков-трактористов и комбайнёров.
1) Урок-экскурсия.
2) Практическая работа с элементами беседы.
3) Урок-путешествие.
4) Урок-экскурсия.
5) Урок-экскурсия.
6) Урок-экскурсия.
Знать труд хлебороба, бережно относиться к хлебу.
Знать историю своего села.
4. Комнатные растения:
1) Растения зимнего сада.
2) Уход за комнатными растениями.
3) Лечебные свойства комнатных растений.
4) Вечер-конкурс «Зелёные соседи».
4 часа Составление этикеток для растений класса.
Рыхление, полив, пересадка комнатных растений, создание дневника наблюдений за их ростом.
Рисунок «Лекарства Айболита».
Иллюстрации комнатных растений. 1) Экскурсия в «Зимний сад», поисковая работа учащихся.
2) Беседа с элементами практической работы.
3) Урок-практикум.
4) Урок-игра.
Знать несколько видов комнатных растений, правила ухода за ними.
5. Зимние изменения в природе:
1) Зима в природе. Народные приметы. Экскурсия в зимний парк.
2) Беседа о зимующих птицах. Операция «Птичья столовая».
3) Беседа о животных. «Настовичок».
4) Где зимуют лягушки?
4 часа Проект своей кормушки.
Аппликации из пуха.
Лепка из пластилина лягушки; составление мини-сказки о лягушке.
Иллюстрации зимующих птиц;
плакат «Как сделать кормушку».
Иллюстрации зимнего и летнего зайца, чучело зайца.
Сказка А.И. Пантелеева «Лягушка-путешественница»; иллюстрации лягушки.
1) Урок-экскурсия
2) Практическая работа с элементами беседы.
3) Практическая работа с элементами беседы.
4) Беседа с элементами практической работы.
Знать народные названия осенних месяцев, народные приметы, правила ухода за зимующими птицами.
6. Экологический лекторий:
1) Почему белые медведи не живут в лесу?
2) Хищники и жертвы.
3) Лес и его обитатели.
4) Невидимые весы (звенья пищевых цепочек).
5) Экологический взрыв.
6) Красная книга.
7) Что такое «кислый дождь»?
8) Загадки природы.
8 час. Составление цепи питания бурого и белого медведя.
Составление правил поведения в лесу.
Составление звеньев пищевых цепочек.
Начать составление Красной книги своего района.
Изготовление мини-книжки «Загадки природы».
Иллюстрации бурого и белого медведя.
Иллюстрации хищных зверей.
Иллюстрации с изображением леса и его обитателей.
Иллюстрации животных.
Красная книга.
1) Практическая работа с элементами беседы.
2) Беседа.
3) Практическая работа с элементами беседы.
4) Урок-практикум, беседа.
5) Беседа.
6) Урок-практикум
7) Беседа.
8) Урок-игра.
Уметь составлять цепочки питания, знать правила поведения в природе.
7. Весенние изменения в природе:
1) Весна в природе. Народные приметы.
2) Жизнь растений весной. Экскурсия в сад-огород.
3) Как хлеб растёт? Экскурсия на совхозное поле.
4) Дидактическая игра-викторина «Мы знаем и любим природу».
5) «Звёздный час» (на экологическую тему)
3 часа Рисунок «Весна! Весна! И все ей рады!»
Рисунок «Хлеб — всему голова».
К. Юон «Весенний солнечный день».
Весенние иллюстрации.
1) Беседа с элементами практической работы.
2) Урок-экскурсия.
3) Урок-экскурсия.
4) Урок-игра.
5) Урок-игра.
Знать названия весенних месяцев -не только общепринятые, но и народные, весенние приметы и уметь их применять в определении погоды.
9. Лето. Правила поведения в лесу 1 час Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе. Я. Герасимов «Натюрморт».
Памятки «Как правильно разжечь костёр».
Плакаты «Береги природу»
Практическая работа с элементами беседы.

 
 
Литература
Для педагога:

  1. Большая книга животных. – М., 2007.
  2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М., 2004.
  3. Гринёва Е.А., Павлова М.И. Учись наблюдать и рассказывать о природе. / Методическое пособие. – Ульяновск, 1998.
  4. Дмитриев Ю. Соседи по планете. – М., 1996.
  5. Ивин М.Е. Мы и они. – Ленинград, 1984.
  6. Комнатные растения. / Мини-энциклопедия. – М., 2006.
  7. Плешаков А.А. Природа. / Пособие для начальной школы – Самара, 1996.
  8. Пожарницкая Н.М. Путешествие к домашним животным. – М., 1987.
  9. Прохорова С.Ю., Фоминых Н.М. Изучение комнатных растений с младшими школьниками. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2005.
  10. Советская энциклопедия лекарственных растений. – М., 2006.
  11. Сосновский И.П. Редкие исчезающие животные (По страницам Красной книги СССР). – М., 1987.

Для учащихся:
Экология для детей. – Самарский клуб экологов. ИД «Фёдоров», 1994.