Экология для младших школьников (ч.2)
Авторская программа – спецкурс по экологии для учащихся 2 класса
Лидия Ивановна Карасёва, учитель МОУ Зерносовхозская средняя школа имени М.Н.Костина, Ульяновская область
Цели:
— формировать у ребят чувство рачительного хозяина своей земли, её защитника, чувство ответственности, всех вместе и каждого в отдельности, за всё, что происходит на нашей планете;
— воспитывать экологически компетентную личность;
— развивать интерес учащихся к исследовательской деятельности.
Задачи:
— расширение экологических представлений младших школьников, формируемых в основном курсе, их конкретизация.
— углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки;
— обеспечение более широкой и разнообразной, чем это возможно в рамках основного курса, практической деятельности детей по изучению и охране окружающей среды.
Требования к знаниям, умениям и навыкам
После изучения курса учащиеся должны знать:
— понятие «экология»;
— народные приметы;
— народные названия месяцев;
— называть характерные особенности всех времен года;
— историю своего края;
— несколько видов комнатных растений и правила ухода за ними;
— лечебные свойства некоторых растений;
— народные приметы;
— временные изменения в жизни растений и животных;
— правила поведения в природе.
Должны уметь:
— использовать народные приметы в прогнозе погоды;
— объяснять природные явления;
— ухаживать за комнатными растениями;
— составлять цепи питания;
— применять правила поведения в природе;
— различать некоторые породы деревьев, кустарников и трав;
— оказывать помощь зимующим птицам.
Должны применять:
— участие в проекте «Очистим и украсим кусочек планеты».
Учебно-тематический план
№ | Название темы | Всего часов | Беседы | Практич. занятия | Экскурсии |
1 | Наука о доме (вступительная беседа по экологии | 1 | 1 | ||
2 | Осенние изменения в природе | 3 | 2 | 1 | |
3 | Родной край | 6 | 1 | 1 | 4 |
4 | Комнатные растения | 4 | 3 | 1 | |
5 | Зимние изменения в природе | 4 | 3 | 1 | |
6 | Экологический лекторий | 8 | 3 | 5 | |
7 | Весенние изменения в природе | 3 | 1 | 2 | |
8 | Дидактическая игра-викторина «Мы знаем и любим природу» | 1 | 1 | ||
9 | «Звёздный час» (на экологическую тему) | 1 | 1 | ||
10 | Лето. Правила поведения в природе. | 1 | 1 | ||
Всего | 32 | 5 | 18 | 9 | |
Резервное время | 2 |
Содержание программы (34 часа)
1. Наука о доме (1 час)
Что такое экология? Экология – это наука, которая исследует, каким образом растения, животные и человек связаны друг с другом, как они приспособлены к окружающей природе и как они на нее влияют. Эта наука не только помогает нам понять природу, но и учит, как ее сберечь. Ведь каждый год гибнут сотни и тысячи растений и животных из-за того, что окружающая нас природа меняется, и приспособиться к ней все труднее и труднее.
2. Осенние изменения в природе (3 часа)
Экскурсии и практические работы по распознаванию примет осени.
Знакомство со старинными названиями осенних месяцев. Объяснение такого осеннего явления, как листопад, почему листья с березы опадают. Знакомство с осенними изменениями в жизни диких животных, почему некоторые животные впадают в спячку (ёж).
3. Родной край (6 часов)
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных (деревьев, кустарников и травянистых растений). Использование с этой целью атласа-определителя «От земли до неба». Объяснение происхождения названий некоторых растений и животных с целью их наилучшего запоминания.
Знакомство с трудом хлебороба, знатными хлеборобами СПК им. Н.К.Крупской. Экскурсии в мехотряд, на местную пекарню для более полного понимания детьми, как приходит хлеб на стол.
Экскурсия в местный музей с целью ознакомления детей с деятельностью людей, их трудовыми подвигами, показать роль СПК им. Н.К.Крупской в объеме государственного значения; воспитывать чувство гордости за дела и людей родного края.
4. Комнатные растения (4 часа)
В решении задач, позволяющих осуществить экологические образование и воспитание младших школьников, существенную роль играют комнатные растения, обеспечивающие взаимное согласованное влияние на интеллектуальную, эмоциональную и действенную сферы учащихся.
Изучение комнатных растений способствует активизации познавательной активности учащихся, развитию наблюдательности, самостоятельности, аккуратности, трудолюбия.
Экскурсия в «Зимний сад» позволит наглядно познакомить детей с видами домашних растений, вызвать положительные эмоции, интерес к растениям, желание заняться их разведением. Результатом этой экскурсии может стать поисковая работа учащихся в определении растений в своем классе и составление этикетки к каждому растению.
Дать первоначальные знания по уходу за комнатными растениями: полив, рыхление, опрыскивание, мытье, обрезка и прищипка, формовка, очистка. Результатом этого занятия может явиться создание «Дневника наблюдений» и само наблюдение за ростом растений.
Многие растения обладают лечебными свойствами, оздоравливающими воздух помещения. Это связано с наличием в них фитонцидов – особых летучих веществ, которые губительно действуют на болезнетворные микробы. Для микроорганизмов – это яды, но эти яды в высшей степени полезны человеку.
Один из советов, которые дают специалисты по видеоэкологии, состоит в том, что люди в помещении, где они находятся подолгу, обязательно должны завести комнатные растения.
5. Зимние изменения в природе (4 часа)
Знакомство со старинными названиями зимних месяцев, народными приметами. Роль снега в жизни растений. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры на примере зайца.
Практическая работа по изготовлению кормушек для птиц и организация «Птичьей столовой».
6. Экологический лекторий (8 часов)
Экологические связи в живой природе. Почему белые медведи и слоны не живут в нашем лесу? Пищевые цепочки и их звенья: 1 звено – лес, 2 звено – все те, кто питается растениями, 3 звено – охотники: насекомые, лягушки, птицы, мелкие звери, 4 звено – те, которые охотятся на охотников: ястребы, совы, волки, рыси, бурые медведи.
Экологический взрыв (на примере леммингов в тундре и кроликов в Австралии).
Знакомство с Красной книгой. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (знакомство с 2-3 заповедниками по выбору учителя и учащихся).
Кислый дождь. Влияние загрязнений окружающей среды на природу и здоровье человека.
В природе всё связано друг с другом.
7. Весенние изменения в природе (3 часа)
Экскурсия и практические занятия по распознаванию примет весны. Старинные названия весенних месяцев, народные приметы. Знакомство с жизнью растений весной, правилами посадки культурных растений на огороде.
Экскурсия на поле СПК им. Н.К.Крупской «Как хлеб растет».
8. Занимательная экология (2 часа)
Обобщение основных теоретических знаний и подведение итогов на дидактическом уроке-игре «Мы знаем и любим природу» и «Звёздный час» (на экологическую тему).
9. Лето. Правила поведения в природе. (1 час)
Изготовление школьных условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для друзей и взрослых.
Дата | Тема | Кол-во часов | Практическая работа | Наглядность | Методы обучения | Знания и умения |
1. Наука о доме | 1 час | Плакат «Защити природу» | Иллюстрации с изображением природы; Красная книга |
Беседа с элементами практической работы | Что такое экология | |
2. Осенние изменения в природе: 1) Осень в природе. Народные приметы. Экскурсия в парк. 2) На дворе осень. Почему с берёзы листья опадают? 3) Осенние изменения в жизни животных. Листопаднички. |
3 часа | 1) Составление гербария из осенних листьев. 2) Рисунок берёзового листа. 3) Работа с пластилином и природным материалом. «Ёжик». |
И. Левитан «Берёзовая роща»; иллюстрации берёзы; С. Есенин «Берёза»; запись песни «Во поле берёза стояла». Иллюстрации животных: белка, лиса, волк, заяц, ёж. |
1) Урок-экскурсия. 2) Беседа с элементами практической работы. 3) Практическая работа с элементами беседы. |
Знать народные названия осенних месяцев. Уметь объяснить, почему с деревьев опадают листья. Знать осенние изменения в жизни животных. |
|
3. Родной край: 1) Деревья в нашем посёлке. 2) Трава у нашего дома. Крапива. Репейник. 3) Откуда хлеб пришёл? О труде хлебороба. 4) Экскурсия в мехотряд. 5) Экскурсия в совхозную пекарню. 6) Экскурсия в совхозный музей. |
6 час. | Изготовление поделки из семян репейника. | Иллюстрации с изображением труда хлебороба. Фотографии передовиков-трактористов и комбайнёров. |
1) Урок-экскурсия. 2) Практическая работа с элементами беседы. 3) Урок-путешествие. 4) Урок-экскурсия. 5) Урок-экскурсия. 6) Урок-экскурсия. |
Знать труд хлебороба, бережно относиться к хлебу. Знать историю своего села. |
|
4. Комнатные растения: 1) Растения зимнего сада. 2) Уход за комнатными растениями. 3) Лечебные свойства комнатных растений. 4) Вечер-конкурс «Зелёные соседи». |
4 часа | Составление этикеток для растений класса. Рыхление, полив, пересадка комнатных растений, создание дневника наблюдений за их ростом. Рисунок «Лекарства Айболита». |
Иллюстрации комнатных растений. | 1) Экскурсия в «Зимний сад», поисковая работа учащихся. 2) Беседа с элементами практической работы. 3) Урок-практикум. 4) Урок-игра. |
Знать несколько видов комнатных растений, правила ухода за ними. | |
5. Зимние изменения в природе: 1) Зима в природе. Народные приметы. Экскурсия в зимний парк. 2) Беседа о зимующих птицах. Операция «Птичья столовая». 3) Беседа о животных. «Настовичок». 4) Где зимуют лягушки? |
4 часа | Проект своей кормушки. Аппликации из пуха. Лепка из пластилина лягушки; составление мини-сказки о лягушке. |
Иллюстрации зимующих птиц; плакат «Как сделать кормушку». Иллюстрации зимнего и летнего зайца, чучело зайца. Сказка А.И. Пантелеева «Лягушка-путешественница»; иллюстрации лягушки. |
1) Урок-экскурсия 2) Практическая работа с элементами беседы. 3) Практическая работа с элементами беседы. 4) Беседа с элементами практической работы. |
Знать народные названия осенних месяцев, народные приметы, правила ухода за зимующими птицами. | |
6. Экологический лекторий: 1) Почему белые медведи не живут в лесу? 2) Хищники и жертвы. 3) Лес и его обитатели. 4) Невидимые весы (звенья пищевых цепочек). 5) Экологический взрыв. 6) Красная книга. 7) Что такое «кислый дождь»? 8) Загадки природы. |
8 час. | Составление цепи питания бурого и белого медведя. Составление правил поведения в лесу. Составление звеньев пищевых цепочек. Начать составление Красной книги своего района. Изготовление мини-книжки «Загадки природы». |
Иллюстрации бурого и белого медведя. Иллюстрации хищных зверей. Иллюстрации с изображением леса и его обитателей. Иллюстрации животных. Красная книга. |
1) Практическая работа с элементами беседы. 2) Беседа. 3) Практическая работа с элементами беседы. 4) Урок-практикум, беседа. 5) Беседа. 6) Урок-практикум 7) Беседа. 8) Урок-игра. |
Уметь составлять цепочки питания, знать правила поведения в природе. | |
7. Весенние изменения в природе: 1) Весна в природе. Народные приметы. 2) Жизнь растений весной. Экскурсия в сад-огород. 3) Как хлеб растёт? Экскурсия на совхозное поле. 4) Дидактическая игра-викторина «Мы знаем и любим природу». 5) «Звёздный час» (на экологическую тему) |
3 часа | Рисунок «Весна! Весна! И все ей рады!» Рисунок «Хлеб — всему голова». |
К. Юон «Весенний солнечный день». Весенние иллюстрации. |
1) Беседа с элементами практической работы. 2) Урок-экскурсия. 3) Урок-экскурсия. 4) Урок-игра. 5) Урок-игра. |
Знать названия весенних месяцев -не только общепринятые, но и народные, весенние приметы и уметь их применять в определении погоды. | |
9. Лето. Правила поведения в лесу | 1 час | Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе. | Я. Герасимов «Натюрморт». Памятки «Как правильно разжечь костёр». Плакаты «Береги природу» |
Практическая работа с элементами беседы. |
Литература
Для педагога:
- Большая книга животных. – М., 2007.
- Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – М., 2004.
- Гринёва Е.А., Павлова М.И. Учись наблюдать и рассказывать о природе. / Методическое пособие. – Ульяновск, 1998.
- Дмитриев Ю. Соседи по планете. – М., 1996.
- Ивин М.Е. Мы и они. – Ленинград, 1984.
- Комнатные растения. / Мини-энциклопедия. – М., 2006.
- Плешаков А.А. Природа. / Пособие для начальной школы – Самара, 1996.
- Пожарницкая Н.М. Путешествие к домашним животным. – М., 1987.
- Прохорова С.Ю., Фоминых Н.М. Изучение комнатных растений с младшими школьниками. – Ульяновск: ИПК ПРО, 2005.
- Советская энциклопедия лекарственных растений. – М., 2006.
- Сосновский И.П. Редкие исчезающие животные (По страницам Красной книги СССР). – М., 1987.
Для учащихся:
Экология для детей. – Самарский клуб экологов. ИД «Фёдоров», 1994.