Хлеб — наше народное достояние

Урок ИЗО в 5 классе


Стрижакова Татьяна Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №2, п.Погар, Брянская область


 Цели и задачи: познакомить с произведениями изобразительного искусства, развивать зрительную память путем передачи впечатлений, пробуждение фантазии творческого воображения, учить умению сравнивать свою работу с изображаемой натурой и исправлять замеченные ошибки, развивать художественный вкус, прививать любовь к труду.

Зрительный ряд: И. Магиков «Московская снедь. Хлеба», В. Стожаров «Московская сдоба», А.Пластов «Жатва», разные виды хлеба.

Оборудование: альбомы, акварель, гуашь.
Межпредметная связь: литература.

Ход урока:

На доске: «Хлеб на стол, и стол расцвел»

I. Введение в тему

1. Вводная беседа. Отгадывание загадок

Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра на столе. (Хлеб)

Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами…
За что меня так губят? (Хлеб)

Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены,
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. (Колос)

Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю — людям добром плачу. (Хлеб)

2. Стихи о хлебе

В нем — здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зерна
Хлебом — тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.

В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.

Выплывают на просторы,
Ветер песню им поет,
Капитаны — комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед.

Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста, — готово,
В ящик сыплется оно.

Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут.

На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
Тесту тесно, много места,
«Ох, пустите», — шепчет тесто.
Ладно, пустим,
В печь давай.
Нарядился каравай!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.

3. Рассказ учителя
Хлеб никогда не доставался людям даром. На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почетных гостей встречать хлебом-солью. Посмотрите на стол. Вы видите разные сорта хлеба.

4. Проводится беседа по репродукциям И. Магикова «Московская снедь. Хлеба», В. Стожарова «Московская сдоба», А.Пластова «Жатва».

II. Творческая деятельность

1. Проверка готовности к уроку

— Я загадываю загадки, а вы показываете оборудование.

Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет. (Карандаш)

Если ей работу дать –
Зря трудился карандаш. (Резинка)

Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски)

Деятельность учащихся под руководством учителя. Выполняется набросок с натуры. Выполняется линейное изображение в жестких линиях

— Приготовьте акварельные и гуашевые краски и кисти. Например, есть основной цвет, а все остальные очень похожи на него, только более светлые или более темные, называются оттенками.
— Какие понадобятся цвета, чтобы разукрасить хлеб?

В процессе работы направлять деятельность учащихся.

2. Пословицы и поговорки

— Докажите вторую часть пословицы:

* Хлеб всему – голова.
* Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
* Хлеб — кормилец.
* Хлеб на стол, и стол – престол.
* Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба не прожить.
* Без печки холодно — без хлеба голодно.

3. Стихотворение о бережном отношению к хлебу

Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: «Берегите,
Берегите хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь
«Берегите хлеб вы, люди,
Научитесь хлеб беречь!»

4. Презентация хлеб

III. Итог урока

1. Экспресс-выставка
2. Уборка рабочих мест
3. На доске вывешивается плакат: «Хлеб всему голова»

Источник: конспекты-уроков.рф