Чем труднее учителю, тем легче ученику
Как живёт школа в Ясной Поляне, которую создал Лев Толстой
Лев Николаевич Толстой не только подарил нам четыре тома «Войны и мира» и 16 раз (!) номинировался на Нобелевскую премию, но и открыл школу мечты. Там уважали учеников и их творческие интересы, не задавали домашних заданий, а любое насилие по отношению к школьникам было запрещено. Яснополянская школа работает по сей день.
Внимание к личности ребёнка, ненасильственное проявление интереса к знаниям, развитие творческих способностей, поддержание уважительных отношений — всё это принципы работы Яснополянской школы, которую Лев Толстой открыл 160 лет назад. Мы узнали историю старой школы и поговорили с нынешними преподавателями о том, как в ней меняются поколения и какие традиции удалось сохранить.
«Я хочу образования для народа»
Яснополянская школа, открытая Львом Толстым в 1859 году, в то время сильно отличалась от других русских и зарубежных школ. В первую очередь это было связано с тем, что при её создании писатель руководствовался лишь одной идеей — теорией свободного воспитания. Он был убеждён, что дети будут заинтересованы в обучении лишь в том случае, если учителя будут относиться с уважением к ученикам и их творческим интересам.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать — он будет лучше того учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам — он совершенный учитель», — писал Толстой.
С 1859 по 1862 год Яснополянская школа Тульской области бесплатно работала для учеников от 7 до 15 лет. Всего было около 40 школьников и четырёх преподавателей, одним из которых был сам Лев Николаевич. Он учил старших ребят математике, истории и физике. Занятия начинались в 08:30 утра и заканчивались под вечер.
Во время уроков все ученики сидели в классах так, как им было комфортно. Школьники изучали русский язык, чтение, письмо, этику, труд, математику, черчение, физику, историю, естествознание, пение, рисование, гимнастику и религию.
Домашних заданий не было. Если ученик опаздывал на занятия или не приходил вовсе, его никто не наказывал.
Преподаватели понимали: во внеучебное время ребёнок мог быть по уши загружен помощью родителям в крестьянской работе. В школе также было запрещено любое насильственное действие по отношению к ученикам, как моральное, так и физическое. После уроков учителя вместе с учениками могли вместе ходить купаться или кататься на санях.
«Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей… И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе» — так писал о целях своей школы сам Толстой.
Порой могло показаться, что учителям в этой школе приходилось сложнее, чем ученикам. Педагоги должны были поддерживать интерес школьников к учёбе, учитывая индивидуальность каждого ребёнка. Должны были развивать их творческие стороны. Не только объяснять сложное просто, но и наглядно разъяснять, проводить опыты и экскурсии, обращать внимание на различные картины и таблицы, показывать явления в их естественном виде.
В книге «История образования и педагогической мысли» приведены примеры советов, разработанных Толстым, для учителей Яснополянской школы.
- Чем труднее учителю, тем легче ученику.
- Нужно, чтобы ученик не стыдился учителя и товарищей.
- То, чему учат ученика, должно быть понятно и занимательно.
- Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении.
- Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение.
- Урок должен быть соразмерен силам ученика.
Летом 1862 года на Льва Толстого поступил донос. Писателя обвиняли в том, что он содержит подпольную типографию. Это дало жандармам право прийти в дом писателя с обыском. Кроме того, жандармского полковника возмущало положительное отношение Толстого к крестьянам. В итоге писатель был вынужден закрыть школу.
В письме родственнице он писал: «Школы не будет, народ посмеивается, дворяне торжествуют, а мы волей-неволей, при каждом колокольчике, думаем, что едут везти куда-нибудь. У меня в комнате заряжены пистолеты, и я жду минуты, когда всё это разрешится чем-нибудь».
Вновь Яснополянская школа заработала только в 1928 году. В этот раз её открыла младшая дочь писателя — Александра Львовна, которая и стала её первым директором. Во время Великой Отечественной войны школу сожгли, от неё остались лишь стены. Только в 1948 году она была вновь открыта и работает по сей день.
С 1948 года ведёт свою историю и детский дом, воспитанники которого также учились в Яснополянской школе. Был период, когда их даже объединили в единую структуру под общим названием «Яснополянская школа-интернат». В 2014 году детский дом перестал существовать из-за аварийного состояния здания.
«Это сельская школа, где можно получить качественное образование»
Александр Сухоруков, заместитель директора по научно-методической работе:
«В 2018 году по инициативе губернатора были созданы два класса для одарённых детей, куда были набраны дети с разных концов Тульской области. Именно они живут в бывшем здании детского дома, которое было полностью отремонтировано. А наша школа получила название «Яснополянский образовательный комплекс имени Л.Н. Толстого», где сегодня учатся 235 человек. Что вполне нормально для сельской школы.
Долгое время в школе шёл эксперимент по возрождению педагогической идеи Толстого. Для него был важен принцип преподавания, который основывался на учёте личного опыта ребёнка, на отношениях между учениками и учителями. Большое внимание всегда уделялось сотворчеству. Учителя должны были не только делать что-то вместе с учениками на общих мероприятиях, но и вместе участвовать в исследовательской работе, спортивной и внешкольной жизни. Чтобы учитель всегда остался примером. Это одна из главных особенностей толстовской педагогики, которая актуальна и сегодня.
Кроме того, в нашей начальной школе существует большая игра под названием «Вселенная», где каждый класс — это планета. На ней есть премьер-министр, министр финансов, министр здравоохранения, министр спорта. Весь год ребята участвуют в мероприятиях, где получают метеориты — денежные единицы. Два раза в год класс может обменять все полученные метеориты во время аукциона, например, на канцтовары или игрушки. Детям это очень нравится. Здесь есть одновременно возможность для реализации творческих способностей, основы экономической теории и соуправления.
С 2003 года мы проводим спортивную олимпиаду для учеников и учителей. Она включает в себя семь туров. Школьники соревнуются со своими учителями в футболе, волейболе, настольном теннисе, баскетболе, киберспорте и шахматах.
Она пользуется популярностью, потому что каждый ребёнок готов сразиться с учителем, будь то в составе команды или в личном первенстве. Вообще, когда мы устраиваем такие общие мероприятия, будь то КВН, спектакли или день рождения школы, то всегда делаем так, чтобы в командах были и взрослые, и дети. Для нас важно сотворчество в каждом аспекте школьной жизни.
Ключевой момент всё же — появление центра поддержки одарённых детей. Благодаря этому Яснополянская школа пережила кардинальные изменения. Прежде всего материально-технические. Отремонтировано само здание, проведён ремонт всех кабинетов, завезено оборудование. Лабораторией пользуются абсолютно все ребята, не только из специализированных классов. Это очень правильно для сельских школ, где у детей не всегда есть возможность получить качественное образование. В Яснополянском комплексе она есть.
В школе существуют два музея — литературный имени Л. Н. Толстого и музей истории школы. Туда часто приходят воспитанники детских садов, школьники, иностранные гости. Посмотреть саму школу тоже может любой желающий, предварительно согласовав этот вопрос с администрацией школы.
В нашей школе существует крепкая связь поколений. Дети учатся здесь, поступают в университет, потом приходят к нам работать. Здесь учатся дети детей. К нам часто приезжают, чтобы перенять опыт толстовской педагогики. Мы всегда рады. Естественно, ощущение исторической значимости у наших учителей тоже есть. Все прекрасно понимают, в какой школе они работают. И всем это нравится».
«Мне всю жизнь помогает Лев Толстой»
Марина Кубарькова, выпускница Яснополянской школы и учительница английского языка:
«Моё знакомство с Яснополянской школой началось в качестве школьницы. После получения среднего образования я поступила в педагогический университет имени Льва Толстого. В 1984 году директор школы пригласил меня к себе работать. Сначала я четыре года была пионервожатой, потом стала преподавать английский язык.
В школьные времена я была активной ученицей. Прошла весь путь: октябрёнок, пионер, комсомолец. Яснополянскую школу любила безумно. Всегда хотела учиться. Уже с августа начинала мечтать о 1 сентября. Даже когда поступила в университет, каждое утро хотела свернуть по дороге в школу.
У нас были отличные педагоги. Самым любимым был директор — Дориан Михайлович Романов. Всю свою жизнь он посвятил разным школам, в том числе Яснополянской. Человек-легенда, который имел несколько высших образований. Преподавал русский язык, литературу и географию. Он много путешествовал, вёл туристический клуб. Общался с великими людьми и нас с ними знакомил. Например, с Иваном Папаниным.
В 1986 году Романов покинул школу. Но я продолжала навещать его дома. Он писал книгу про декабристов, читал мне свежие главы и говорил: «Марина, ты у меня первый слушатель». Дориан Михайлович ушёл из жизни в 2009 году.
За все годы, которые я провела в школе, изменилось многое. Недавно в ней сделали ремонт. Теперь Яснополянская школа свежая, комфортная, уютная.
Мне бывает горько и досадно, когда кто-нибудь из бывших выпускников школы забирает детей от нас и отдаёт другую в школу. Такое случается редко, но случается. Конечно, я уверена, что существует много хороших школ. Но мне кажется, что наша самая лучшая. Мы трепетно бережём традиции.
К нам часто приезжают люди из правительства или гости из других стран для обмена опытом. Однажды я проводила урок для Валентины Матвиенко. Мы всегда находимся на виду, поэтому нам постоянно приходится развиваться. Но самое ценное здесь — взаимоотношения учителя и ученика. Для хорошей учёбы нужно, чтобы всё было без давления. Если мы научим их учиться, тогда они сами горы свернут. Вот наша главная задача.
В своей работе я всегда ставлю на первое место то, что интересно детям. Нужно, чтобы всё было понятно, тогда интерес не будет пропадать. Ещё важно, чтобы всё было посильно. Тогда у учеников будет хорошая мотивация.
Я всегда говорю: «Мне всю жизнь помогает Лев Толстой». Я училась в его школе. Окончила институт его имени. Познакомилась со своим супругом в Никольско-Вяземской школе имени Л.Н. Толстого. Потом позвала его работать в Яснополянскую школу. Мы ездим в Берлин по обмену, потому что там есть школа Льва Толстого. Мы ездили в болгарскую Ясную Поляну. Так что да, Лев Толстой — мой покровитель, всегда мне помогает».
Источник: mel.fm